Социальный палач. Тропою отца

топ 100 блогов sapojnik25.07.2015 «Новая газета» в своей статье про Машу Гайдар пишет, что благодаря ее усилиям на посту вице-губернатора по здравоохранению Кировской области «удалось сэкономить около 250 миллионов рублей». Радиостанция «БизнесFM», тоже рассказывая о Гайдар, сообщила, что «в Кировской области Маша Гайдар достигла успехов в оптимизации сферы здравоохранения – жители отдаленных сел и районов стали ездить за медуслугами в районные центры».

В обоих случаях очень ясно видно, что и газета, и радиостанция хотели сделать положительный материал о героине, представить ее с лучшей стороны. Однако, несмотря на все старания, комплимент у обоих получился какой-то двусмысленный. В самом деле, что такое «экономия» и «оптимизация»? Для большинства читателей оба слова, особенно в применении к здравоохранению, ассоциируются с сокращениями врачей, коек, санитарок и нянечек, с закрытием «неэффективных» лечебных пунктов в отдаленных деревнях и городках – словом, с сокращением широты охвата населения государственной лечебной помощью.

«Новая», впрочем, приводит слова самой Марии Гайдар – та опровергала инсинуации и утверждала, что на самом деле она сокращала только лишние и так называемые «пустые» вакансии; она даже привела в пример некую маленькую больничку, в коей числился один врач и шесть бухгалтеров по штату – Мария Гайдар навела в ней порядок (видимо, упразднив всю больницу целиком).

Даже если допустить, что злопыхатели лгут, а Гайдар говорит только правду – то есть ее усилиями действительно были сокращены исключительно пустые и ненужные, заполненные не пойми кем вакансии в системе кировского здравоохранения на 250 млн. рублей – все равно от такой заслуги остается некий неприятный осадок. Вроде бы хорошо – спасти четверть миллиарда «народных» рублей, или четверть «капелло». (Мы теперь получили универсальную единицу измерения для подобных подвигов – один «капелло», имея в виду сумму, которую получил в качестве отступных бывший главный тренер сборной РФ по футболу – за то, что он НЕ БУДЕТ тренировать сборную дальше; там как раз был примерно 1 млрд. рублей).

Но, с другой стороны, чего-то во фразе «она сэкономила 250 млн. рублей» не хватает. Хочется продолжения, например – «она сэкономила на ненужных больным жителям затратах 250 млн. рублей и успешно перенаправила эти средства на другие, нужные и полезные вещи, такие как…» Однако продолжения нет. Честные «Новая» и БизнесФМ говорят только о том, что было на самом деле.

То есть вице-губернатор по здравоохранению попросту вывела из системы здравоохранения Кировской области 250 млн. руб. Очень возможно, что эти деньги тратились в системе неэффективно, однако до прихода Гайдар они в системе были, а после ее работы их в системе не стало. Неудивительно поэтому, что никто из журналистов, даже обуреваемые искренним желанием похвалить Машу, не смогли написать, что хоть кто-то из бывших подчиненных Марии по Кирову жалеет о ее уходе. Таких, по всей видимости, просто не нашлось. А что жалеть о человеке, который, образно говоря, пришел хорошенько пошукать у вас по карманам с целью изъять из них «лишнее»?

Нетрудно, кстати, заметить, что, перейдя после Кирова в мэрию Москвы, в советники к Печатникову, Маша, по сути, занималась тем же самым – помогала изымать «лишнее» на сей раз из кармана московского здравоохранения. Более того – простодушные украинцы так и не поняли, что и к ним в Одессу Маша прибыла ровно с той же самой миссией, в которой она, надо полагать, стала уже докой: не поддерживать незалэжность и не бороться с москалями, а… «резать косты». Сокращать расходы и оптимизировать.

В бизнесе эта функция на самом деле весьма востребована и почтенна, даже почетна. У нее даже свое название имеется – «корпоративный палач». Палач – это специальный менеджер, задача которого – почикать как можно больше «лишних» расходов и выгнать как можно больше «лишних» людей, а оставшимся по возможности урезать зарплаты, бонусы и премиальные. За это корпоративные палачи пользуются ясной, искренней и беспримесной ненавистью всех своих подопечных – и большим уважением хозяев предприятия.

Маша у нас, впрочем, специализируется в сфере государственного управления. Как же назвать ее специализацию – может быть, «социальный палач»? Как бы то ни было, очевидно, что функция «социальных палачей» («палачей социалки») на стремительно тонущей в пучине финансового кризиса Украине должна быть еще более востребована, чем в пока еще сохраняющей остаток нефтедолларов России. И в этом смысле Мария поступила очень правильно, перескочив в жовто-блакитную лодку.

Правда, умиляет, как ничего не подозревающая украинская публика старательно демонстрирует Гайдар, как она ее не любит за то, что она, дескать, «москаль». Будь Маша потемпераментней, она вполне могла бы в ответ расхохотаться и громко заявить: «Вы меня не любите?! Подождите –я тут немного поработаю, и вот тогда вы меня начнете по-настоящему НЕНАВИДЕТЬ!»

Ибо такова, на самом деле, ее работа.

Главный вопрос – нужна ли она, такая работа, в некоем экзистенциальном смысле? Надо ли «резать косты», и если надо, то где же все-таки надо остановиться?

Это вопрос мощный, философский, и упирается он, между прочим, в тот вопрос, ответ на который искал в своих многочисленных теоретических работах до самой своей смерти отец Маши, Егор Гайдар – «Мог ли выжить в экономическом смысле СССР?» Ответ Гайдара – нет, не мог, прежде всего – по чисто экономическим причинам.

Ответ, который все более и более популярен среди нынешнего населения РФ – мог, и еще как! Постепенно это становится мейнстримом в «политической повестке». То есть народ все больше и больше верит, что все возможно одновременно – чтобы капитализм и частная собственность были как при капитализме, а бесплатное здравоохранение, тотальная соцзащита, охрана материнства и детства, всеобщая государственная пенсионная система и бесплатное образование вплоть до высшего – как при социализме, точнее, как ДЕКЛАРИРОВАЛОСЬ при социализме.

Поэтому мы живем сейчас в довольно шизофреническом государстве – власти которого на словах всячески уверяют, что «да-да, мы строим социализм и систему всеобщего благоденствия как в СССР и даже лучше», а на деле пользуются услугами менеджеров типа Маши Гайдар во ВСЕХ сферах – то есть старательно «режут косты». Чем больше «костов» урезается – тем оглушительнее риторика агитпропа в духе «за народ всем пасть порвем» и «люблю народ – не могу».

Что такое Маша в этом царстве шизофрении? Маша – это трудолюбивый муравей, который изо всех сил старается поддержать баланс идущей вразнос системы. Не «системы здравоохранения», а ВСЕЙ системы. В целом. Такова планида «системного либерала» - получая тычки и плевки со всех сторон, делать дело, за которое в перспективе можно разве что получить тычков и плевков вдесятеро больше. В общем – работа для мазохиста.

Для того, чтобы заниматься таким делом, нужно очень сильно верить, что СССР невозможен.

Меня тут только одно смущает: неужели папа не объяснил дочке, что путинская РФ точно так же невозможна? Это ведь тоже мираж, причем - даже не на 70 лет...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В-общем, когда я писала, что реакция моего мужа последует, я знала, о чем говорю. Ну вот, собственно... Полагаю, на этом наша семья и завершит историю. А то сегодня мне позвонила корреспондентка еженедельного глянца и спросила, готова ли я к ...
Любители снимать ремейки советской классики не унимаются. На этот раз досталось "Бременским музыкантам", Костюмы примерно также уродливы, как в провалившемся американском мюзикле "Кошки" ...
Сегодня я подвожу итог сентябрьского сбора «На теплые вещи для фронта». Общая сумма пожертвований составила почти 493,5 млн руб. В сборе приняли участие более 185 тыс. граждан и организаций. Были отшиты, закуплены и доставлены военным более 220 тыс. теплых вещей. В том ...
Оригинал взят у grimnir74 в ЕВРЕИ И РЕВОЛЮЦИЯ - МИФЫ И ПРАВДА     Из 15 человек, входивших в Первое советское правительство, было 6 русских (Авилов-Глебов, Ленин, Милютин, Ногин, Оппоков-Ломов, Рыков, Скворцов-Степанов, Шляпников), 4 украинца (Дыбенко, Лунач ...
Возвращаясь вчера домой с романтичнеского свидания с горячим брюнетом с московской пропиской, у меня вдруг резко испортилось настроение. Вот на пустом месте. Ни с чего. Раз, и весь мир - бардак. А люди - бляди. Хотя, если подумать, - чего печалиться ...