"Снился скелет в огне": что мешало Кэмерону снимать "Терминатора"
amarok_man — 08.11.2022
Теги: Кэмерон

Автор двух из трех самых кассовых фильмов в истории («Титаник» и
«Аватар») Джеймс Кэмерон стал одним из последних заметных учеников
режиссера «фильмов категории Б» Роджера Кормана, через чью школу
дешевого и быстрого производства прошли признанные голливудские
мастера: Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Джек Николсон и
многие другие
В 1978 году Кэмерон принес ему свой дебютный короткометражный
фильм «Ксеногенезис» и устроился на работу в качестве автора
спецэффектов. Опыт, полученный на дешевом производстве таких
фильмов, как «Галактический террор», помог ему в работе над
проектом Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка», который стал первой
крупной работой будущего режиссера.

Уроки, усвоенные за время работы над низкобюджетными
хоррорами, пришлись кстати — в «Побеге из Нью-Йорка» есть несколько
сцен с трехмерной моделью Нью-Йорка, которую демонстрируют
зрителям. На тот момент технология CGI была еще достаточно дорогой,
поэтому для создания эффекта 3D-модели будущему режиссеру «Аватара»
пришлось пойти на хитрость

Он вручную сделал модель Нью-Йорка из картона и пластика,
после чего выкрасил ее в черный цвет, а по краям облепил светящейся
лентой. Благодаря этой находке на большом экране получившиеся кадры
выглядели как компьютерная анимация.
После успеха «Побега из Нью-Йорка» Кэмерону представилась
возможность самому поставить фильм в качестве режиссера —
постановщика хоррора «Пираньи 2: Нерест» Миллера Дрейка уволили, а
его место предложили талантливому автору спецэффектов.

Оборотной стороной медали стало то, что продюсерам был нужен
управляемый новичок, а условия работы в Риме были для Кэмерона
очень тяжелыми. Из-за низкого бюджета ему за свои деньги пришлось
приобрести водолазное оборудование, съемочная группа не понимала
английского языка, а продюсер не подпускал режиссера к монтажному
столу.
Все эти проблемы привели к тому, что под конец съемок Кэмерон
слег с жаром. В одном из снов он увидел образ, которому суждено
было войти в историю мировой поп-культуры.
«Однажды мне приснился металлический скелет, выходящий из огня
— человекоподобная конструкция, неуязвимая и бездушная, одержимая
единственной целью — убивать, сметая все на своем пути. Образ был
настолько объемным и реальным, что я проснулся в холодном поту.
Некоторое время я не мог прийти в себя от ужаса: прошло немало
времени, прежде чем я осознал, что мне ничего не угрожает», —
вспоминал сам он позднее.

Сценарий к будущему блокбастеру Кэмерон написал в соавторстве
с Уильямом Уишером, который снялся в главной роли в
«Ксеногенезисе». Они продали его за один доллар будущей второй жене
режиссера Гейл Энн Херд, которая представила его крупным
голливудским студиям.
Получить согласие оказалось не так-то просто. Если на стадии
подготовки «Терминатора» наработанные за время низкобюджетного
производства связи и опыт сыграли положительную роль, то в ходе
встреч с кинобоссами этот же опыт оказался помехой — из-за
репутации «Пираний 2» с Кэмероном не хотели сотрудничать
«приличные» компании.
Согласие на прокат Херд получила только в Orion Pictures,
руководство которого поставило условие, что финансирование для
проекта съемочная команда найдет у кого-нибудь еще.

Как раз в это время на американском рынке пыталась освоиться
британская студия Hemdale Film, которая была готова вложить в
проект $4,5 млн. Для привыкшего к этому моменту работать в
партизанских и полуподпольных условиях Кэмерона такого бюджета было
достаточно.
Сценарий фильма перерабатывался пять раз: первый вариант был
написан 11 октября 1982 года, последний — 3 марта 1984 года.
Продюсеры не очень верили в успех будущего фильма, поэтому
постоянно просили внести изменения. У одного из них даже возник
конфликт с Кэмероном из-за желания оборвать картину на сцене взрыва
бензовоза.
Напряженные отношения со студией и неоднозначный материал
привели к тому, что на продвижении и маркетинге «Терминатора»
сильно сэкономили. Никто не ожидал, что он сможет продержаться в
прокате больше двух недель. Даже когда успех стал очевиден, на
рекламу не выделили дополнительно никаких средств.

След, который оставил после себя «Терминатор», в культуре
переоценить сложно. Его популярность ускорила развитие цифровых
видеотехнологий, персонажи и сюжет стали каноническими, а
философский посыл оценил даже Андрей Тарковский.
Исполнитель главной роли Арнольд Шварценеггер неоднократно
позднее выражал сожаление в связи с тем, что фильм мог бы принести
в два раза больше прибыли при правильном обращении. Сам же
«Терминатор» остался памятником тому, как можно извлечь
максимальный результат из кажущихся скромными стартовых
условий.
https://www.gazeta.ru/culture/2019/08/16/a_12582175.shtml