Смерть княгини Ольги
sergeytsvetkov — 26.03.2024В Повести временных лет «лето 6477» (969) отмечено как год кончины княгини Ольги.
Святослав в это время якобы находился в Киеве (на самом деле воевал в Болгарии). Ольга, которая уже была смертельно больна, уговаривала его дождаться ее смерти: «погреб [похоронив] мя, иди куда хощеши». И «по трех днех умре Ольга. И плакася по ней сын ея и внуци ея и людье вси плачем великим. И несоша и погребоша ю [ее] на месте. И бе заповедала Ольга не творити тризны над собою. Бе бо имущи презвутер [священника], сей похорони блаженную Ольгу [по христианскому обряду]».
Согласно Иакову Мниху, княгиня умерла 11 июля.
Ольгино Житие добавляет, что тело княгини по смерти сохранялось нетленным и источало благоухание. Позднее князь Владимир перенес честные мощи своей бабки в построенную им церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную) и положил у стены, в открытом каменном саркофаге. Верующие по своим молитвам получали возле Ольгиной гробницы исцеления от недугов. Особенно поражало людей следующее чудо. Над гробницей Ольги в церковной стене было сделано оконце, которое само приоткрывалось перед теми, кто приходил к чудотворным мощам с твердой верою, причем наиболее достойные могли видеть исходящее от них чудесное сияние; маловерные же не только не имели возможности взглянуть на мощи через окошко, но даже и в самом храме видели один гроб.
Все эти подробности появились в позднейшей церковной традиции; Иакову Мниху и Повести временных лет они не известны.
В 1635 г. киевский митрополит Петр Могила, расчистив развалины Десятинной церкви, провозгласил, что открыл останки Ольги. Но в XVIII в. Синод поставил под сомнение подлинность найденных мощей и, под давлением правительства, скрыл их в некоем тайном месте.
Исторический образ Ольги в памяти русских людей расслоился на двух, очень непохожих друг на друга женщин. В церковно-книжной традиции Ольга чтилась как «мудрейшая всех человек», «блаженная» (с 1547 г. – святая равноапостольная) княгиня, первая вошедшая в Царство Небесное «от Руси». Летописец заключил повесть о ней вдохновенным панегириком: «Си бысть предтекущи хрестияньстей земли, акы деньница пред солнцем и акы заря пред светом; си бо сияше, акы луна в нощи, тако и си в неверных человецех светяшеся, акы бисер в кале. Кальни бо беша грехом, неомовени крещением святым. Си бо омыся купелию святою, и совлечеся греховныя одежа ветхаго человека Адама и в новый Адам облечеся, еже есть Христос. Мы же рьцем к ней: радуися, русьское познание к Богу, начаток примирения быхом. Си первое вниде в цесарьство небесное от Руси; сию бо хвалят русьстии сынове, акы начальницю, ибо по смерти моляше Бога за Русь».
В народной среде отношение к Ольгиной «мудрости» (в языческом ее понимании) колебалось между восхищением и страхом. Хитрость вождя, его умение говорить «клюками» были вообще чрезвычайно ценимыми свойствами [Хрущев И.П. О древне-русских исторических повестях и сказаниях: XI–XII столетия. Киев, 1878, с. 116]. Но если обладательницей их была женщина, то это пробуждало в мужчинах древний ужас перед демонической Лилит*, губительницей мужчин [Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. М., 1993, с. 49–51]. Победа Ольги над «древлянами» глубоко врезалась в народную память, где, однако же, княгиня-мстительница преобразилась в опасную ведунью, которая «перевела много князей» [Якушкин П.И. Путевые письма // Якушкин П.И. Сочинения. М., 1986, с. 113–114], в том числе и самого Игоря. В этом качестве «мудрая» Ольга встала в ряд с другими «злыми женами» древнерусских былин**.
* Лилит – коварный, обольстительный и жестокий женский демон в мифологии семитских народов Передней Азии.
** В некоторых преданиях Овручского уезда Ольга, восстающая против мужа, носит имя Катерины [Коробка Н.И. Сказания об урочищах Овручского уезда и былины о Вольге Святославиче. СПб., 1908, с. 5]. Катерина олицетворяет в былинах неверную жену.
Смешанное со страхом преклонение перед сверхъестественными способностями Ольги выразилось также в почитании природных и рукотворных Ольгиных «мест» и реликвий. Стоит отметить, что большинство таких памятников не имеет отношения к христианству Ольги, к церковному прославлению ее как святой равноапостольной княгини, будучи напрямую связано с языческой символикой, – например, сани (важный атрибут славянской похоронной обрядности), колодцы или камни (почитание славянами колодцев-«кладезей» и камней – неотъемлемая часть обличительной антиязыческой церковной литературы) и т. д. Похоже, что крещение Ольги и ее последующая канонизация почти не остановили на себе народного внимания, прошли как-то мимо него.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!
https://dzen.ru/.../poluchil-tiraj-suvorova-naletai-i-eto...
«Названный Лжедмитрием».
https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2363558.html
Последняя война Российской империи (описание)
https://sergeytsvetkov.livejournal.com/476612.html
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]