Сложности русской души
trim_c — 05.06.2017 Из немаленькой статьи Ивана Давыдова сделал я небольшую вырезку, мне кажется все интересное сосредоточено там.Новость о том, как Владимир Путин вместе с патриархом Кириллом открывали в Сретенском монастыре на Большой Лубянке храм Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, показали все телеканалы. Патриарх напомнил о неправедных приговорах, которые здесь же, неподалеку, на Лубянке выносились невинным людям, а президент сказал положенные слова об опасности расколов и необходимости сохранять единство: «Мы знаем, как хрупок гражданский мир. Теперь мы это знаем. Мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов. И именно поэтому наша общая обязанность — делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации».
Любой другой на его месте еще и призвал бы сплотиться вокруг национального лидера, как теперь принято, но он сам национальный лидер, ему все-таки неловко.
Эти два события, поставленные в ряд, — отличный комментарий к рассуждениям про единство. Единство нации — это когда одни и те же люди, руководствуясь, разумеется, лучшими побуждениями, скидываются на храм, построенный в память о невинно убиенных, и пишут на знаменах имя палача, который этих невинно убиенных, говоря прямо, убивал. И рассуждают о преемственности, о наследии тех, кто дело палача продолжил. Цена такого «преодоления расколов» — раскол общественного сознания, проблема, требующая описания в психиатрических терминах.
Вот мы задавали вопрос по поводу присоединения Крыма, как следует оценивать его с точки зрения права:
1. Мы имели право присоединить Крым
2. Нет, присоединение Крыма это нарушение международного права
3. Это нарушение международного права, но мы имели на это право
И получили огромный пласт ответов типа "3": да, это нарушение права, но мы на это имели право.
Или вот такая цитата из того же Левинсона
опыт многих социологических опросов говорит: если распределения ответов в разных социальных группах не различаются, значит, исследование отразило не разделение общества на сторонников разных позиций, а наоборот, единообразное состояние сознания во всех общественных слоях (в последнее время это отмечается у нас все чаще). А вот само состояние сознания внутренне противоречиво.
Именно такая ситуация называется двоемыслие.
Однако такое состояние сознания отчетливо наблюдалось при Сталине и распространилось сейчас - когда в одной голове прекрасно сочетаются взаимоисключающие суждения.
И при этом раскол по мнению самого носителя такого сознания - отсутствует.
А правда допускает некоторую толику лжи - как указал Жванецкий, который тоже этого не придумал, а подметил.
И это - просто свойство сознания, и я подозреваю, что бытовало оно еще и до революции - но тут я вступаю на зыбкую почву предположений. Однако когда Тургенев изумлялся логике нигилистов, он просто еще не знал о народовольцах, которые убивали отдельных людей исключительно из любви к человечеству. Любви подлинной и искренней.
Так что перед нами сложности русской души не в ее путинском, а в ее экзистенциальном выражении, когда патриотизм и притом абсолютно искренний прекрасно сочетается с обворовывание того самого государства, от любви к которому у этого же вора буквально наворачиваются слезы на глазах.
Искренние слезы
|
</> |