Славная свадебка женевского балета
luckyed — 12.06.2013 Ежегодно в мае - июне в Иерусалиме проводится традиционный Фестиваль Израиля.Фестиваль искусств. Драматический театр, опера, балет, классическая музыка, джаз...
Одно из самых ожидаемых событий, так как появляется дополнительная возможность увидеть что-нибудь по-настоящему серьёзное. Особенно в рамках театральных. Питер Брук, Лев Додин, грузинский, польский, японский, французский, американский театр и многое другое побывало в Иерусалиме, благодаря замечательному этому событию.
Но, увы, в последние несколько лет программа фестиваля существенно обеднела. А нынче...
Лишь одно событие привлекло внимание. Женевский Большой Театр (Grand Théâtre de Genève) привёз на фестиваль два балета. "Свадебку" (Les Noces) Стравинского в новой постановке голландки Диди Вельдман и "Glory" на музыку Генделя в хореографии Андониса Фониадакиса.
Интересно отметить, что премьера "Свадебки" в хореографии Брониславы Нижинской состоялась в парижском Théâtre de la Gaité-Lyrique 13 июня 1923 года. А в Иерусалиме мы её увидели 7 июня 2013-го года. Практически отпраздновали 90-летний юбилей знаменитого балета.
Пустая сцена, погружённая в мрак. Белый дым, ажурная конструкция под потолком. Начинается представление. Музыка. Яркие лучи света пробиваются сверху, вызывая завихрения и дрожь в дыме-тумане. Среди теней появляются 11 пар.
Женщины в нарядных чёрных длинных платьях и мужчины в ослепительно-белоснежных костюмах. Контраст света и цвета, мужского и женского начал - лейтмотив всего спектакля.
Начинается свадьба. Вернее, "Свадебка" - энергичная, музыкальная, весёлая, лихая. После чопорной сцены первого знакомства и переглядывания дамы "лёгким движением руки" превращают вечерние платья в не менее нарядные короткие юбки.
Гости всё теснее "сближаются". Пляски, "ручейки", радостные взаимные приветствия, коллективные "портреты в интерьере", нежность и буйство.
Рукопожатия сменяются объятиями, а объятия (свадьба ведь) - неизбежным раздеванием жениха и невесты. Гости, изрядно выпившие, как и полагается на свадьбе, балуются, безобразничают, играют в безумную чехарду
и даже обмениваются одеждами. Уже и не разберёшь кто с кем. Мужчины танцуют с мужчинами, женщины с женщинами...
А жених и невеста, слившись друг с другом и забыв обо всём и обо всех, готовятся стать мужем и женой буквально на глазах у почтенной публики и разыгравшихся друзей.
Но мы в приличном месте, дамы и господа. Свет медленно начинает гаснуть. Из тьмы всё пришло, в тьму и вернулось...
И дождались. За плечами греческого хореографа Андониса Фониадакиса годы учёбы в Греции и Швейцарии, работа с Морисом Бежаром в замечательном Лозанском театре "Бежар Балет" и в балете Лионской оперы. Он танцевал в постановках Иржи Килиана, Уильяма Форсайта, Начо Дуато, Матса Эка и других великих, а после сам стал заниматься хореографией. На сегодняшний день на его счету немало интересных постановок. Среди них - нашумевшая "Весна Священная" на музыку Стравинского. Обычно "Свадебка" идёт в паре с этим спектаклем, но на сей раз мы получили возможность посмотреть нечто иное.
12 отрывков из произведений Генделя - не только музыкальный фон для изящных и разнообразных хорографических экзерсисов, но и их неотъемлемая составная часть.
В абсолютно пустом и чёрном провале сцены, обрамлённой вязью лучей, появляются танцоры. Придворные танцы эпохи барокко элегантные и изысканные гавоты и менуэты впитали в себя элементы модерн-балета и превратились в завораживающее и яркое действо. Потрясающие костюмы известного греческого дизайнера и фотографа моды Tassos Sofroniou лишены примет как 18-го, так и 21-го века. Они вневременны.
По сцене дивными видениями проплывают мускулистые мужчины в чёрном и полуобнажённые женщины в белых или пёстрых разноцветных одеждах. Костюмы, как и музыкальные фрагменты не повторяются. Мужчину в чёрной юбке сменяет балерина в ярко-красном.
Пространство заполняется волнообразно колышущейся тканью, переплетением рук, тростей, лучей, бликов, теней.
Просто дыхание перехватывает.
Эта сцена сменяется другой, где танец из горизонтальной плоскости переходит в вертикальную. Танцоры, не прекращая движение, создают причудливые и яркие пространственные композиции.
Но вот и вечному движению танца приходит конец. "Аллилуйя" из оратории "Мессия" Генделя. Полуобнажённые танцоры вместе со зрителями вслушиваются в её божественные звуки.
Спектакль окончен, дамы и господа.
|
</> |