Сколковский университет

топ 100 блогов ammosov23.06.2010 Ну вот выходила-выходила с апреля моя статья в Ведомостях и вышла. Газетная версия - тут.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/06/24/238440

А оригинал под катом


В предыдущей статье я остановился на неожиданном и взятом ниоткуда выводе: для успешного создания высокотехнологического кластера нужен университет. Причем не простой, а нового типа.

Попробуем раскрыть эту мысль.

ТРИ ТИПА УНИВЕРСИТЕТОВ

Изначальные классические университеты, с 12 по 19 век, были только учебными заведениями. Болонья, Сорбонна, Оксфорд, Кембридж, Саламанка, даже первый американский университет Гарвард – все это были школы, где священники учили священников. Пьер Абеляр и Уильям Оккам – вот мыслители, которые заложили основы университетского образования. Что интересно, университеты стали и первыми в мире "корпорациями" – обществами, отделенными от своих членов и существующие посредством королевской "хартии" – устава. Учили в средневековых университетах "тривиуму" (грамматике, логике, риторике) и "квадривиуму" (арифметике, геометрии, музыке и астрономии). Завершалось обучение философией, богословием, а в дальнейшем – еще и правом или медициной вместо богословия, на выбор.

Великий естествоиспытатель Гумбольдт создал на базе идей просветителя Шлейермахера университет нового, второго типа, - исследовательский. Это была светская школа, где господствовали свобода и мысли и управления, а преподавание было совмещено с научной работой. Профессора были не только наставниками, но прежде всего учеными. Из Европы эту модель заимствовали в США и в Россию. Наши университеты выстроены в основе своей по гумбольдтовой модели.

Третий тип университета специально не создавал никто – но, думаю, когда время все расставит на свои места, его фактическим основателем будет признан Фредерик Терман, декан факультета электротехники и проректор Стэнфорда. Его усилиями в Стэнфорд были привлечены федеральные заказы на прикладные работы, создан технопарк Стэнфорда, основан первый приуниверситетский стартап – Hewlett Packard. Вокруг усилий Термана сложился с года кластер, известный нам как Силиконовая долина. Назовем этот тип университета – инновационным. Таковы лидеры сегодняшнего образования – Стэнфорд, Гарвард-МИТ, Кембридж.

Классический университет – образование. Исследовательский – образование и наука. Инновационный – образование, наука и бизнес. Пока весь мир соединял фазы прогресса в одну цепь, мы в СССР и России эту цепь распиливали В России университетская наука во многих случаях не была особенно сильной. Особенностью нашей системы был НИИ – чисто исследовательское заведение, никак не связанное с образованием. Университетские же преподаватели и профессора часто были сильнее в педагогике, но отставали и отстают от прогресса науки, иногда очень значительно. Исключения из этого процесса были, самое яркое из них – Физтех (тут я пристрастен – потому что там преподаю и работаю), созданный П.Л.Капицей и его коллегами на основе "базовых кафедр" – структур, объединявших учебу и научную работу студентов. Это было переосмысление опыта Кембриджа, одного из ведущих исследовательских университетов тогдашнего мира. Но в целом наша наука оторвалась от образования, а инновации не имеют отношения ни к науке, ни к образованию.


ЗАЧЕМ ?

Почему инновационный университет становится ядром инновационного кластера? Во-первых, он является источником пригодного для коммерциализации знания. Фундаментальные исследования в нем обогащают прикладные, прикладные – инженерные и практические. Идет и ежедневный обратный процесс информационного обмена – от экономики к науке. Наука не замыкается в "башне из слоновой кости", а живет в реальном мире, ощущая его пульс (но не подчиняясь ему слепо).

Во-вторых, он является источником кадров. Сообщество университета снабжает инновационную среду своего кластера предпринимателями, инженерами, менеджерами – и просто выпускниками, сохраняющими связь с альма матер, от бывших студентов до бывших преподавателей. А выпускники-инноваторы возвращают университету свои связи, пожертвования и просто активную помощь.

И в-третьих, он является источником культуры и жизни. Когда инноваторы отрываются от науки, их инновации тривиализуются, новые идеи в корпоративной среде родятся все хуже и наконец прекращаются. Когда профессор отрывается от науки и жизни – его ученики попусту теряют время, изучая уже умершие, отвергнутые и никчемные теории и навыки. Ну а когда ученый отрывается от жизни – он превращается в уверенное в своих превосходстве и гениальности надменное ничтожество, занятое лишь умственным самоудовлетворением.

Интеллектуальной элите всех трех родов крайне необходимо общаться с молодежью не только потому, что та впитывает их опыт и знания как губка воду – но и затем, что молодежь не чтит авторитетов, не ведает запретов и может задать вопрос, который не придет ни в чью голову, или высказать мнение, которого старшее поколение привыкло страшиться или отвергать на дальних подступах. Говоря метафорически, без постоянного преподавания у интеллектуала уши мхом зарастут.

ЧТО ?

Инновации ассоциируются с "жесткими" естественными науками, математикой и физикой. И это совершенно неверно. С момента создания университета придется порвать с традицией презрения "физиков" к "лирикам". В советское время, когда все было подчинено целям обороны, количество ученых и выпускников в естественнонаучных и инженерных специальностях превышало во много раз численность обществоведов и гуманитариев. В итоге пострадали все.

В новом университете должны быть представлены все отрасли человеческого опыта, как научного, так и культурного. Естественные науки от физики до тектоники, науки о жизни от клеточной биологии до палеоботаники, инженерные науки от механики до программирования, общественные знания от экономики до антропологии, гуманитарные знания от лингвистики до психологии, и творческие дисциплины от архитектуры до актерского мастерства – все это в университете необходимо должно быть исходно. На старте целесообразно предусмотреть в университете семь "школ" примерно одинаковой мощности по 100-120 преподавателей (нечто вроде традиционных для нас факультетов, но объединяющих каждая несколько десятков кафедр) – школа естественных наук, школа точных наук, школа инженерного дела, школа наук о жизни, школа общественных знаний, школа гуманитарных знаний и школа искусств.

Но очень важно изначально предусмотреть в структуре университета изменчивость. Структура наук не вечна – в живом знании все время возникают новые сегменты и уходят старые. "Отлить в железе" структуру университета нельзя. Как можно больше учебных программ и исследований должны быть сосредоточены в междисциплинарных областях и центрах. Комбинация образования по разным кафедрам всех семи школ под эгидой научных руководителя из одной школы позволит выпускать специалистов сотен различных специальностей, против десятков в самых мощных современных российских университетах.

Свобода знания означает также и то, что придется освободиться от высокомерного презрения к "тривиальным вещам" и не принимать заумность за научность. В Стэнфорде профессор может написать несколько научных работ о поведении людей на сайтах знакомств и соцсетях – а у нас государственные грантодатели высмеют такую заявку, несмотря на то, что браки и общение "по сети" уже сейчас кардинально меняют ткань нашего социума. Зато любой шарлатан-петрик принимается с почетом – за солидный вид и ужасно умные слова.

ГДЕ?

Где брать преподавателей университета? За рубежом или нет? Иностранцев или соотечественников? Вот тут однозначного ответа как раз нет, все зависит от предметной области. Технические и естественные науки в СССР были конкурентоспособны и востребованы – в результате 99% нашего золотого фонда сейчас за рубежом, в России остались только администраторы от науки да неконкурентоспособные и давно отставшие от мирового прогресса околонаучные пенсионеры. В естественных науках у нас успехи неровные, в инженерных и особенно компьютерных – весьма скромные (скажем спасибо Сталину за разгром генетики и кибернетики). В общественных науках у нас специалистов практически не было, но почти нет их и за рубежом. А вот русские гуманитарии вне России практически не были востребованы, и почти все они здесь.

Основная проблема – язык обучения. Английский – современная латынь, язык 80% научных публикаций, экономики, культуры, lingua franca мира. Вряд ли допустимо выпускать из университета хоть одного выпускника без свободного владения им и держать хоть одного неанглоязычного профессора. Но и переводить обучение на английский не стоит уже хотя бы затем, что русский – язык нашей культуры, а чего будет стоить этот университет, если он не будет новым санктуарием нашей современной культуры?

Но с проблемой дефицита кадров справиться довольно легко, если брать на работу преподавателями не ветеранов, а молодых ученых, у которых все еще впереди и море энергии. Преемственность поколений была нарушена еще в 1970 годы, и наследовать у сегодняшних педагогов и научных работников нечего, а нобелевские премии дают хоть и профессорам, но чаще всего за открытия, сделанные ими в аспирантах.

СКОЛЬКО ?

Много. Очень много. Позволить такой университет мы себе сможем лишь один.

Сделаем простой расчет "на салфетке". В ведущих мировых университетах (см.таблицу) на одного преподавателя в ранге от инструктора и ассистента до полного профессора приходится 3-5 студента и 1-2 аспиранта (точнее, докторанта), а с учетом профессиональных школ магистерского образования (медицинской, бизнес, право и инженерные) – до 6-7 студентов магистерского и докторского уровня. Нагрузка преподавателя должна быть не больше 2 курсов по 2 академических часа в семестр – иначе о новых курсах, науке и инновациях можно не вспоминать, профессор превратится в загнанную лошадь, нудя с кафедры десятилетиями одно и то же по вечному конспекту. И нам нужно укомплектовать все названные ранее направления. Это означает минимум 600-800 преподавателей всех уровней.

Зарплаты в академическом мире варьируются. Предел зарплаты полного профессора в востребованной области – 165-190 тысяч долларов США за учебный год. Менее популярные науки стоят дешевле – до 2 раз. Нижний потолок – примерно 60 тысяч долларов в год для ассистента. Допустим, средняя сумма зарплаты среднего преподавателя около 120 тысяч долларов (а нанимая в основном молодых, можем выиграть и еще 10-20 тысяч). Чтобы специалисты переехали сюда с готовностью откуда угодно, продолжая выплачивать там закладные за купленные дома и обеспечивая временно неработающих жен – им нужно предложить процентов на 30 больше (совет П.Грэма). Добавим еще треть сверх на соцналоги. Итак, в сумме это от 100 до 167 миллионов долларов в год на зарплаты преподавателей. Еще на 40% эту сумму увеличит персонал – каждому профессору нужен секретарь, два ассистента (они ж аспиранты), лаборант, и собственно аппарат университета. Итого, зарплатный фонд составит ежегодно от 150 до 250 миллионов долларов США. Это примерно половина текущего операционного бюджета. Общий – от 300 до 500 миллионов долларов в год.

Стартовые затраты также включают в себя постройку зданий, кампуса, оснащение лабораторий, библиотек, аудиторий… Чтоб материальная база университета отвечала самому переднему краю науки и не устарела хотя б лет 5 – следует заложить под нее максимальный объем амортизации. Для сложной техники это 3 года, для простой 10. Таким образом, это 10-летний бюджет на закупки оборудования – примерно 2 миллиарда долларов. Под университет нужно не менее 500 000 метров зданий. Лабораторные корпуса и датацентры потребуют особо качественной постройки. Современная нанотехнологическая установка или сервер, например, требуют особых режимов влажности, вибрации, питания – иначе они выйдут из строя, унеся с собой миллионы долларов инвестиций. Все остальное – учебные и офисные здания, спортивные сооружения, общественные здания, общежития, гостиницы, дома преподавателей – строится более-менее стандартно. Ну а хороший кампус начинается с нескольких квадратных километров и достигает нескольких десятков квадратных километров. Это еще 3 миллиарда долларов.

Итого, 5 миллиардов долларов единовременно и 500 миллионов ежегодно в течение 15 лет. До тех пор, пока университет не накопит научный и экономический вес, не обрастет эндаументом, пока его выпускники не разбогатеют – тогда он сможет постепенно брать на себя часть своего бюджета, от 10% через 10 лет до 30% лет через 15. Остальное все равно придется доставать из федерального кармана. Университеты не самоокупаемы, даже лучшие. Они – кост-центры национальной экономики, а профит-центр – инновационный кластер вокруг них.

Размазывать и без того скудные финансы по десяткам учебных заведений, как масло по бутерброду, непродуктивно. Позволить этого мы себе больше не можем. Нам необходим самый лучший университет, какой мы только можем создать. Только в этом случае деньги будут потрачены с толком.

КАК?

Здесь ответ прост.

С нуля!

Конечно, реконструировать в университет нового типа один из старых университетов можно. Можно слить в одну несколько школ. Но слияние институциональных культур и замена их на новую займут много времени, швы будут заметны и десятилетия спустя, а выигрыш будет невелик – ни одно учебное заведение в России не обладает в готовом виде и десятой долей того научного, человеческого и культурного актива, что нам нужен.

И на самом деле это более чем типичная ситуация для России.

На каждом модернизационном рывке у нас возникал новый институт и тип высшего образования. Петровские реформы неразрывно связаны со Славяно-Греко-Латинской академией братьев Лихудов, Навигацкой школой воина-ученого Якова Брюса. Эпоха просвещенного абсолютизма Елизаветы создала руками Шувалова и Ломоносова Московский университет. Новые университеты – Казанский, Санкт-Петербургский, Харьковский, МВТУ связаны с реформами царей 19 века, а ближе к его концу появились Высшие женские курсы, Железнодорожный институт. Последний рывок – ядерный проект СССР – породил Физтех и МИФИ. Даже в тех случаях, когда делались попытки создать новую форму на базе старого вуза (как это было с тем же Физтехом), сопротивление старой организации и логика инновационного развития очень быстро разрывали эту связь, и новый университет обособлялся.

Поэтому правильнее всего построить с нуля. Новый университет с новой структурой, новыми программами, новыми людьми и по новому плану. Новый университет для новой экономики и новой страны.

Врезка -- Сравнительные показатели ведущих инновационных университетов

                Сколково        Стэнфорд        Гарвард MIT     Кембридж
Профессора      чел     800     1910    2100    1183    1590
Студенты        чел     2400    6878    6655    4232    11815
Аспиранты       чел     4800    8441    15640   6152    5789
Площадь кв.км   5-10    33,1    20,1    0,6     6
Здания  кв.м.   500000  1263000 2328000         349000
                                                
Доход   млн долл        500     3500    3480    2420    1130
Плата за обучение               2%      11%     18%     9%      12%
Гранты на НИОКР         30%     30%     19%     57%     35%
Доход от эндаумента             0%      30%     38%     23%     7%
Пожертвования           0%      6%      8%      4%      0%
Госфинансирование               67%     0%      0%      0%      28%
Прочее          0%      23%     17%     7%      18%
                                                
Расходы млн долл        500     3100    3460    2460    1120
Зарплата                50%     53%     49%     46%     53%
Операционные расходы            50%     31%     48%     45%     46%
Особые программы                        10%     0%      0%      0%
Финансовая помощь                       6%      3%      9%      0%
                                                
Жертвователей                   104000                  
Пожертвований   млн долл                542     602     331     
Эндаумент       млн долл                12,6    36,9    9,51    1


Источник: Инновационный институт при МФТИ

PS. Данные по зарплатам дал Сколковский университет [info]uzhas_sovka

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
На территории Руины в нацгвардию и армию загребли этой весной самое тупое , пьяное и примитивное укро-быдло . Потому что все остальные, в том числе и визгливые интернет-каклы, грозившие "в горах Крыма устроить москалякам кровавую баню", заплатили по 300-400 баксов военкомам отступных ...
Знакомая сломала руку. Каталась на гироскутере и очень неудачно с него упала. Сложный перелом с осколками и смещением. Нормальный человек, имхо, посочувствует, а близкий - окажет помощь посильную. Но от того, как повел себя ее муж, офигели все присутствующие. Сразу после перелома, вместо ...
Даже и не знаю, вот реши я запустить рученьку в Закрома, кем бы мне хотелось быть — чиновником, вынужденным подстраиваться под не им принятые правила игры, которые заведомо принимались уж точно не в его личных интересах или кристально честным человеком, который правила игры ...
Обернёшься, а они уже рядом... Как плачущие ангелы в "Докторе Кто". ...
Привет всем уважабе с болотных равнин и дымных испарений. Нам тут много, кто-нибудь да знает: я тут немного прокосячил, а теперь хочется с минимальными потерями выйти из ситуации, но разума замкадыша не хватает для четкой и быстрой оценки действий. Нужен хороший диагност по переписке, или ...