Сказки на пятидневке. Гостинцы. Не Арина Родионовна. Пыточная...

топ 100 блогов natalia_goodler04.02.2022
Сказки на пятидневке. Гостинцы. Не Арина Родионовна. Пыточная...

Часть 1

Сад
Те, кто родился в СССР, скорее всего, помнят детские дошкольные учреждения, советских времён.
Тогда существовали районные и ведомственные детские сады. Большинство моих ровесников посещали такие заведения.  
Мест в них часто не хватало. В том районе, куда мы переехали из центра, с садами вообще был большой напряг. 

Родителям предложили вариант - детский сад автозавода им. Лихачева. Отличный садик, с летней выездной дачей. Так говорили взрослые. Сад был уютной трёхэтажной пристройкой к жилому дому сталинской постройки. 

Пристройка во дворе жилого дома, бывший детский сад
Пристройка во дворе жилого дома, бывший детский сад

С территорией для прогулок, прямо во дворе здания, окруженной забором, через который можно было наблюдать жизнь большого дома с арками, телеателье и магазином на первом этаже.
Правда, сад располагался не рядом, а в нескольких остановках на метро, недалеко от станции Автозаводская.
Но! Да, существовало одно огромное но. Сад был пятидневкой.
Для тех, кто не знает: пятидневка это когда ребёнка в понедельник утром приводят в сад, а забирают в пятницу вечером.
В таком режиме пребывали все группы этого учреждения, соответственно, по вечерам никого не забирали, все дети были в равной ситуации.
Отдельная песня, как родители на это решились. Выхода не было. Бабушка работала и сидеть с внуками не могла. Рассматривали пятидневку, как временный вариант. Получилось до самой школы.

Конечно дети и родители скучали друг по другу. Временами было очень грустно, но вспомнить, что-то совсем нехорошее и, тем более, страшное не могу. Хотя...

Гостинцы
Из самого трогательного и грустного в памяти, пожалуй, раздача и поедание «гостинцев». Вечером, после ужина мы садились рядком на маленькие, расписанные под хохлому стульчики-полукругом вокруг воспитательницы, та доставала из шкафчика наши «гостинцы»- заветные свёртки и пакеты с мандаринами, печеньем, конфетами, леденцами, пастилой, оставленные родителями для таких случаев. Такая единственная связь с домом в течение рабочей недели. Свёртки у всех были разные, но нас учили делиться. И делиться нам нравилось.
Сад был небольшой, но «богатый» по тем временам. Завод, производящий грузовые автомобили и популярные бытовые холодильники, не жалел денег на детский быт, питание и игрушки. Воспитатели числились сотрудниками завода и получали зарплату, бОльшую, чем в обычных садах. Наверно, поэтому держались за работу.
А может быть мне просто на воспитателей везло.

Мне тут лет пять наверно. С той самой пятидневки
Мне тут лет пять наверно. С той самой пятидневки

Весь день был расписан по минутам- скучать некогда. Музыкальные занятия, рисование, подготовка к школе. Репетиции утренников к праздникам.  Вечером крутили диафильмы или включали черно-белый телевизор.
Иногда приходил фотограф. Долго расставлял всех для общего фото. Шутил с воспитательницами. Затем фотографировал каждого по отдельности. Девочек обычно с куклой в руках. Мальчиков с медведем или с большой металлической машиной с надписью «Хлеб». Машина была супер популярной игрушкой-у неё открывались дверцы, но самое главное, такой же точно фургон, только самый настоящий, каждый день привозил в сад продукты и разгружался у чёрного входа. Мы наблюдали за разгрузкой в окно. Водителя звали Васькой. Это знали все, потому что Васька был «хахалем» одной из наших воспитательниц. Та накидывала пальто и выбегала к машине. Василий легко и быстро вытаскивал поддоны, мешки и бидоны, закуривал, они о чём-то болтали, потом, на самом интересном месте, заходили за фургон и на минутку прятались от наших любопытных глаз.

Не Арина Родионовна
На ночь воспитатели уходили.
На дежурство заступала строгая пожилая няня. Няня выключала свет, оставляя одну лампочку в коридоре, чтобы можно было самим вставать ночью, не бояться темноты и не беспокоить её по пустякам. Она укладывалась на свободной кровати, рядом с дверью, не снимая синего сатинового халата с хлястиком на черных пуговицах и засыпала быстрее нас. На Арину Родионовну она была совсем не похожа и баловать нас сказками не входило в её планы.
В шесть утра в группе начинало орать радио. Няня вставала, чертыхаясь спросонья, делала потише этот свой импровизированный будильник, открывала буфет, включала кипятильник, заваривала кофейный напиток с цикорием из жестяной банки и звонко стуча ложкой, размешивала сахар. Затем громыхала ведром и протирала полы-возила по паркету тряпку на гигантской швабре. Сначала мыла в группе, затем в коридоре, на лестнице, короче, уходила всё дальше от спальни и от нас.
Этот отрезок утра был самым лучшим- мы давно проснулись и ждали момента, чтобы начать радостно беситься-бегать по спальне, кидаться подушками, прыгать на кроватях. Это были сладкие минуты свободы и неповиновения. Задача-оторваться на день вперёд, чем мы с огромным удовольствием и воодушевлением занимались. Заканчивалось тем, что привлечённая дикими воплями, прибегала взмокшая нянька, с платком повязанным на голове банданой. С трудом утихомиривала нас, грозя самым отъявленным «негодникам» мокрой тряпкой и обещая сдать воспитательнице с последующими оргвыводами и репрессиями. Но приходила улыбчивая Лариса Николаевна и нам ничего не было. 

Пыточная
Зубоврачебный кабинет в детском саду (школе)-ещё один повод для гордости народного образования и медицины советского периода. Был такой и у нас. Врач- полная брюнетка в приталенном белом халате появлялась не каждый день и всего на несколько часов. Но эти часы сад переживал с содроганием. Стоматолог ходила по группам отбирая себе жертв, по одной ей, известным приметам. Первая жертва обычно возвращалась назад через полчаса, с опухшим от слёз лицом и дрожащими руками, привнося в группу характерный запах стоматологии- запах боли и тревоги.
Все замолкали. Внутри холодело от ужаса, ноги становились ватными. Тягостная атмосфера окутывала игровую комнату. Настроение портилось даже у воспитателей. Повезёт не повезёт на этот раз... Не повезло. Моя фамилия звучала в списке очередных жертв. Мы становились парами и медленно брели в сторону кабинета, как на эшафот. Кто сказал, что лечить и удалять без анестезии молочные зубы не больно? Покажите мне этого человека, я посмотрю ему в глаза.
Пыточная кабинет был оборудован по назначению, всем необходимым: Креслом с потёртым подголовником, обитым коричневым дерматином, допотопной бор-машиной, набором свёрл-насадок и столиком с никелированными инструментами, резко пахнущими лекарствами и компонентами для пломб. Было предусмотрено всё, кроме обезболивания процесса.
На полу находилась круглая штуковина, напоминающая половину резинового мяча. Врач с силой наступала на неё, бор-машина включалась и начинала противно визжать, набирая скорость. Глаза закрывались сами собой, страх и боль вдавливали в кресло. Зуб плохо поддавался. Адская машинка подло и без разрешения сбрасывала обороты, становилось ещё неприятнее. Слёзы текли по щекам. Инквизиторша откровенно злилась...
Через открытую дверь кабинета картину наблюдали товарищи по несчастью. Они сидели на узкой лавочке-«банкетке», тесно прижавшись друг к другу, как воробьи, и в ужасе ждали своего часа. Наконец зуб был достаточно рассверлен. Врач успокаивалась, удовлетворённо присаживалась рядом, брала стёклышко и быстро замешивала на нем раствор для будущей пломбы. Потом замазывала пустоты и разравнивала блестящим холодным шпателем.
Всё когда-нибудь заканчивается и пытка тоже. Я возвращалась в группу. Язык нащупывал на зубе, что-то постороннее, шершавое, лишнее и мешающееся. Зато в пятницу дома, я буду рассказывать: мне поставили пломбу и это совсем не страшно.
«Цементные» те пломбы были примитивны, далеко не идеальны, и редко держались больше нескольких месяцев. Чаще всего они отваливались сами по себе, а самые прочные - с помощью ирисок, с весьма ироничными названиями: «Золотой ключик» или «Ледокол».
Брюнетка приходила снова и всё повторялось.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нефорум Арктика успел застать последние дни мурманского лета. В зеленой листве деревьев уже можно было найти отдельные желтые пятна, но только если внимательно приглядываться. А разбирая фотографии, видишь три основных цвета - зеленая растительность, желтый порт, серое небо и дома (к ...
14:51 11.02.2015 О литературном... В последнее время мой градус мизантропии просто зашкаливает на этой почве. Я конечно мог бы долго распинаться о никчемности отечественных писак, но я просто приведу статистику в цифрах - за год я добавил в "хорошее" 15 произведений. В черный спис ...
Сегодня в Свердловской области случилось любопытнейшее событие - депутаты законодательного собрания отменили прямые выборы мэра Екатеринбурга и решили, что теперь градоначальника будут выбирать не жители города, а депутаты городской думы. По существу это переход от прямой демократии к ...
Когда с нами что–то происходит, хочется понять, как это было у других. Вот например: оказаться в одиночестве — это наказание или благо? Существует множество примеров, когда люди сознательно удалялись от мирской жизни. Да что люди, целые страны отгораживались от мира железным ...
Нет, ребята. Хоть мне и 42 года и я не с луны свалился, но каждая новость порождаемая деятельностью наших властей (что федеральных, что местных) раз за разом сбрасывает меня в зияющие пучины феерического обалдения. Владимир Путин разрешил ...