"Сказка о Мальчише-Кибальчише" (1964) - идеология и красота
selyanka1 — 07.11.2025
В 1964 году для советских детей сняли красивую революционную теперь
уже почти притчу - "Сказка о Мальчише-Кибальчише". Почти
притчу, потому что и сейчас супер актуально, а на дворе 2025
год.
В фильме полностью сохранён гайдаровский дух –
писатель был романтиком, который видел в сражениях нечто, вроде
очистительного пламени. Динамика, напор, ветер в лицо…
Кадры из фильма "Сказка о Мальчише-Кибальчише" (1964).
Сказка Аркадия Гайдара уникальна не только тем, что она
представляет собой фабулу внутри другого сюжета, но и тем, что в
ней гениально сплетены идеологические и фантазийные начала. Фильм
Шерстобитова – это ещё и выверенная красота изложения.
Здесь эстетство самого высшего уровня. Каждый кадр –
восхитителен. Эта ширь полей, солнечный полдень, синева неба и –
алые маки. Они символизируют революцию и – кровь. Гайдар, помимо
того, что слыл романтиком, отличался авторской жёсткостью. А иной
раз – жестокостью.

Кадр из фильма "Сказка о Мальчише-Кибальчише" (1964).
Уже начало впечатляет – силуэты будённовских конников и –
огромный шар, как на картине Константина Юона "Новая планета".
Красного цвета здесь очень много – рубаха Кибальчиша, звёздочка в
его ладони – крупным планом, зарева, сполохи.
В 1960-х шла активная эстетизация революций, Гражданской войны
и межвоенного мига счастья, именуемого по науке Interbellum. Сказка
о мальчишах-64 – из той же серии. Уходящие на битву отцы, братья и
дети показаны, как герои патетических полотен.

Кадр из фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише»
(1964).
Примечательно, что эстетично изобразили обе стороны – и добро,
и зло. И наши, и буржуины явлены максимально круто. В этом смысле
"Сказка о Мальчише-Кибальчише" напоминает "Город мастеров"
(1965), где ремесленники в алых одеждах противостоят чёрно-белым
рыцарям герцога де Маликорна.
Здесь та же цветовая гамма – наши под красными знамёнами и
чёрно-белое, графичное Буржуинство. Жизнь, витальность против
застывшего мира теней, линий, чёрных цилиндров. Высокое небо против
клубов тяжёлого дыма, порождённых нашествием.

Кадры из фильма "Сказка о Мальчише-Кибальчише"
(1964).
Буржуинская армия – это своеобразная смесь Антанты с немцами
времён кайзера – все эти каски с рожками. Белый цвет – как некий
символ белогвардейцев. Красные против Белых. Или как на плакате Эля
Лисицкого: "Клином красным бей белых".
Эль Лисицкий "Клином красным бей белых". 1919—1920 года
А ещё была позаимствована сцена из "Чапаева" (1934), где
стройно-лощёные каппелевцы устроили "психическую атаку". Помните
фразу: "Красиво идут! Интеллигенция…"? Сказочные буржуины тоже
красиво двигаются, несмотря на явную карикатурность.

Кадр из фильма "Сказка о Мальчише-Кибальчише" (1964).
Обиталище Главного Буржуина – чертог с лестницами, и на эти
ступени постоянно обращают внимание зрителя.
А как хорош сытый Плохиш! Да, он гад и дитя-пoдонок, но в этом
чёрном костюме и белых гольфиках он просто сказочный принц.
Во взгляде на Буржуинства действует обаяние зла, когда явно
отрицательный персонаж смотрится шикарным – этим приёмом наши
кинематографисты пользовались и в изображении белогвардейцев, и в
показе какой-нибудь заграничной жизни с идеальными красотками.

Кадры из фильма "Сказка о Мальчише-Кибальчише"
(1964).
И как же в детском кино обойтись без юмора? Великолепен
агент-лазутчик №518 в исполнении Сергея Мартинсона. А какая у него
суперсовременная видеосвязь… А как он общается с Плохишом,
закармливая обжору пряника и халвой!
Кадр из фильма "Сказка о Мальчише-Кибальчише" (1964).
Великолепно сыграны сцены, где юный актёр Серёжа Тихонов
перебрасывается репликами с мэтром комедийного жанра - Мартинсоном.
Финал картины – страшен и, меж тем, оптимистичен. Нам говорят:
жертва Кибальчиша не была напрасной, а потому: "Летят самолёты –
привет Мальчишу!"
Кадр из фильма "Сказка о Мальчише-Кибальчише" (1964).
Отсюда