Скандинавский стиль: "а был ли мальчик?"
home_and_garden — 22.01.2019Некоторое время назад в сообществе H&G я пообещала высказать своё личное мнение по
поводу "скандинавского стиля" и наконец я "добила" материал на эту
тему.
Сразу хотела бы предупредить, что я не дизайнер интерьеров, не
искусствовед и не архитектор, так что любое моё высказывание
исключительно моё частное мнение, которое с одной стороны имеет
право быть, с другой не обязано быть похожим на мнения других, а с
третьей у каждого другого человека может быть своя собственная
частная точка зрения.
Дворец Skogaholm в Skansen, Stockholm
Я бы хотела зайти несколько издалека и окунуться в историю
севера Европы с разных сторон.
Если мы окинем взглядом дизайн разных стран Европы, то обратим
внимание, что чем севернее страна, тем аскетичнее и функциональнее
воплощение их творческих идей. Если взглянуть на религиозную карту
Европы, то наблюдаем интересную "религиозную картину": южные страны
были католиками, а северные преимущественно протестантами, и
разумеется, между этими полюсами были и те и другие.
Протестантизм начинает завоёвывать умы людей на севере Европы с
первой половины 16 века и весьма интересен своей концепцией: все
действия человека предопределены, от него ничего не зависит, все в
руке Божьей. Из этой самой предопределённости вытекает свобода
воли, которая в свою очередь реализуется в известной протестантской
деловой хватке. Таким образом концепцию предопределённости можно
выразить так: если мои поступки предопределены, то никто и ничто не
мешает мне поступать абсолютно свободно. Казалось бы вороти что
угодно, ибо всё предопределено, однако в действительности жизнь
протестанта даже в большей степени подчинена религиозным
предписаниям и запретам, чем жизнь самого набожного католика - суть
протестантской аскезы составляло испытание веры нравственностью и
трудом, и благодаря этому абсолютная несвобода, оборачивается
абсолютной свободой: не случайно масону и протестанту Бенджамину
Франклину принадлежит крылатая фраза: "Время - деньги".
Итак, протестантизм предопределил скромность, простоту и "чистоту"
в общении, в одежде и быте северян-протестантов, и при этом наделил
свободой, которая позволяла заниматься предпринимательской
деятельностью, в отличии от созерцательно-потребительской
католической концепции.
Это был небольшой религиозный экскурс, а теперь немного иной
поворот сюжета, который коснётся личности шведского короля Густава
III - представителя просвещённого абсолютизма.
С дипломатической миссией будущий король Густав III оказался во
Франции и его не мог не покорить Версаль. (Ну да, а кого бы он
не покорил?!)
Густав III вернулся на родину с горячим желанием превратить
Стокгольм "северный Париж". В тот период начинает расцветать ясный
и гармоничный неоклассицизм, который пришёл на смену витиеватому и
жеманному рококо. Однако протестантская этика хоть и не против
величия, подобающего королям, но чрезмерная роскошь ей претит,
таким образом, через призму протестантизма переосмысленный
неоклассицизм, привнесенный Густавом, двинулся по Швеции, а
впоследствии покорил все соседние страны.
Разумеется, в первую очередь новая мода распространяется на
королевские дворцы и усадьбы, и дома его придворных, а потом и на
всю страну. И так как страна в те времена не может похвастаться
богатством, то подданные короля заменяют позолоту охрой, голубой
или салатовой краской, дорогие обои - крашеными деревянными
панелями, тонкие инкрустации - росписью, экзотические породы дерева
- фрагментами шпона или просто крашеной шведской сосной.
Аристократы и богатые граждане конечно же выписывают "оригинальные"
дорогие ткани, но менее обеспеченные используют свои местные,
аналогичная ситуация с коврами. Парадный парижский неоклассицизм
становится милым, уютным, немного наивным и небрежным. И мы уже
видим красивый стул с тонкой резьбой, которая не уступает парижским
аналогам, но окрашенный в белый цвет или серый цвет, с декором
пастельных оттенков или охрой, там где в Париже была бы позолота, и
"наивно" обитый белёным, крашеным или натурального оттенка
льном.
Но даже аристократам и состоятельным подданным королевства, чей
достаток позволял заказывать оригинальные предметы интерьера и
ткани из Франции, не претит типичная протестантская бережливость и
привычка защищать дорогие предметы быта, например, дорогие
позолоченные стулья, кресла и диваны с шелковой обивкой при помощи
чехлов, что в свою очередь сделало мебельные чехлы из простых
натуральных тканей тоже частью стиля.
В конечном итоге густавианская "протестантская" интерпретация
неоклассицизма с особенностями местной шведской действительности
превратилась в самостоятельный стиль, который получил название:
"густавианский стиль".
Оригинальные предметы 18-19 веков (интернет-аукцион 1stdibs.com,
Inc)
Бюро
Комод
Чайный столик
Консоль
Большой интерес представляют предметы с росписью. Встретить
такие предметы с оригинальной росписью почти невозможно, так как
многие поколения пользователей обновляли и перекрашивали предметы
мебели, и роспись либо полностью утрачена, либо остаётся глубоко
под верхними слоями краски. Но иногда такие предметы всё же
попадаются.
Аналогичный шкафчик парижских мастеров был бы инкрустирован, но
шведы делали роспись.
А этот буфет, если бы был изготовлен парижскими мастерами, то был бы лакирован и расписан золотом, но у шведов своё.
Итак, густавианскому стилю свойственны приглушенные краски,
прохладные пастельные оттенки, чистота и гармоничность форм,
качественные, немного брутальные натуральные материалы северной
Европы, отсутствие показной роскоши и изящество. От неоклассицизма
его отличает бОльшее обилие чисто белого цвета и выбеленных
оттенков в интерьере, с преобладанием бледных оттенков голубого,
салатового и светло-серого, замена позолоты на оттенки охры или
чуть более контрастные голубые и салатовые оттенки, крашеная
древесина, качественные дощатые полы натурального цвета или
окрашенные в светлые тона, реже в тёмные, интерьерный текстиль и
обивки из натурального небелёного льна, либо из белёного или
крашеного в пастельные тона, либо с цветной полоской или клеткой
голубых, салатовых и серых тонов. Таким образом у интерьера в
густавианском стиле характер нордический уравновешенный,
гармоничный и немного как будто бы небрежный. Сочетание форм
неоклассицизма и "простецких" натуральных материалов вызывает
ощущение парадокса, который и воспринимается как небрежность.
А что же живопись, может ли она нам дать какой-то ответ на вопрос о
существовании скандинавского стиля? Может! Вот несколько работы
датского художника Vilhelm Hammershøi, запечатлевшие интерьеры его
времени, и они ну совсем не то, что нам сегодня выдают за
"скандинавский стиль":
Современному густавианскому стилю присущи все его классические особенности: обилие белого, мягкие пастельные оттенки, натуральный интерьерный текстиль и обивки, формы и линии неоклассицизма.
С моей субъективной точки зрения обывателя именно
густавианский стиль и можно назвать "скандинавским стилем". А
то что многие именуют скандинавским стилем в сущности ни что иное
как реоранжированный, переработанный и переосмысленный, если хотите
осовремененный, стиль Мид Центури модерн (Mid-century Modern), т.е.
Нео Мид Центури модерн.
Да, действительно многие предметы интерьера, иконы Мид Центури,
действительно родом из Скандинавских стран, но не происхождение
дизайнера предметов-икон определяет стиль!
Вот в этом замечательном видео продемонстрированы прекрасные образцы МЦМ, и я вижу то, что я встречаю в представляемых проектах под названием какого-то "скандинавского стиля". И никак не могу перестать удивляться тому, что вполне себе знакомый и замечательный стиль обозвали другим именем... кто? зачем? почему?
|
</> |
https://bit.ly/2U3IpIb
I Love Books: создаем пассивный доход на книгах-бестселлерах от 85 000 рублей в месяц.
Гарантия возврата денег.