Скандинавский путь для Росcии

Как я уже писал, Послание Путина к Федеральному собранию от 1 марта 2018 года сразу меня удивило. Надо отметить, что оно делится на три части. В последней части говорится, что нам есть, чем защищать себя, если нам кто-то попробует помешать силой. С позволения читателей, свои мысли по этому поводу я и оставлю для следующих заметок. Кроме того, значительное место уделено тому, «на что мы потратим большие деньги». Медицина, социалка, благоустройство городов, образование, развитие науки, экология, борьба с бедностью, поддержка рождаемости и т.п. Да и оборонка, разумеется… Всё это очень большие затраты. Нет, не так Это ОЧЕНЬ большие затраты (и об этом я подробнее тоже напишу потом). И потому третья часть, самая короткая часть – «как мы собираемся на это заработать?», разумеется, становится самой важной.
Итак, что же у нас планируется? У нас ставится задача «к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза». И пусть не вводит в заблуждение это «на душу населения». К середине 2020-х мы от нынешних 147 млн. чел. Далеко уйти не должны. По самым оптимистическим прогнозам (если реализуется все сказанное в «социальной» части программы) мы прирастем примерно на 1,5 млн. чел. По самым пессимистическим (если всё провалится) – сократимся на 2 млн. чел. Т.е. либо на полтора процента уменьшимся, либо на процент вырастем. Рядом с задачей роста на 50% это – «в пределах погрешности счета». При этом логично считать «по максимуму», т.е. на прирост населения, т.к. это наиболее жесткий вариант.
Конечно, середина» - понятие растяжимое. До 2025 года у нас почти 8 лет. Но и 2027 (т.е. через 10 лет) – тоже «середина». Если рассчитать средние темпы роста, то для 2025 года это соответствует 5,3% прироста ВВП, для 2026 – 4,7%, а для 2028 года – 4,24%.
Неслабая задача, учитывая, что кризис ещё не закончился. Т.е. реально в ближайшие год-два, как минимум, рост будет меньше, а значит, потом должен быть даже выше. Что существенно выше среднемирового темпа 3,5-4,0%.
За счет чего же? Там перечисляется.
- Увеличение строительства жилья до 5 млн. кв. метров в год.
- Реализация инфраструктурных проектов, таких как Северный Морской путь, БАМ и Транссиб. Возможно, что и сухопутная часть «Шёлкового пути», и «Южный коридор». Строительство и развитие автомобильных дорог. Совершенно точно, что развитие портов… При этом Севморпуть – это не просто транзит, но и развитие добычи полезных ископаемых, их обогащение и переработка.
- Космос.
- Модернизация энергетики.
- IT, в т.ч. – «большие данные».
И все эти проекты предполагается реализовать, опираясь на низкие темпы инфляции, а следовательно – на низкую стоимость и длительные сроки привлечения заемных денег. Ну, не только заемных. Но и на вклады в акции. Инвестиции предполагается довести до 25-27% от ВВП. А сколько это будет «в граммах»? Ну, посчитать нетрудно. Если взять прошлогодний ВВП 92 трлн. руб., помножить на 1,5 и учесть инфляцию в размере 4.0-4.2% в течении 8-10 лет… Получим 201 трлн. руб. Плюс-минус 9 трлн.
Т.е., речь идет, ни много, ни мало, про 50-55 трлн. руб. инвестиций. Учитывая курсовые ожидания, получается, что это меньше триллиона долларов, но не намного.
Не знаю, как вас, а меня такая цифра впечатляет. И удивляет. Удивила ещё в марте. Сразу по нескольким причинам. Во-первых, потому, что санкционное давление как раз и направлено на «осложнить России привлечение инвестиций». А тут вдруг – «почти триллион». Т.е. Путин и его команда предполагают, что, по крайней мере, в отношении Китая и Европы, главных торговых партнеров и потенциальных инвесторов в Россию, запреты Штатов на инвестирование будут проигнорированы.
Более того, это предполагает также, что Россия решит проблемы с продвижением на мировые рынки. Потому что мало получить деньги. На них надо обеспечить платежи процентов. А по заемным средствам (кредиты и облигации) – еще и возврат основной суммы. В валюте, понятно, потому что основные инвесторы – за рубежом. А для возврата в валюте нужен профицит внешней торговли. Причем для возврата таких сумм – растущий профицит.
То есть, по части санкций задачи поставлены, исходя из предположения, что санкции мы скоро преодолеем.
Ну, а третье… Третье, самое удивительное, если вдуматься, это то, «кто это всё будет реализовывать?»
Попробую расшифровать этот вопрос. Среди перечисленного у нас, в основном проекты на Севере, в Сибири… То есть то, что требует относительно молодых и здоровых людей. Потом строительство жилья, дорог, благоустройство города… Тоже тяжелая физическая работа, требующая здоровых людей.
Модернизация энергетики, благо я в теме, тоже подразумевает, грубо говоря, что «мы увольняем 130 бабушек предпенсионного возраста с зарплатой 7 тысяч в месяц, ставим на их место автоматику и нанимаем два десятка новых специалистов со средней зарплатой 35т.р.»
Про IT-проекты и прочий хай-тек, как и научные разработки вообще молчу. Там тоже «нужны молодые, сильные, умные, квалифицированные». И им тоже предложат зарплату выше средней.
И что мы в итоге имеем? Мы имеем, что создается множество рабочих мест для людей молодых и среднего возраста. С зарплатой выше средней. Вот только, повторюсь, где мы их возьмем?
У нас как раз приближается «демографическая яма». Т.е. число молодежи, входящей рабочий возраст будет уменьшаться. А вот количество людей, выходящих на пенсию, наоборот, будет увеличиваться.
Количество гастарбайтеров, как предполагается, тоже будет сокращаться. И причин тому множество. И то, что у них тоже «демографическая яма». И падение спроса на низкоквалифицированный труд. И рост средних зарплат в странах ближнего зарубежья…
Переманить же наших людей, пригодных для этого труда, можно. Теми самыми повышенными зарплатами.
Только вот… Снова встанет вопрос: а кто их заменит? Ведь если число работающих существенно уменьшится, то задачи по росту никак не возможно выполнить.
Да и «выбрасывание» «лишних людей», тех, кто не подходит под условия «квалифицированный и относительно молодой, еще в силах» на обочину жизни никак не бьется с поставленной задачей «снижения уровня бедности вдвое».
Получается, что поставленных задач не достичь, если не изменить кадровую политику. Сегодня у нас большинство кадровиков шарахается при цифре «возраст выше сорока». А после 45 лет устроиться вообще проблемно. А получается, что у нас теперь нужно будет создавать специальные программы по трудоустройству людей предпенсионного возраста.
Более того, даже пенсионеров придется привлекать. Создавать им возможность работы. Возможно, даже придется менять политику в области «работающих пенсионеров». С экономическим стимулированием их самих к посильному труду, а работодателей – к трудоустройству. Например, снижать для таких работников ставки соц.налога. Может быть и до нуля. Уже одно это может стимулировать работодателя к тому, чтобы пенсионеров брать на работу.
Но тут куча проблем возникает:
1) Сегодня люди предпенсионного возраста и тем более – пенсионеры, слабо способны напряженно трудиться.
2) Их требуется переобучать
3) Требуется следить за кадровой политикой работодателей.
4) Пенсионерам придется либо повышать пенсионный возраст, либо стимулировать к тому, чтобы люди самостоятельно выбирали продолжение возраста выхода на пенсию (имеется в виду экономическое стимулирование).
И что же мы из этого получаем?
Получаем, что государство вынуждено взять на себя «функции няньки». Иначе ему не справиться. Оно вынуждено будет заботиться о том, чтобы люди старшего возраста могли работать. Оно вынуждено будет заботиться об их здоровье. Оно вынуждено заняться образованием молодежи. Вынуждено стимулировать рождаемость.
И повышать средние доходы. Существенно повышать.
«Государство-нянька»? Строгая к нарушителям и помогающая «послушным деткам»? Обеспечивающая приличные доходы и заботящая создание приличной инфраструктуры? Заботящаяся о своеобразии городов и регионов? Стирающая разницу между мегаполисом и поселком городского типа?
Так это же – «скандинавский тип». Если конкретно – то больше всего напоминает Финляндию. Правда, еще «в начале пути».
Но знаете… Очень хочется надеяться, что «лиха беда начало». И что мы и тут сможем догнать. Уж больно цель заманчивая.
|
</> |