"Скажу не как пресс-секретарь, а как простой священник"

топ 100 блогов diak-kuraev27.01.2012 священник Евгений » 25 янв 2012 20:43
"До чего ж на нашего Буншу похож!!!" Уроки церковного искусства для далеких от Церкви людей

С раннего утра небывалое внимание к скромной персоне пресс-секретаря. Звонки. Всех журналистов и редакторов новостей обуял неподдельный интерес к церковному искусству. В новоосвященном соборе города Рудный, Костанайской епархии на росписи храма кто-то очень зоркий разглядел в толпе иерусалимлян, встречающих Христа, бывшего акима области С. Кулагина. Интернет запестрел яркими, провокационными заголовками. Не остался в стороне и главный эксперт по всему на свете протодиакон Андрей Кураев, разместивший в своем жж едкие замечания и яркие метафоры. Всех отправляю за разъяснениями в Костанайское епархиальное управление. Но с жителями Притвора решил поделиться некоторыми мыслями. Не как пресс-секретарь, а как простой священник.
В храмах на фресках и мозаиках изображаются не только святые, но и простые обычные люди, праведники, грешники, язычники безбожники. Изображаются даже демоны. В стенописи некоторых византийских храмов мы можем найти изображения ктиторов - строителей и покровителей данной церкви. Изображались они конечно же не с нимбом, а как простые люди. Человек, построивший храм, сделал великое дело для сотен и тысяч живых и умерших людей. Ктиторы, жертвователи и благоукрасители поминаются особо за всякой Божественной Литургией. И очень хорошо, что прихожане многих поколений знали своих благодетелей что называется "в лицо". Ставим же памятники, даже при жизни, политикам, космонавтам, врачам. Память. "Не будь неблагодарным", - говорит нам Писание.
Что касается данного случая. На росписи храма в г. Рудном изображен человек очень ПОХОЖИЙ на бывшего акима. Для кого-то это именно аким, а кто-то найдет в нем сходство со своим соседом или родственником, а стоящий рядом бородатый персонаж покажется зрителю как две капли похожим на его покойного прадеда. Даже если автор этой фрески рисовал этого персонажа с фотографии С. Кулагина - это не Кулагин. Согласно иконописным правилам изображение можно идентифицировать при одном обязательном условии - НАДПИСАНИЕ. Нет надписания - нельзя идентифицировать. Пусть это будет по внешнему виду даже самый узнаваемый библейский персонаж или святой, пока нет надписи - это просто человек. Один из многих. Так и здесь. Пусть хоть до последнего волоска он будет похож на бывшего акима области - это просто образ человека. Так что кощунством произошедшее не является. Никто господина Кулагина не канонизировал при жизни и делать этого не намерен.
Когда писались иконы святых, изографы руководствовались "Иконописными подлинниками", где четко прописывалось, как и кто из святых должен выглядеть. Регламентировалось все, вплоть до длинны бороды и цвета одежд. Была еще одна традиция, не освященная Церковью, но тем не менее существовавшая с тех пор, как трудятся иконописные артели: для написания простых людей, народных масс, художники зачастую брали типажи из повседневной жизни. Поэтому в сельских храмах 18-19 веков жители древнего Иерусалима или Иерихона были очень похожи на дворян, барских слуг и крестьян данного села и близлежащих деревень. В городских храмах обитатель библейской Тивериады очень напоминал купца из соседней с храмом бакалейной лавочки. А порой и архитектурные сооружения и пейзажи напоминали родные просторы. Здесь интуитивно происходило осмысление священной истории как реальности, превосходящей привычные временные рамки. Деревенский житель Рязанской губернии становился не просто зрителем, а участником евангельских событий.
Как священнику, мне не вполне понятен интерес к росписи храма в г. Рудный людей, которые в этот храм не ходят и ходить не собираются. И вообще ни в какой храм не ходят. Кого или что размещать на стенах в том или ином церковном сооружении решать православной общине. Будет прихожан смущать "Кулагин" среди народной толпы, встречающих Господа в Иерусалим, - переделают, исправят. Не будет - оставят. Это вопрос исключительно приходской

http://pritvor.kz/distribution/viewtopic.php?f=2&t=187


Отче, как простой священник, ответьте на такие мои простые тезисы:

1. Те благотворители (владетели), что рисовались на древних фресках, строили храмы на пожертвования из своих имений. Кулагин тоже построил Рудненский собор за свои личные деньги? если да - то в курсе ли его состояния налоговая полиция Республики Казахстан? Если же это деньги бюджетные или корпоративные - то при чем тут он? Если министерство культуры России выделило бюджетные средства на создание некоего монастыря - должно ли лицо этого министра культуры, чья подпись была под распоряжением, появиться в этом монастыре? Может ли оно там появиться? Или там должен быть лик министра финансов? Или премьера?

2.Надписание желательно для идентификации лица изображенного, но отнюдь не обязательно. И уж тем более, когда речь идет не о моленной иконе, а о сюжетно-праздничной и многофигурной. Разве есть надписание имен волхвов на иконе Рождества? Или имена апостолов на образах Тайной Вечери, Пятидесятницы или Успения? В этих случаях лицо и одежды могут быть просто узнаваемыми. И мы все же и на этих иконах различаем - где Иуда, где Иоанн, а где Петр. Так что ваш тезис "Нет надписания - нельзя идентифицировать" не может охватить весь богатый и разнообразный мир церковной иконографии.

3. Вам знакомы примеры, когда бы сиятельные спонсоры в православной иконографии вставлялись бы в библейские сюжеты?

4.Считаете ли Вы возможным сохранение в храме изображения, которое однозначно вызывает как минимум недоумение людей? Вы хотите, чтобы этот храм стал местом туристического любопытства, чтобы он стали именно скандальной примечательностью? Сколько я знаю премудрых пескарей, которые говорят - "не надо книги Кураева в нашем храме выставлять: о нем разное говорят". Но отчего же тут нет такой "взвешенности"? Тем более что, здесь-то реакция однозначная, международная и негативная. Зачем идти против нее? Моя компетентность в этом вопросе кажется Вам подозрительной. Но предложите иконописной школе при МДА обсудить эту фреску.

5. Очень неудачен Ваш аргумент про то, что якобы приходской общине решать быть или нет фреске. Убежден, что как раз с рудненской общиной никто не советовался до написания этой фрески. Когда я читал лекцию в этом храме, то начал ее именно с объяснения системы росписи храма. Прихожанам было интересно, а мне было понятно, что о сюжетах росписи и ее принципах им никто ничего никогда не говорил (фрески с Кулагиным или еще не было или она мне не попалась на глаза).

6. Почему Вы считаете, что вопрос чисто приходской? Если об этом говорят уже тысячи людей в разных странах (я видел обсуждения и статьи в сетях и СМИ России, Казахстана, Украины), то, значит происшествие в одном приходе обрело более чем приходской масштаб. Вот и Вы ведь не явлеятесь клириком именно этого прихода, но откликнулись... То, что вышел соблазн - факт. Причем возмущены и церковные люди и недруги Церкви. И те и другие обеспокоены одним и тем же: все видят в этом маленьком эпизоде симптом большой тревоги - беззащитную прогибаемость церковных людей и властей перед мирскими властителями. Представьте, Ваша мудрая позиция победила. Фреска осталась, властью принято решение, что сие «хорошо весьма». Через некоторое время я или кто-то иной в светской и недружественной аудитории получаем вопрос в стиле "почему ваша церковь всегда продается властям?". Я (или иной апологет) пробует заявить, что Церковь самостоятельна.. А аудитория смеется и тычет в рудненскую фреску и в Ваш комментарий... Так что же все таки более поспособствует благу церковному? Переписывание скандальной и все таки неканонической фрески, или ее апология?

При ответе прошу помнить кантовский императив: поступай так, как если твоя воля стала бы правилом для будущих времен. Если Вы и дальше будете отстаивать нормальность рудненской фрески, подумайте о последствиях такой "рецепции" для будущего церковного искусства. Подумайте о том, как беззащитны станут епископы, священники и иконописцы перед пожеланиями своих спонсоров. Подумайте просто о достоинстве Церкви.


И еще: когда летом 2009 года возникло (не у меня) смущение из-за фрески в одном нижегородском храме (там как раз из-за надписания, которое можно было понять так, что образ относится к здравствующему Патриарху Кириллу http://diak-kuraev.livejournal.com/35156.html), то именно надпись была оперативно изменена.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Надо уже это написать, а то эта субстанция медленно и верно вытекает из моего сосуда ощущений, так что постараюсь поймать и залить сюда хоть что-то оставшееся. Будет сумбурно и про разное. Во-первых, я впервые за свою ролевую историю поехала играть а) по Толкиену б) эльфа. С этим все до ...
...
Здравствуйте все! Вопрос на малокомментов. Кто знает, может недавно покупал Нурофен в свечках для ребенка 3х лет, т.е. в дозировке 125 мг. Привычные свечи Нурофен как исчезли из аптек пару лет назад, так больше и не появились. Есть наш аналог Ибупроыен детский, но у них дозировка 60 мг, а ...
Ровно 160 лет назад, 20 мая 1859 года, у городка Монтебелло состоялась первая крупная битва Франко-итало-австрийской войны. Она интересна, прежде всего, тем, что оба ее участника ни в начале, ни в конце сражения понятия не имели о том, какие силы им противостоят. И именно это неведение ...
Злобный школьник поделился ссылкой История 13233 Как и любой нормальный человек готовилась к Новому году за месяц :платья, украшения, подарки. Но после вручения мною подарков родители (мне 15) сказали "Ой, а мы и не думали что тебе нужно подарок готовить", а 6-летней сестре ...