Сионизм и сионисты

топ 100 блогов sentjao15.08.2011 Я несколько раз писал, что Израиль должен стремиться к тому, чтобы стать действительно современным и эгалитарным государством всех своих граждан, оставаясь при этом обществом, в котором доминирование иврита и еврейской культуры - само собой разумеющийся факт, а не результат деклараций и более или менее репрессивного или демагогического законодательства. Потому что политика идентичности - анахронистична, ее результат - маргинализация пятой части граждан, это и несправедливо и обидно, и нездорово, и попросту опасно.

На что мне отвечают: какой же это свершившийся факт? Вовсе нет: вокруг нас десятки миллионов, для которых это вовсе не факт, которые, по словам одного из комментаторов "спят и видят..."
Александр Якобсон пишет в Гаарец:


Есть те, кто говорят, что нет необходимости в эксплицитных декларациях, что Израиль - еврейское государство, поскольку это "очевидно". На самом деле, право еврейского народа на государственность - одна из наименее очевидных вещей на Ближнем Востоке. Есть более чем достаточно людей, как внутри страны, так и за ее пределами, которые отрицают это право, которое должно быть защищено так же, как и любой другой справедливый принцип, подвергающийся нападению - эксплицитно и решительно.


Тут мне вот что непонятно. Разве можно как-то защититься от врагов Израиля с помощью деклараций, что Израиль - еврейское государство? Может быть, хоть один террорист на секунду задержался из-за того, что Израиль объявил себя еврейским государством? Может быть, хоть одного политика из соседних стран, офицера, солдата, журналиста или гражданина впечатлил какой-то закон на эту тему? Разве нужны декларации такого рода для обычной защиты суверенитета? Я и в самом деле не вижу никакой связи между безопасностью и декларациями и законами такого рода.

Другие говорят, что еврейский характер государства должен быть декларирован потому, что именно благодаря тому, что Израиль объявляет себя еврейским государством, в нем поощряется еврейская иммиграция.
Но вот какое дело: иммиграционная политика - она повсюду очень разная. В одних странах очень либеральная, а в других - жесткая. И критерии ее тоже самые разные повсюду. Есть, например, Канада или Австралия, в которой эти критерии довольно либеральные, в принципе, очень многие могут стать гражданами этих стран. Есть Швейцария, в которой, наоборот, эти критерии очень жесткие. Есть Япония, в которой они еще жестче. И Германии не надо было объявлять себя "немецким государством" для того, чтобы предоставить гражданство немцам из России. И Греция не объявляла себя "греческим государством", чтобы принять причерноморских греков. И Финляндия, принимающая этнических финнов из Ингерманландии, вовсе не объявляет специально, что она - финнское государство.

Есть еще такое мнение, что "еврейское государство" надо декларировать, чтобы на основе этой декларации отказать палестинским беженцам в праве на возвращение. Именно на это, по мнению многих, намекает официальный Израиль, когда требует, чтобы Палестинская Автономия признала Израиль еврейским государством.
Но дело в том, что ради этого надо не объявлять Израиль еврейским государством, а договориться с палестинцами. И даже если это не удается, это - вовсе не повод определять общественное устройство страны в этнических терминах. Чехии вовсе не приходится объявлять себя "чешским государством" для того, чтобы отказать этническим немцам, изгнанным с Судет, в праве на возвращение.

Что это значит, "еврейское государство" - совершенно непонятно. На основании этого одни требуют, чтобы в стране не было гражданского брака и чтобы автобусы не ходили в субботу. Другие - чтобы традиционное еврейское право (галаха) было "источником законодательного вдохновения" (что это такое, интересно бы понять?). Третьи оправдывают законы вроде того, который позволяет "поселкам коммунального типа" решать, кого принимать, а кого не принимать - и руководствоваться при этом этническим принципом (чем не "черта оседлости"?). Есть и такие, которые считают, что "еврейское государство" - это государство, в котором неевреи должны "молчать в тряпочку". В которой их голос - не часть консенсуса по важным вопросам общественного развития или внешней и внутренней политики. А есть такие, которые считают, что еврейское государство должно быть вообще этнически чистым. Что именно Израиль требует от палестинцев, чтобы те признали?

В проекте нового основного, т.е., конституционного закона, который предлагают Ави Дихтер и Зеев Элькин, который имеет очень хорошие шансы пройти, и который направлен на усиление "еврейского характера государства", наряду с такими, например, пунктами, как отмена официального статуса арабского языка или установление "духа свободы, гуманизма и равенства" еврейского традиционного закона в качестве "источника вдохновения" для судов в случаях, когда решается вопрос, который не достаточно разработан в обычном праве, есть пункт, говорящий, что, если есть противоречие между еврейским характером государства и демократическим его характером, суды должны принимать сторону еврейского характера государства. И опять же встает вопрос: что авторы законопроекта имеют в виду, когда говорят "еврейский характер государства"? И, главное - авторы законопроекта вполне признают, что может быть противоречие между еврейским и демократическим характером государства. Однако, считают, что государство прежде всего должно быть этническим, а демократическим - постольку, поскольку... Когда авторов закона спросили, как по их мнению будет выглядеть Израиль в глазах мира, если этот закон пройдет, они сказали: никаких проблем, прошли те времена, когда сионизм был провозглашен ООН расистским движением.

Как известно, создание еврейского государства было целью сионизма. Сионизм был еврейским национально-освободительным движением и в качестве такого был движением прогрессивным, направленным на восстановление исторической справедливости. Национальные движения практически всегда замешаны на политике идентичности, такова их природа. Но движение национального освобождение, когда достигает своей цели, по идее должно прекратить существование в качестве движения национального освобождения и перейти в новое качество: лидеры такого движения становятся лидерами наций, стран, политическими деятелями, а государство становится нормальным государством: демократическим, если общество выбирает демократический строй или тиранией, если оно готово прогнуться под тираном, или каким-то еще. Нормальным - в смысле, не находящимся в состоянии борьбы за свое самоопределение, а живущим нормальной жизнью. Израиль же стал "еврейско-демократическим". Т.е., наполовину сионистским, а наполовину - нормальным государством. Что же это такое? Что мешает сионизму осуществиться и перейти в новое качество? Откуда такая неуверенность общества?

Вот, чехи, например. У них было свое национальное движение. Они отделились от Австро-Венгрии и стали независимым государством. В определенный исторический момент получилось так, что они изгнали большую часть этнических немцев. Часть немцев осталась, они живут в Чехии до сих пор, часть народа Чехии. Чехия не определяет себя в этнических терминах.

В чем проблема Израиля?

Да в том, что он до сих пор не отделился от арабского мира. Сионизм не смог до сих пор победить оттого, что особенно рьяные "сионисты" делают все, что могут для того, чтобы он не победил - и не изменил своего качества. Оккупация Израилем Палестины и особенно колонизация и режим, подобный апартеиду, сложившийся в результате колонизации - главное препятствие на пути победы сионизма - и прекращения его исторической миссии.

Те, кто хотят, чтобы эти территории остались под израильским контролем, как раз и ратуют более других за все эти законы и декларации. Они хотят, чтобы Израиль всегда оставался сионистским государством, чтобы он никогда не стал государством нормальным - демократическим, гражданским и эгалитарным, в котором все граждане равны и составляют часть общего существования, вне зависимости от идентичности. В котором религия и госудаство разделены.

Всегда Израиль не может быть сионистским государством. Нельзя строить жизнь государства на вечной борьбе за национальное освобождение. Тем более, когда национальное освобождение достигнуто, и борьба - не за национальное освобождение уже, а за контроль над другим народом, за подавление его собственного национального освобождения, за лишение его прав, за маргинализацию и дискриминацию собственных граждан на основании их этнического происхождения.

Сионизм должен победить. Контроль над оккупированными территориями должен прекратиться. Апартеид должен прекратиться. Иначе, Израиль не станет нормальным обществом. И в какой-то момент, не очень удаленный, перестанет существовать вообще.

Я хорошо понимаю, что это сложно - ликвидация оккупации, эвакуация значительной части поселений. Но хотя бы эвакуировать неавторизованные форпосты, которые Израиль обещал ликвидировать немедленно - девять лет назад! - надо сейчас. Это был бы маленький шаг на пути к окончательной победе сионизма - но лиха беда начало.

Это парадокс, а может, и не парадокс, а такая странная диалектика: для того, чтобы сионизм победил, надо победить сионистов. Вечных сионистов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Предыдущие разборы можно (о чудо!) найти по тегу "РАЗБОР ПОЛЕТОВ".Пишет
Одна из беднейших стран Африки, бывшая французская колония, но и сейчас находится в сфере влияния Франции, здесь присутствуют французские военные, симулирующие антитеррористическую деятельность. Вот сейчас, начав писать этот пост, я ничего не знаю про эту страну. Но меня не удивит, ...
Lui N°204 January 1981 Lui N°205 February 1981 Lui N°206 March 1981 Lui N°207 April 1981 Lui N°208 May 1981 Lui N°209 June 1981 Lui N°210 July 1981 Lui N°211 August 1981 Lui N°212 September 1981 Lui N°213 October 1981 Lui N°214 November 1981 ...
Я скажу вполне очевидную вещь, но о которой иногда забывают, судя по этому обсуждению . Профессионализм для человека, считающего, что он в состоянии философствовать, - это основательное знакомство с историей философии и формальной логикой. ...