Шпаргалка для будущего балетомана

топ 100 блогов antiagers08.03.2017 Допустим, вам пришла идея расширить горизонты своего культурного сознания, или ваша девушка как-то пробрасывала, что обожает балет, или она ничего не говорила по этому поводу, но вы хотите сделать в ее сторону широкий культурный жест – в общем, вы решили приобщиться к искусству балета.

Шпаргалка для будущего балетомана

Для начала я бы рекомендовала современный балет. Но на него пробиться сложновато, потому что это очень модная и актуальная вещь.
Итак, вам достался билет на классический балет, но вы ничего о нем не знаете, кроме Танца маленьких лебедей. Значит вам необходимо немного подковаться в этом вопросе, чтобы чувствовать себя увереннее.

Вот вам культшпаргалка по классическому балету.

1. Исторический ликбез
Несмотря на то, что жанр балета родом из Европы, классического совершенства он достиг у нас, в России во второй половине 19 века. Так что настоящий классический «белый» балет - это наша национальная гордость. И герой темы – Мариус Петипа, француз, работавший в России. Именно он отточил классическую хореографию до эталона. Как Лев Толстой является зеркалом русской литературы, так Петипа воплощает собой русский балет. Даже начинающий балетоман не может не знать этого имени.

Далее. Поскольку балет создает не только балетмейстер, но и композитор, то Чайковский – второй герой нашей темы. Про его шедевры слыхал любой русский человек. Уж Лебединое озеро точно все знают. И Щелкунчик тоже. Еще есть Спящая красавица.

Эти два имени вы должны запомнить твердо!

Шпаргалка для будущего балетомана

Кстати, если придете на Лебединое озеро, не ждите, когда же будет знаменитая сцена Умирающего лебедя. Знайте, это вообще другой балет!

2. Кто танцует
В труппе балетного театра очень сложная иерархическая лестница. Назову только три ее ступеньки: кордебалет (это стройные синхронные ряды танцовщиц, создающие на сцене красивые обрамления и узоры), солисты (они исполняют партии второго плана) и премьеры: прима-балерина и премьер. Обратите внимание, по штатному расписанию театра только прима может носить это гордое звание – балерина.

Премьеры – это звезды, главные фигуры в труппе, которые исполняют ведущие партии. Среди этих звезд есть супер-звезды. На их спектакли попасть невозможно. Но все равно вам нужно знать хотя бы парочку имен. Только не говорите, что вы одну знаете, и зовут ее Волочкова. Выбросьте это имя из своего балетного багажа и забейте место, где оно у вас лежало, досками! Выучите на первый раз двух балетных богинь настоящего момента (это на мой вкус): Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.

Шпаргалка для будущего балетомана

Премьеры-танцовщики в классическом балете – фигуры второго плана. Их работа – обеспечивать балерине поддержку во всех смыслах. В сольных фрагментах они обычно демонстрируют мощь прыжка. Все великие танцовщики славились именно своим высоким и свободным полетом над сценой.

Возможно, вы слышали два звездных имени – Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Это уже прошлое, но, если запомните их – будет просто здорово.
Здесь Нуриев справа.

Шпаргалка для будущего балетомана

Внимание! Не вздумайте всерьез назвать танцовщика балеруном! Если это позорное слово вырвется из ваших уст, вам ничем уже не восстановить вашу репутацию просвещенного балетомана.

3. Как называется то, что они танцуют
В классическом балете легко различить два вида танца: классический и харАктерный, то есть, национальный. В характерном своя система движений, костюмы тоже национальные.

В классическом танце все сложно. Напишу самое-самое, без которого никак.
Сольный танец называется вариацией. Парный – па-де-де. Трио – па-де-труа.
Знаменитое вращение балерины на одной ноге, с выбрасыванием в сторону другую – фуэте. Она должна совершить полный оборот 32 раза, не выходя за линию мысленно очерченного пяточка диаметром приблизительно в полметра. Фуэте – это такая демонстрация технического уровня балерины и больше ничего. Если она еще при этом держит руки на талии, то тогда вообще – рекорд! Чистый спорт, в принципе.

Еще в балете есть пантомима с характерной системой жестов. Что-то вроде речитативов в опере. Если танцовщик отводит руку в сторону партнерши, а потом прикладывает ее к сердцу, это означает… ? Правильно. «Я люблю эту девушку». Если он обводит ладонью вокруг своего лица, это значит, что она очень хороша собой. В общем, тут все понятно без перевода.

4. Во что они одеты
У танцовщиков ничего интересного - просто трико. У танцовщиц классического балета есть два типичных атрибута костюма. Пачка и пуанты.

Пачка – это пышная юбочка из нескольких слоев тюля. Пачки в каждом балетном спектакле разного фасона. Есть в виде длинных струящихся колоколов, есть покороче и есть совсем короткие, как в Лебедином озере. Каждый слой тюля (его уходит до 20 метров на одну пачку) вручную пришивается к трусикам, присбаривается и иногда еще все это укрепляется тонким стальным обручем для лучшей фиксации.

Пуанты – это такая спец.обувь для классического танца, где основная позиция балерины – на кончиках пальцев.
Шпаргалка для будущего балетомана
Никакой пробки внутри нет. Твердость мыска создается за счет многослойного обклеивания колодки (у каждой танцовщицы своя) кусочками мешковины и бязи. Слой ткани – слой клея (специально сваренного из двух видов муки), и так далее. Кожаная подошва пришивается вручную к атласному футлярчику туфельки. Потом мастер тщательно ровняет и уплотняет до идеальной гладкости мысок пуанты точными ударами специального молоточка, приклеивает стельку (все это делается у мастера на коленке). Все это сушится в специальной печи.
И это еще далеко не все. Дальше танцовщица сама обычно пришивает атласные ленточки к пуантам, и доводит их до конечной степени удобства.

Все это описание я специально так растянула, чтобы сказать в заключение, что срок эксплуатации одной пары этого хитрого изделия ручной работы равен примерно сорока минутам (продолжительность балетного акта). Дальше они годны только в качестве сувенира. После антракта балерина выходит на сцену в новой паре, которую через сорок минут ждет та же участь.

Речь, конечно, о примах в сложных партиях. Кордебалет не так расточителен)
Эта информация пригодится вам также, чтобы поддержать интересную беседу в антракте)

5. Когда аплодировать
Тогда же, когда и в опере. Но в балете принято также «хвалить» танцовщиков после каждого номера. Но тут вы не запутаетесь, потому что в балете обычно есть клака, то есть специально обученные люди из балетных, которые организуют «своим» солистам успешный прием публики. Они хлопают, когда надо, и кричат «браво» особыми, поставленными голосами.

6. Неужели вся эта классика дошла до нас в неприкосновенности?
Нет, во времена Петипа и Чайковского балет выглядел иначе. Пачки были длиннее, ноги не принято было поднимать слишком высоко (выше, чем на 90градусов), а сами балерины были довольно приземистые и фигуристые девушки, правда, гибкие и хорошенькие (недаром они пользовались повышенным спросом у мужской половины высшего света и императорского двора).
Это начиная с высокой Анны Павловой (рубеж 19 и 20 веков) танцовщицы стали увеличиваться в росте и стремительно худеть. Теперь золотой стандарт балерины – невозможная худоба, длинные руки, ноги и шея, маленькая головка, выразительное лицо.
Вот фото для сравнения.
Это Мария Кшесинская, которая прославилась не только своими балетными успехами и красотой, но и тем, что она была любовницей последовательно нескольких членов русской императорской фамилии.
А слева кордебалет из постановки Лебединого озера 1892 года. Посмотрите на тяжеловесных танцовщиц в левом углу. Каждая как две Волочковых. И обратите внимание на пачки. Совсем не то, что сейчас.

Шпаргалка для будущего балетомана

Прошло больше ста лет. Теперь балерины вот такие тростиночки(это Ульяна Лопаткина) и кордебалет в Лебедином озере совсем иначе выглядит.

Шпаргалка для будущего балетомана

7. Как отличить хороший балет от плохого.
Если вы видите на сцене кордебалет, где танцовщицы разного роста и телосложения, нет синхронности, если прима коренаста и тяжела, если премьер красиво водит руками, но плохо прыгает, то это низкое качество.
Если балет настоящего качества, вы сразу это поймете безо всякого анализа. Вы просто будете ахать и восхищаться этой красотой.

И помните, пожалуйста, сколько труда вложено в это зрелище! Даже спектакль среднего уровня заслуживает ваших бурных аплодисментов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У меня нет многого. Особенно сегодня. У меня нет сегодня ужина. И нет сил и желания его готовить. Обойдусь, не впервой. Нет жены. И сегодня, и всегда. Видимо, больше нет и подруги. Хотя не знаю. Трудно пока сказать. Нет волшебных капель от глаукомы. Чтобы это чертово глазное давление у ...
К оронавирус смешал все карты, и киноиндострии ещё предстоит оценить масштаб потерь: приостанавливаются съёмки, отменяются кинофестивали, переносятся премьеры фильмов, а те, что всё же добираются до широких экранов, с треском проваливаются в прокате (привет-пока, «Бладшот», который ...
Меня в этом сильнее всего ранит, оскорбляет и (от бессилия помешать) приводит в отчаяние демонстративное превращение живого человека в вещь. Как видно, при власти люди, которым доставляет удовольствие превращение живого мыслящего и ...
ВЕК НАЗАД, 15 МАРТА (2 по-старому) БЫЛ АРЕСТОВАН НИКОЛАЙ II Пришла пора поздравлять сторонников Российской Революции, ибо свершилась она не в октябре 1917, а как раз в марте. В октябре же, равно как и в июле, были правительственные перевороты. К этой же категории следует ...
Сегодня многие определенно ностальгируют по советским СМИ — кляп во рту не позволял журналистам освещать в отличном от официального ключа не только политико-экономическую жизнь, не было дела даже для людских трагедий. Не то, что сейчас... Для ...