Шок первобытности: познавательный плевок в лицо "общечеловеческим ценностям".

топ 100 блогов alex_rozoff17.11.2018 Эта история началась, когда Дэниэл Эверетт молодой миссионер, был направлен руководством в джунгли Бразилии к племени Пираха (первобытных охотников-собирателей, живущих вдоль реки Мэйки - одного из вторичных притоков Амазонки. Это племя выглядело наиболее перспективным для восприятия веры - они не были такими агрессивными как Корубо, и не находились в таких контрах с цивилизацией, как Синта Ларго. Что там произошло - описывается несколько по-разному в разных источниках. Например, так:
"В 1977 году он [Дэниэл Эверетт], 26-летний, впервые пришел к индейцам и вскоре после этого поселился на берегу Мэйки вместе со своей женой Керен и тремя детьми, он был христианским миссионером. А когда он наконец покинул джунгли, он стал языковедом, антропологом и атеистом. Причем непосредственно на берегу Мэйки Эверетт жил отнюдь не годами, а каждый раз по нескольку недель, иногда месяцев... [Для Пираха] реально только то, что видишь сейчас, или то, за что некто поручился лично. У народа пираха нет мифов о происхождении, они не занимаются складским хозяйством... вся добыча тут же съедается, необходимое производится, а потом снова выбрасывается. Чтобы объяснить народу пираха учение Иисуса Христа, было бы необходимо конкретное доказательство существования Бога. К тому же Эверетт должен был признать, что этим охотникам и собирателям с их видением вещей жилось хорошо и не было ни малейшего основания хотеть что-то изменить. Впоследствии Эверетт отрекся от церкви, в результате чего разрушился и его брак."
http://www.primavista.ru/rus/articles/bez_pridatochnyh

Позже выяснилось, что Пираха не так уникальны в своих воззрениях и в своей первобытной культуре и обычаях. Аналогично например, племя Амондава (в том же регионе).
https://www.bbc.com/russian/international/2011/05/110520_amondawa_language_lacks_time
А возможно также и некоторые малоизученные племена в джунглях Юго-восточной Азии.
http://vladimirkabo.com/primitive_preagricultural_community_7.htm
Но тогда, в конце 1970-х начале 1980-х, специфика обычаев Пираха вызвала определенный шок, поскольку опровергла целый ряд устоявшихся в гуманитарных науках (но совершенно безосновательных) представлений о человеческой культуре вообще.


Ладно, что пираха не имеют представления о собственности.
Но они не имеют представления о таких базовых культурных концептах, как вина, стыд и обида.
Если какое-то нежелательное событие произошло из-за действий некого субъекта - то оно просто произошло, и с этим надо что-то делать. Нет смысла обсуждать, какой плохой этот субъект, и нет смысла этому субъекту думать о себе, какой он плохой, что вызвал или допустил это событие.
Если какой-то мужчина не приносит добычу, то от него уходят женщины - не потому, что мужчина плохой, а просто потому что вот.
Или, если какая-то женщина не занимается бытом, то от нее уходят мужчины - опять же, не потому, что женщина плохая, а потому что вот.
Даже само понятие субъекта крайне размыто. По воззрениям Пираха, человек не просто меняется с течением времени, а СМЕНЯЕТСЯ. Т.е. был такой-то человек. а теперь на его месте другой, а еще через несколько лет будет третий и т.д. Соответственно, человек берет новое имя, поскольку для Пираха ясно. что предыдущее имя относилось к предыдущему человеку, и утратило актуальность.
Понятие о социальных статусах (вождей, жрецов, и т.п.) соответственно тоже отсутствует.
Вообще, отсутствует понятие о чем-то религиозно мистическом, и о каких-то сложных ритуалах в связи с этим.
Пираха полагают, что в джунглях живут какие-то духи, но эти духи - вовсе не мистические существа, а просто особая разновидность фауны.

При таком положении вещей в культуре народа пираха, религиозная миссия Эверетта была обречена на глубочайший провал.
В смысле: люди пираха вели себя вполне дружелюбно, эмоционально открыто, с удовольствием принимали подарки, практический смысл которых был им ясен (что-то из одежды, что-то из инструментов), но попытки объяснить им что-то про библию натыкались на полное непонимание.
Бог создал человека? Гм... Странно. Вообще-то люди делаются вот так (следует короткое объяснение того, откуда берутся люди, в смысле - дети, и удивление по поводу того, что Эверетт, взрослый человек, не знает таких простых вещей, и приплетает какого-то бога, которого, кстати, не видел ни он, ни кто-либо из его знакомых).
Иисуса прибили гвоздями к кресту? Гм... Плохо. И что дальше? Объяснить людям пираха какие-то моральные выводы из этого евангельского события было невозможно ввиду отсутствия у них понятия о чувстве вины. Объяснить им понятие греха (в т.ч. "первородного" - являющегося базовым в христианской доктрине и христианской морали) было невозможно ввиду отсутствия у них понятия о чувстве стыда.
Непосредственность эмоций и познания у Пираха полностью исключали понимания ими доктрин любой мировой религии, и христианства в частности.

По итогу, сам Эверетт стал сомневаться в нужности этих доктрин.
Затем, сомнение перешло в уверенность, что и определило дальнейший путь Эверетта.
Вот так: приехал учить, как бы, дикарей - как бы, высокой духовной культуре.
Но вместо этого научился от них тому, что эта духовная культура - просто грязь, прилипшая к практичной и эмоционально-позитивной жизненно-хозяйственной культуре.

Так Эверетт стал атеистом-этнографом, внесшим ряд важных (или даже революционных) новаций в культурологию и лингвистику.
А Пираха получили мировую известность, что, кстати, позитивно повлияло на их отношения с близлежащей цивилизацией. Племя понемногу увеличивается в численности, и взаимодействует с промышленно-развитыми соседями, принимая от них лишь те предметы, которые нужны, и игнорируя те, которые не нужны.
Вот такая история, из которой можно сделать выводы о культуре, имеющие практическое значение для каждого из нас.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня исполняется 100 лет А.И. Солженицыну. Круглая дата, однако. В прессе сейчас идёт настоящий вал публикаций, посвященных его памяти - однако большинство из них либо дежурная отработка официоза, либо слащавое сюсюканье а-ля Холмогоров-стайл ( что - в сущности - тоже подвид официоза, ...
Александр Ширвидт как-то рассказывал "После шестидесяти пяти (даже ближе к семидесяти) по настоянию родных и близких решил серьёзно заняться своим здоровьем. Искал хорошего специалиста. Наконец мне посоветовали замечательного академика, предупредив, что он никого не принимает, но меня ...
Когда молодая парочка мацает друг друга на набережной – это красиво. Мне нравится. Но зачем Вера Брежнева публикует свои пре-ласки с Меладзе? Ей же тоже давно не 17... Вера, видимо, об этом забыла. Ладно, на улице виснет на Меладзе, как первокурсница. Но сцена в кровати... Точно перебор. ...
Тут такое дело: iPhone4 + iOS4.1 + MTS Телефон ПОСТОЯННО выходит в интернет. Днём, вечером, ночью... Пуш выключен, половина программ уже снесено. Доступ всегда идёт через GPRS, даже при подключенном вайфае. МТС говорит, что это кто-то посторонний пользуется ...
А.Малюков. Портрет Александры Федоровны в русском костюме.1836. Ты надела изумруды — Мне ли их не величать? Вынуть слово из-под спуда Или лучше промолчать? «Как приветлив каждый камень!» - Мой язык спешит изречь, Утаив, что рядом пламень И ...