"Школа" сквозь бумажные стены

топ 100 блогов — 19.01.2010 11-го января на «Первом канале» вышел сериал «Школа» Валерии Гай Германики, которая прославилась благодаря нашумевшему фильму «Все умрут, а я останусь». «Школа» шумит тоже. Интернет-форумы и блоги до отказа забиты суждениями о пользе и вреде сериала, депутаты Госдумы и российские учителя требуют запретить показ, а школьники… Школьники по-прежнему ходят в школу и смотрят сериал на «Первом».




Диапазон мнений о сериале не отличается особым разнообразием, скорее, представлены две крайние позиции: в основном, о «Школе» говорят либо как о диверсии, чернухе, провокации, «подрыве моральных устоев», либо как о талантливом кино и жестокой, необходимой правде, на которую все до 11-го января почему-то закрывали глаза. Нет смысла становиться ни на ту, ни на другую сторону, ни тем более, копать в глубину: сериал этот далек от того, чтобы считать его произведением искусства. Но стоит взглянуть на «Школу» без излишней пристрастности и агрессии — просто как на феномен сегодняшней реальности.

Итак, мы видим обычную жизнь учеников 9 «А» класса одной из российских школ. Их повседневность такова: они ссорятся, дерутся, курят, матерятся, унижают друг друга и учителей. Детки тяжело взрослеют, причем настолько тяжело, что многим зрителям тошно. Впрочем, и учителя в «Школе» хороши: по сюжету они соответствуют занимаемой должности чисто фиктивно, ибо все они родом из «совка» и мало что знают (и знать ничего не хотят) о современных подростках. В общем, не особо приятны в сериале ни дети, ни взрослые. По мысли автора, состояние школы сейчас — это помесь тюрьмы и закрытого колледжа, эдакий монастырь для падших. Подобная художественная концепция — повод для основных претензий к «Школе». Плюс ко всему сериал показывается в прайм-тайм на главном федеральном канале страны.

Видимо, Валерия Гай Германика — все-таки талантливый режиссер. Тут уж спорь не спорь о гении и злодействе, а некий дар видеть и показывать у нее есть (другое дело, что Германика видит и показывает только плохое — таланты-то разные бывают). И в «Школе» это тоже заметно: сериал снимается в стиле так называемого «нового реализма», псевдодокументального кино, снимается так, словно нет ни режиссеров, ни актеров, а в кадре действуют люди — «такие как ты и как я». К тому же, многие кинокритики отмечали умение Германики сократить дистанцию между тем, что происходит в фильме, и между зрителем до минимума. Может быть, и в этом также кроется причина такой бурной нелюбви к сериалу. Ведь получается, что зрителю приходится входить в заэкранный мир, жить там вместе с героями, а это подчас невыносимо. В общем, «Школа» — это хорошо сделанное нечто о самом плохом.

Нужно ли оно и кому?

«Первому каналу» нужен высокий рейтинг в прайм-тайм, Валерии Гай Германике — возможность работать и зарабатывать, благо тема ей знакома. А что же зрители? Учителя и большинство родителей утверждают, что сериал учит плохому. Кто-то из пап и мам смотрит сериал как учебник. Кто-то из школьников и недавних выпускников говорит, что все, что показывается — неправда, а кто-то наоборот призывается не пенять на зеркало, коли рожа крива… Такое разнообразие мнений свидетельствует, что тема, затронутая в «Школе» — серьезная и больная. И ничего тут не поделаешь, так просто от нее не отмахнуться.

Странно было бы полагать, что при всех тех застарелых болезнях, которыми страдает российское общество, школа существует благополучно: давно и громко звучат предупреждения, что подрастающее поколение гибнет, и мало кто из нынешних 16-20-летних доживет до пенсии. Я бы не стала так драматизировать, но с молодежью явно что-то не так — и это не предпенсионное бурчание, это факт. Нам — мне и моим одноклассникам — повезло: мы жили в двух странах — в Советском Союзе и в России, в двух эпохах — до- и послеперестроечной. У меня и моих сверстников есть прививка в виде критического отношения к реальности: даже вступив в пионеры, мы уже понимали, что это все показуха, но при этом помогали ветеранам от чистого сердца, а не потому, что Марь Иванна велела. Ведь кроме пионерской организации были еще и книги, фильмы, родители. Голова на плечах, в конце концов. Когда пришло время, мы все, наверное, попробовали «запретный плод» — сигареты и вино. Мы дрались и строили друг другу козни как умели. Мы все влюблялись друг в друга и творили глупости, однако мы не были настолько циничны, как современные 16-летние на экране. Никто — даже самые последние оторвяги нашего недружного класса. У каждого из нас была мечта — у кого-то о красивом доме и большой семье, у кого-то о хорошей работе и любимом человеке, у кого-то о мире во всем мире… Нам повезло и в том, что наши учителя тоже были начисто лишены цинизма и, несмотря на крошечные зарплаты, учили нас всему тому, что знали сами. Бывали и конфликты, мировоззренческие споры, ссоры — но никому не приходило в голову решать их настолько радикально, как показано в «Школе». Конечно, сериал — это сгущение красок, аккумуляция идеи в сжатом времени и пространстве. Но получается, что он еще и сосредоточие цинизма, некий источник мертвечины, где нет и не может быть ничего живого, нет никакой любви, никакой надежды и никакой веры. Неужели это правда?



Вряд ли. А если предположить, что выход «Школы» — провокация и способ хоть какого-то протеста против сложившейся реальности? Думаю, можно ответить — «да».

Мы живем в обществе, где все знают о том плохом, что есть вокруг, но стараются огородить это плохое чем-то вроде бумажных стен: сквозь них ничего не видно, но время от времени стены прорываются, не выдерживая. Бумажными стенами огораживаются проблемы в образовании, здравоохранении, армии, ЖКХ, да где угодно. Огораживаться бумажными стенами вообще в природе человека, причем это свойственно ему с детства — вспомним, как прятались от страшного под одеяло… Не замечать болезнь можно, но вопрос в том, как долго. Если применять врачебную терминологию: появление «Школы» на ТВ — симптом болезни, которую надо лечить. Дело в другом — можно ли лечить ее посредством сериала? Обладает ли шок хоть каким-то исцеляющим действием? Сдается мне, что нет, и ничего не изменится, пока мы сами не изменимся, пока не станем разговаривать друг с другом на языке мира и искренности, а не провокации и войны.

Дети копируют взрослых — это общее место. Но оно уже настолько общее, что прорывается сквозь бумажные стены и вываливается прямо под ноги, на глаза. И нельзя делать вид, что ничего не происходит.



Наталья Волкова

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
❗️ЧУБАЙС ВЫВЕДЕН НА ЧИСТУЮ ВОДУ? Известные пранкеры «Вован и Лексус» с двойником Зеленского решили пранкануть известного политика Анатолия Чубайса, приготовьтесь, его ответы шокируют многих. Начался диалог как обычно, Чубайс поверил что перед ним находится Зеленский и начал говорить о ...
https://www.youtube.com/watch?v=OLcmL67n2EY Краснодар, вчера. Водитель "Нексии" погиб на месте, пилот "финика" госпитилизирован в тяжелом состоянии. Спасибо dmitriy0479 , kks240 и Дмитрию Майстренко! ...
Интересуетесь историей? Милости прошу! ...
...
Да, я понимаю, они себя считают уже не простыми людьми, а каким то божьими помазанниками, сверх людьми. Почему «они»?- ну вы сами поняли. Но в данной теме речь про одного, про Лукашенко. Сегодня в еларуси была лыжная эстафета. И в ней принимал участие сам о великий. Посмотрите на этот ...