Школа (Россия, 2010, Валерия Гай Германика)
cineroman — 11.02.2010Нам можно всё
На Первом показали новогодние частушки про президентов. Шутки были острые и смелые. Таким образом, сверху дали отмашку: «Можно!» Прогрессивная молодежь обрадовалась, а на рекламном щите в центре Москвы стали показывать порно.
Но делать что-то just for lulz могут позволить себе лишь аноним и замыленный жж-юзер tema. Остальные несут ответственность.
Лирическое отступление
Сами по себе сцены секса не являются чем-то плохим. Секс можно показывать детям. Им даже полезно будет. Но это в идеальном мире. В нашем, при существующих табу и комплексах, массовый просмотр порно может оказывать негативное влияние на формирование личности.
Чем порно отличается от секса? Секс — это естественный процесс, такой же, как питание, сон или ходьба, только приятнее. Но секса не бывает без ничего. А почти все порно — это как раз такой секс без ничего. Без чувств, без каких-либо межличностных отношений и обстоятельств. Сферический секс в вакууме. Точно также нереалистично выглядят сопливые мелодрамы про платоническую любовь. В силу общественных запретов секс и любовь разъединили, отжали и рафинировали. В результате получилось два вредных, притерных полуфабриката.
Предположим, в будущем секс перестанет быть табу. Флэшфорвард: вы смотрите фильм, в котором половой акт является продолжением и выражением межличностных отношений, и на нем не делается особого акцента; сцена соития присутствует наравне со сценой ланча.
Предположим, полуфабрикаты заменят на натуральные продукты. Возникает вопрос: что мы будем есть, пока это не произойдет? Судя по всему, мы будем смотреть порно.
Это чё?
Телесериал «Школа» на Первом канале — это как порно в центре Москвы. Тот самый полуфабрикат, которым нас будут кормить, пока не научатся готовить нормально.
Оба — и порноролик, и телесериал — сами по себе бесполезны. Но только на первый взгляд. В первом случае привлекалось внимание к сайту proizvolunet.ru, адрес которого был виден в ролике. Во втором случае Константин Эрнст заигрывает с подрастающим поколением, подготавливая его к промывке мозгов. К примеру, тему национальной вражды в «Школе» уже подняли.
Говорить о конкретных результатах пока рано. Поживем-увидим. Заодно пока выясним, для чего создали социальную сеть vshkole.ru.
Что можно сказать сейчас, так это то, что «Школа» — беспрецедентный проект на российском телевидении, шаг в развитии телевизионной культуры в частности и массового сознания в целом.
Никакой чернухи в сериале нет. По этому поводу на удивление хорошую статью написал вышедший в тираж Дмитрий Пучков. Чем больше противники сериала кричат на тему грязи, тем нелепей выглядят их претензии. Таким макаром критику сериала никто попросту не будет воспринимать.
А критиковать можно и нужно. Только не этическую, а художественную сторону продукта.
Вообще
Валерия Гай Германика — невозможно плохой режиссер. Ее дебют в большом кино — «Все умрут а я останусь» — был бы совсем занудным, если бы не сценарист Родионов. Ему и диалоги хорошо даются, и драму какую-никакую в конце фильма вывел. Не было б Родионова, Германика так и снимала бы бесконечные терки между школьницами.
Собственно этим она и занимается на съемочной площадке «Школы». Самая частая эмоциональная реакция всех без исключения персонажей — ахуй. Одинаковые выражения лица сопровождаются приевшимися к 20-й серии фразами типа «Чё?», «Да ладно!», «Ты чего говоришь?», «Ты чё, совсем что ли?», «Да пошел ты» и т.д. Поскольку импровизировать актерам сложно, они постоянно друг друга переспрашивают и повторяют свои же реплики. Актеров можно понять, ведь характеры прописаны поверхностно, а драматические конфликты отсутствуют в принципе.
На протяжении первых шести серий еще было ощущение, что вот сейчас пройдет экспозиция, и начнется действие. Но впечатление было обманчивым. В «Школе» постоянно случаются ссоры, подставы, предательства, но это все такая шелуха, что уже тошно. Ни один из так называемых конфликтов не дал серьезного развития персонажу. Ситуации по типу «украли деньги — чё теперь делать? — нашли деньги» разрешаются как будто без участия героев. По крайней мере, никакой идеи эти «трагедии» не выражают. Ценностей за ними не стоит. И возможности проявить характер у персонажей фактически нет.
Германика в этом смысле — Гас Ван Сент, только у нее в портфолио нету «Умницы Уилла Хантинга». Зато есть невыносимо долгие кадры, в которых кто-то ходит и занимается бессодержательной деятельностью. Вот вам и «Слон» чистой воды. Хотя у Ван Сента фильм про пидоров, а это всегда интереснее.
Мама и папа, идите на хуй и в пизду
Тем не менее, у сериала есть одно неоспоримое достоинство. «Школа» заявляет проблему. Взрослые предают ценности, которым учат детей, а по большому счету вообще не знают, чему их учить. Современное общество потеряло какие-либо константы, на которые можно было бы опираться. Все относительно, никто не прав, никто не виноват, истины нет, каждое мнение имеет право на существование. У подростков нет целей в жизни, как и у взрослых. Только последние научились это скрывать, а дети идут бухать и выяснять отношения, потому что больше им заняться нечем. Все это видно с первых же серий, но развития эта линия, к сожалению, не получает.
Общество и конкретные его представители всегда закрывали на эту проблему глаза. А теперь это показывают по Первому каналу. Теперь эта проблема — часть коллективного сознания. А значит люди будут думать. И найдется режиссер, который подумает: «Почему это у Германики проблема заявлена, но не решена?» Он пойдет и снимет кино, в котором предложит свой вариант решения. А какой-нибудь школьный учитель тем временем начнет претворять то же самое в жизнь. Потом он увидит фильм того режиссера и скажет про себя: «Так оно в жизни и есть».
© Антон Зайцев (antoxa_z)