Шизофрения общества пост-потребления: деньги - мерило всего, но использовать их

топ 100 блогов alex_rozoff13.01.2020 Статья Ильи Носырева* о новой ценностной ориентации в западном обществе немного сумбурна, но содержит очень любопытный исторический набор высказывания о ценностях. Автор напомнил, что шеринг (в частности - каршеринг и флетшер) уже был популярен 100 лет назад. Но...
..."Конец процветанию такого шеринга положили две причины — рост благосостояния среднего класса и алчность корпораций. В 1955 году исследователь бизнеса Виктор Лебоу написал строки, которые впоследствии бессчетное число раз цитировали критики консюмеризма: «Наша чрезвычайно продуктивная экономика требует, чтобы мы сделали потребление своим образом жизни, превратили покупку товаров в ритуал, искали решение духовных вопросов в потреблении. Социальный статус, социальная приемлемость поступков, авторитет будут измеряться моделями потребления … Нужно, чтобы люди ели, одевались, ездили, жили наиболее сложным и, как следствие, все более дорогим способом». С помощью рекламы корпорации неустанно создавали образ успешного человека, который достаточно богат, чтобы ездить на своем автомобиле и жить в собственном доме"*.

Логично: западное общество эры НТР стремительно богатело, инженеры, техники и квалифицированные рабочие превращались в средний класс, и ясно, что капиталистическая рыночная система старалась предложить новому богатому массовому потребителю побольше всяких благ. Но затем НТР была принудительно заторможена политиками (об этом я рассказывал тут**), и произошло вот что:
"На Западе потребительская психология начала сдавать свои позиции еще в конце прошлого десятилетия, когда после глобального экономического кризиса 2007–2008 годов покупательная способность граждан резко упала. В своей книге «Америка третьего мира: как наши политики бросили средний класс и предали американскую мечту» известная издательница и публицист Арианна Хаффингтон упоминает несколько гвоздей, вбитых в гроб консюмеризма — стагнацию доходов граждан, растущее бремя ипотеки, безработицу и общее ощущение, что с экономической стабильностью придется попрощаться"*.

Иначе говоря: западное общество стремительно покатилось назад, в сторону середины XX века, а может и еще дальше в прошлое. Илья Носырев (ссылаясь на монографию д-ра Мори Коэн из Института технологий Нью-Джерси) отметил, что великий поход цифровой коммерции в сегмент шеринга имеет своей целью имитировать для персон среднего класса (превращающихся в пролетариев и в люмпенов) иллюзию того благосостояния, которое они уже в основном потеряли, и продолжают терять. Детальнее об этом -тут***.

Эта иллюзия выглядит неубедительно, поскольку даже человеку с весьма средним интеллектом понятно: качество жизни и уровень благосостояния выше у того, кто владеет собственным домом, ездит на собственном персональном транспорте, и отдыхает в отеле с соответствующим гарантированным комфортом - чем у того, кто арендует кусок дома, берет транспорт на прокат, и отдыхает в чьем-то временно пустующем жилище (снятом по шеринговому цифровому сервису) с заведомым отсутствием курортного комфорта.
Чтобы психологически подкрепить иллюзию - политическая система создает обстановку шейминга (обстановки стыда) за материальное потребление. Это - важная часть климатической аферы (выдуманной угрозы климатической катастрофы от антропогенных парниковых газов).
ИМЕННО ТЫ (любой небогатый житель развитой страны) - тот атлант который должен удержать планету на своих ладонях, отказывая себе в благах цивилизации (на которые ты, вообще то заработал, и которые ты, вообще-то, создаешь своим трудом). Тебе что, мало цифровых товаров (приложений для социальных сетей и компьютерных игру)? Зачем тебе материальные блага сверх твоих биологических потребностей? Откажись от этого -и ты будешь хорошим атлантом!
А если нет, то тебя будут стыдить окружающие (твои знакомые твои соседи твои коллеги), которые вняли этому посылу. Тебя уберут из друзей, с тобой не будет играть, разговаривать, и даже здороваться. Возможно, в ближайшем будущем, ты даже потеряешь работу (поскольку никто не захочет держать на работе такого аморального и эгоистичного субъекта).
Вот так этот бренд продвигается в широкие народные массы Европы и Северной Америки.****

Такой манипулирующий тандем (шеринговые сервисы плюс кампании шейминнга) мог бы психологически сработать, если бы не одно НО...
...НО! Западное общество (и вообще любое более-менее развитое общество, будь то хоть в Австралии, хоть в Китае) уже выстроило в прошлом веке четкую систему ценностей, основанную на деньгах.
У кого больше денег - тот эксклюзивным образом потребляет лучшие вещи, живет более полной жизнью, является более успешным, и именно на него надо равняться. Нет у этого общества никакой иной общей цели и общей ценности, кроме денег, как мерила потребительского потенциала.
Вся система воспитания базируется на денежном, потребительском богатстве - как единственной достойной личной цели, единственном векторе личных амбиций.

И вот, обычный обыватель, глядя в обычный экран телевизора, или окно обычного интернет-браузера, видит:
- С одной стороны - его призывают к предельной умеренности (проще говоря - к нищете), и создают ему эту нищету, облагая налогами и сборами на все, включая "карбоновый след" от его малобюджетного автомобиля и от отопления и водоснабжения его малобюджетной квартиры.
- С другой стороны - ему показывают списки успешных людей с их миллиардными состояниями, их супер-мега-яхтами, их персональными самолетами, и прочими материально-денежными знаками высокого статуса (что там с "карбоновым следом, а"?).
В таком информационном поле даже человеку с весьма средним интеллектом понятно: ему просто морочат голову, чтобы сподручнее было потрошить его карманы.

Для убедительности, элите надо было бы придумать какие-то иные цели и иные мерила успешности, но элита НЕСПОСОБНА на это.
Элите надо было бы как-то меньше выпячивать в публичное пространство свое статусное потребление, но элита НЕСПОСОБНА даже на это (иначе она утратит ореол успешности, к которому стремилась с юности).
В итоге обыватель оказывается перед дилеммой:
- то ли признать себя шизофреником (которому кажется, будто вокруг него две параллельные реальности).
- то ли констатировать шизоидный характер информации ведущих СМИ и сетевых инфлюенсеров.
Вот, собственно, фокусная точка современного общественного сознания.
Такие дела.

---------------------------
* Илья Носырев. Расшерить сознание: новая и новейшая история совместного потребления
https://www.rbc.ru/trends/sharing/5dd41fa89a79471ebd77047e
** Алекс Розов. Восход и закат НТР в зеркале 100-летних приключений автомобилей Ford.
https://alex-rozoff.livejournal.com/76614.html
*** Алекс Розов. Шеринг - это нищета. Коммунистический колхоз, отягощенный буржуазной арендой.
https://alex-rozoff.livejournal.com/198903.html
**** Алекс Розов. О трюке "Flugscham". Нет планеты Б? Так говорят те, кто хочет отнять у вас планету А.
https://alex-rozoff.livejournal.com/142302.html

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Отлучался вот из столицы с ее энторнетами, а возвернувшись нынче -- ознакомился с. Ну, чо тут скажешь... Про всякие там неестественные и противоестественные науки я своих суждений не имею -- ибо это их дела, тут я "не компенгаген" (с). Но что по естественным наукам премию ОБЯЗАН был ...
… Несколько лет назад во многих СМИ сообщалось о том, что один мужчинав Китае отсудил у своей жены 120 000 долларов за то, что она его обманула в том смысле, что вышла за него «красавицей», а от рождения была дурнушкой. Позже появились опровержения этого материала, мол, придумали всё ...
Редакционная политика компании СУП, этого сборища рукоблудов-надомников и дрочеров-мелкописьников, начинает удручать, раздражать и просто за@бывать. Никакой толерантности и терпимости. Полное пренебрежение к свободе слова и абсолютная закрытость для тех, кто создает этот ресурс своими з ...
Есть игрушки, которыми хочется любоваться и долго разглядывать, которые очень профессионально и аккуратно сделаны. И когда я увидела таких в журнале Ирины Пестовой irisha_podusha из Новосибирска, то буквально влюбилась в её кроликов, слонят и ...
...