Шестое небо - 5
jewish_doctor — 08.10.2016
Синема Парадизо.
Парк, тенистый и запущенный, каким и полагается быть старому
парку, полному листьев и гладких каштанов под ногами, шумел кронами
вокруг. Юрий Львович стоял, заложив руки за спину, и с пристрастием
изучал афишу. Здешний клуб оказался устроенным на манер летнего
кинотеатра — вместительный павильон с условными решетчатыми
стенами. Два щита перед входом лаконично, решительно и симметрично
делили окружающий мир на СКОРО и СЕГОДНЯ. И пока будущее,
представленное пустым СКОРО, было ожидаемо неопределенным, свежая
афиша на втором щите наполняла сегодня каким-никаким смыслом.
Заложив руки за спину, Юрий Львович в который уже раз перечитывал:
СЕГОДНЯ ПРЕМЬЕРА Ю.Л. КАГАНЕР. К броскому аншлагу пририсован был
гуашевый человек — очевидно, он самый, Ю.Л. Каганер. По версии
художника, Юрий Львович напоминал одновременно задумчивую голову
профессора Доуэля и Гойко Митича в образе Чингачгука.
— Нравится? — спросил его голос за спиной.
Каганер обернулся. За спиной стоял Ионыч и глядел попеременно
на него и на плакат.
В авторстве афиши не было теперь никакого сомнения.
— Очень нравится. У художника, безусловно, талант.
Мимо них, поодиночке и парами, проходили отдыхающие. Перед
входом образовалась нетерпеливая шумливая толпа.
— Гляди, Львович, сколько народу на тебя пришло.
Каганер присматривался к происходящему с опаской.
— Ладно, и что дальше?
— Отпирать пойдём, — сказал Ионыч, — время. Уважаю
точность.
Гремя ключами, сторож проследовал к дверям, Юрий Львович не
отставал ни на шаг.
С разных сторон на него глазели и перешептывались. Ионыч
открыл, и жаждущие искусства устремились в зал.
— Э, нет, — схватил Каганера за рукав Ионыч, — тебе не
туда.
Влекомый сторожем, Юрий Львович поднялся по лестнице и
остановился перед железной дверью с табличкой “Посторонним вход
запрещен”.
— Ну, вот, теперича ты не посторонний, — сказал Ионыч,
отпирая.
Пока сторож возился с ключом, Каганер с удивлением понял, что
за все годы, за всю разъездную свою киношную карьеру он ни разу —
ни одного — не входил в такую комнату.
В пустой кинобудке было темно и тихо. Через квадратное окошко
в дальней стене до Каганера донёсся шум из зала — там топтались,
хлопали откидными сиденьями и громко шептались. Он живо вспомнил,
как, бывало, в детстве с тревогой оглядывался на такое окошко, что
маячило за спиной опасной амбразурой; вот и теперь он заглянул в
него — со своей стороны — с необъяснимым волнением: белое
полотняное поле расстилалось там.
— Засей его, — тихо сказал Ионыч.
Каганер дёрнулся, как от удара. Сейчас только понял он, что
проектора в будке не было; впрочем, на всём “Небе” провода и прочие
признаки электрификации отсутствовали напрочь.
— Но как? — спросил Каганер в недоумении.
Ионыч тихонько подтолкнул его к окошку, из сумрака придвинул
стул. Каганер сел напротив амбразуры, и две тяжелые шершавые ладони
легли ему на лоб.
— Просто смотри туда, смотри и думай. Поплачь о себе, если
хочешь.
В зале свистнули и захлопали.
— Пора, Львович.
Дверь кинобудки захлопнулась с железным лязгом. Теперь он
один.
— Кхм, — неуверенно прочистил горло Каганер.
Экран в зале немедленно вспыхнул, засветился, запузырился
рваной плёнкой. Его растерянное лицо появилось в центре.
— Это поразительно, — сказало лицо Юрия Львовича на экране и
сделало смешную гримасу.
В зале засмеялись.
— Это мужик с пляжа, — сказал кто-то громко.
— Да, — подтвердил Каганер, — разрешите представиться, меня
зовут Юрий Львович, и я…
— Алкоголик, — добавил прежний дурашливый голос. Вокруг
засмеялись и зашикали.
— Нет, — сказал Каганер, — не бывал я трезвее, чем сейчас, за
всю свою жизнь.
И, похоже, пришло время её судить. Я готов.
И он принялся вспоминать, рассказывать, смеяться и плакать. И
люди в зале увидели его раскадрованную жизнь, засмеялись и
заплакали вместе с ним, вплоть до самой его смерти.
— Знаете что? — спросил он, когда экранный Ионыч запер за ним
ворота. — Давайте я вам настоящее кино покажу. Хотите?
Это было чем-то новым здесь. Люди перед экраном замерли, потом
зашумели, потом захлопали.
— За свою жизнь я снял всего один стоящий фильм, и так уж
получилось, что на экраны он не вышел. Сейчас я наконец это
исправлю.
Каганер глубоко вдохнул и сосредоточился. “Мотор”, —
скомандовал он себе и отпустил заглавные титры. Музыка полилась в
зал, и Юлия, его вторая жена, улыбнулась ему холодно, словно
предвидя исход, и сказала первую реплику.
— Говорят, вы были сегодня в ударе.
— Отчего же не пришли?
— Прилюдные исповеди — не мой жанр.
— Так вы не ходили? В первый свой день?
— Ходил, конечно. Это был скучнейший вечер в истории
Вселенной; я излагал основы релятивизма.
— И как зал?
— Неистовствовал.
Каганер засмеялся.
— Вот, возьмите. От растроганного Ионыча.
Он протянул Савельеву пакет. Физик отложил свой блокнот и
осторожно принял посылку.
— Что такое это лекарство? — тихо спросил Каганер.
Савельев улыбнулся:
— Вы же видите, здесь написано…
На столе перед ними стояла бутылка из-под лимонада,
закупоренная вместо пробки свернутой бумажкой. Небрежно приклеенная
волнистая этикетка у основания горлышка сообщала подзабытое из
детства: “Напиток Золотой Ключик”.
— Я не понимаю.
— Кто-то романтичный назвал бы это ключом от рая, кто-то —
ключом от клетки. Со своим вариантом я пока не определился.
— Вы открыли мне новый аспект, — задумчиво проговорил Каганер.
— Вы хотите сказать, отсюда есть выход?
Савельев забрался с ногами в койку, повозился там несколько
секунд, устраиваясь, потом заговорил:
— Нам обоим очевидно, что Вселенная это не мир, но набор,
система миров, пронизанных связью. В этом здании нет чуланов, нет
тупиков, а лишь анфилады комнат. Выход есть всегда, вопрос лишь в
том, как его найти.
— По ту сторону выходом была смерть, — прошептал Каганер, — и
процессом можно было управлять… логично предположить, что и
здесь…
— Самоубийство? — насмешливо спросил Савельев. — Валяйте. Я
вдоволь с этим наигрался. Для начала предлагаю просто задержать
дыхание…
Он с интересом уставился на Каганера, наконец не выдержал,
прыснул:
— Друг мой, видели бы вы себя со стороны…
— Это… это феноменально, — восхитился Юрий Львович после
тщетной попытки вызвать у себя удушье. — Выходит, нам и кислород
здесь не нужен?
— Элементарная логика, мой друг. Питание и дыхание
взаимосвязаны, их общая цель — добыча энергии. Вы ведь понимаете,
что источник энергии здесь иной?
Каганер уставился на физика; до него кое-что дошло:
— Мы не едим, мы не дышим, нам не нужен туалет, мы даже не
можем себя убить… Позвольте, а люди ли мы вообще?
Савельев издевательски зааплодировал:
— Очаровательно. Душа Каганера в поисках самоидентификации.
Проснитесь же, Юрий Львович, вы больше не биологический
объект.