Сфера смыслов: война или противостояние?
belarus-eot — 04.02.2015«Отношение к Великой Отечественной войне, как священной борьбе с фашизмом, было и остается показателем нравственности и совести. Более того, сегодня память о Победе остается той силой, которая еще объединяет людей доброй воли.
Там же, где отказались от завоеваний, обусловленных Победой над фашизмом, и от памяти о главном историческом событии прошлого века, где попытались возвеличить до уровня эпических героев противников Советского Союза в годы войны, там сегодня пожинают другой урожай, а кое-где и бурю».
Зась С.В.,заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь,
генерал-майор, кандидат военных наук
Сегодня мы предлагаем обсудить в Сообществе статью «Противостояние в сфере смыслов в глобальном контексте ХХI века» с сайта Министерства информации Республики Беларусь.
Автор статьи родился в 1964 году в Черниговской области (Украина). В 1985 году с отличием окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище, в 1996 году с отличием и золотой медалью - Военную академию Беларуси, а в 2005 году также с отличием и золотой медалью - Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Кандидат военных наук. Награжден 4 медалями. Проходил военную службу и трудился в Вооруженных Силах, МВД, КГБ, пограничных войсках. был начальником отдела военного строительства главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Республики Беларусь занимал должность заместителя начальника главного управления - начальника 1-го управления главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси 29 августа 2008 г. указом президента № 472 назначен заместителем Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь.
При всем уважении к автору статьи и его рассуждениям о том, что такое противостояние в сфере смыслов, хотелось бы сказать, что в данном случае нам больше подходит слово «война», чем «противостояние». В сфере смыслов нам брошен вызов и случилось это не сегодня, но именно сегодня мы переходим в эндшпиль. Идет война.
И второе, главное слово в статье не названо. Какой смысл мы защищаем, какова наша цель, каков наш идеал? Возможно, автор это подразумевает, тем не менее явно я этого в статье не прочитал. Может быть, пора сказать явно?
См. также видео "Потеря идеального":А теперь, собственно, сама статья (под катом):
Отношение к Великой Отечественной войне, как священной борьбе с фашизмом, было и остается показателем нравственности и совести. Более того, сегодня память о Победе остается той силой, которая еще объединяет людей доброй воли.
Там же, где отказались от завоеваний, обусловленных Победой над фашизмом, и от памяти о главном историческом событии прошлого века, где попытались возвеличить до уровня эпических героев противников Советского Союза в годы войны, там сегодня пожинают другой урожай, а кое-где и бурю.
Прежде чем говорить о противостоянии в сфере смыслов следует задаться простым вопросом: А что же это такое – противостояние в сфере смыслов? Реальность? Модный тезис? Или вообще выдумка?
Отвечая на этот вопрос, примем во внимание аксиому, что мы с вами живем в многогранном и разнообразном мире. Тысячелетия существуют разные цивилизации, народы, общности и государства, со своей религией, идеологией, моральными и нравственными устоями, менталитетом, просто традициями и обычаями. Они в совокупности и формируют ту хрупкую сферу, которую называют: СФЕРОЙ СМЫСЛОВ. Бесспорно, что на протяжении всей истории человечества, в этой сфере было как мирное сосуществование разных культур, идеологий, форм организации сознания людей и их ценностных установок, так и противостояние между ними.
Это объективная реальность. Законов диалектики еще никто не отменял. В том числе и закона единства и борьбы противоположностей. Итак: противостояние в сфере смыслов есть объективный и непрерывный процесс, обусловленный закономерностями развития цивилизации и являющийся одним из источников этого развития. Важный вывод для понимания: в какой обстановке мы с вами живем и что делать. Если мы с вами живем в условиях непрерывного противостояния в сфере смыслов – то как минимум нам надо БЕРЕЖНО ХРАНИТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ, КУЛЬТУРУ, ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ.
Наверное, правильно было бы сказать так: свою историю, традиции и обычаи надо бережно хранить, а вот культуру и духовно-нравственные ценности – нести людям. Задача эта общая для всех, в том числе и для СМИ. Ведь эта та задача, которая объединяет государство и общество.
Будет очень здорово, если наш белорус с самых малых лет будет жить в атмосфере белорусской культуры и традиций. Если уже в садике будут присутствовать наши национальные игры, костюмы, песни, национальная детская литература и кино.
При этом ни в коем случае нельзя бросаться в другую крайность - ограничивать доступ людей к культурным и научным ценностям других наций и народов.
Но свою самобытность надо охранять. Ибо противостояние в сфере смыслов играет не только положительную роль, являясь источником развития цивилизации, но и нередко приводит к деформированию интеллектуального и духовно-нравственного ресурса наций, разрушению ценностных установок. Особенно это актуально для нашего времени. В современном мире эта конкуренция, эта борьба становится тотальной, с признаками настоящей войны. К сожалению, сегодня мы вправе говорить О ВОЙНЕ В СФЕРЕ СМЫСЛОВ: психологической по форме, цивилизационной по содержанию и информационной по средствам.
Почему так случилось? Основная причина в тех глобальных процессах, которые происходят сегодня в мире, и оказывают влияние на развитие человечества.
Прежде всего, речь следует вести об очередном цивилизационном кризисе, обусловленном целым рядом диспропорций и противоречий.
1 Противоречие между ростом производства и потребления (с одной стороны) и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.
2 Диспропорции в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья.
3 Противоречия между «бедными» и «богатыми» странами.
4 Противоречия между нациями, национальными элитами и транснациональной элитой (стремящейся к ликвидации традиционных национальных государств в процессе глобализации).
5 Противоречие между объемом мировой «финансововой пирамиды» и масштабом реального сектора мировой экономики
6 Между бездуховностью «свободного рынка», порождающей власть денег, и духовными основами существования различных цивилизаций, формирующими цивилизационные различия.
Причем учеными с высокой вероятностью прогнозируются попытки разрешения этих противоречий посредством войны, как уже дважды было в ХХ веке в ходе мировых войн.
«Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов» – этот вывод, сформулированный в Концепции национальной безопасности Беларуси особо актуален в современных условиях.
Но какое же противоречие следует рассматривать как главный источник угроз национальной безопасности на данном этапе.
Здесь заслуживает внимание вывод, сделанный учеными еще в 2007 году. В ракетно-ядерной сфере, как и во времена «холодной войны», сегодня мир остается биполярным. Его полюсами являются Россия и США. В сфере же экономики современный мир является многополярным (США, ЕС, Япония, набирающий силу Китай). А вот, что касается информационной и социокультурной сферы, то главная проблема в том, что мир приобретает сегодня все больше черты однополярного мира с попытками навязать странам, международным сообществам Западную (американскую) культуру, мораль и образ жизни.
Отсюда важный вывод: ракетно-ядерной войны в обозримом будущем не будет, она иррациональна. Но попытки погружения целых регионов в постцивилизационный хаос, развязывания войн и конфликтов, имеющих целью полную государственную аннигиляцию, – эти попытки, непременно, будут наращиваться.
Причем непременным спутником данных войн являются «цветные» революции, в основе которых лежит глубокая трансформация сознания людей, по существу его разрушение, подмена фундаментальных ценностей их суррогатами и ложными идеями и смыслами.
Этот источник угрозы накладывается также на объективно существующие глобальные тенденции, связанные с развитием информационных технологий.
Они сформулированы рядом ученых и сводятся к следующему.
Первое – это трансформация времени – оно ускоряется, уплотняется, становится режимом жизни он-лайн. Соответственно важные стратегические решения надо принимать немедленно, молниеносно, в режиме реального времени.
Второе – изменение пространства, когда буквально все становится рядом в результате общения с помощью Интернета или физических перемещений из одной точки планеты в другую.
Третье – принципиально новая роль знания внутри новой структуры пространства и времени, в результате чего именно информация, знание, смысловые поля обеспечивают стратегическое преимущество.
Поэтому в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь отмечается, что настоящий этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая является системообразующим фактором жизни людей, а также активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности нашего государства.
В связи с этим уместно рассмотреть потенциальные угрозы, связанные с «утратой частью граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, попытками разрушения национальных духовно-нравственных традиций и необъективного пересмотра истории, затрагивающие данные ценности и традиции»
В Концепции национальной безопасности четко сформулированы источники этих угроз:
(1) искусственное нагнетание напряженности и противостояния в обществе, между обществом и государством;
(2) распространение идеологии экстремизма, национальной нетерпимости, возникновение либо незаконная деятельность организаций, группировок, отдельных лиц, придерживающихся и распространяющих указанные взгляды;
(3) распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным интересам Республики Беларусь и другие.
И здесь мы вправе вести разговор о применении информационного оружия – оружия, поражающего сознание. Причем этим оружием могут быть философские теории, политические концепции и даже учебники и книги по истории.
По поводу истории.
Было бы неверным полагать, что вброс в информационное пространство образцов продукции, дискредитирующей подвиг народа, победившего фашизм в годы войны, или интерпретация событий 500-летней давности как вечной войны белорусов и русских, может радикально повлиять на мировоззрение людей. Запас прочности у белорусского народа огромен.
Тем не менее, оставлять без внимания эти выпады мы не имеем права, так как соответствующая деятельность проводится целенаправленно, постоянно и достаточно изощренно. Более того, к этой деятельности привлечены опосредованно даже серьезные авторитетные издания.
Только один пример. В журнале «Человек и закон» опубликовано интервью с известным издателем и доктором наук Анатолем Тарасом. Интервью весьма корректное, там нет ни слова о реконструкции белорусской истории – только реклама общественной организации «Институт белорусской истории и культуры», главная цель которой – пробуждать интерес нашего народа к замечательной, древней, богатой, разносторонней национальной истории. Можно было бы только приветствовать эту работу…
Но из-за красивых слов о высокой культуре прорывается высокомерие и ненависть к белорусскому народу (дословно): «Для шляхты моральные ценности (личное достоинство, честь семьи, верность королю и магнату, честное слово) являлись мощными регуляторами поведения. Для крестьян же такие понятия просто не существовали. В этом смысле большинство нынешних горожан Беларуси до сих пор остаются крестьянами – то есть, людьми, лишенными чувства личного достоинства, уважения к самим себе».
За словами о нашей богатой национальной истории стоит героизация нацистских преступников и распространение сомнительных книг о партизанском движении в Беларуси.
Вот ключевой тезис книги «Партизаны СССР: от мифов к реальности»: «Партизанское движение в целом – это огромный миф, состоящий из ряда взаимосвязанных мифов меньшего масштаба (всенародной борьбы с оккупантами, значительных потерях противника в результате действий партизан, защиты населения от нацистского террора и других). Это была не наша война – вопреки тому факту, что значительную часть белорусов заставили поверить в обратное» .
И комментарий самого Анатолия Тараса к такой же книге другого автора – М.Н.Пинчука «Советские партизаны: мифы и реальность»: «На самом деле они (партизаны) были военными преступниками, все».
Обратите внимание, какие превратности судьбы мы наблюдаем. Отец Анатолия Тараса в годы войны долгое время работал в Центральном штабе партизанского движения, в 1944 году – в Белорусском штабе партизанского движения, а сын публично называет всех партизан военными преступниками.
В этих же книгах содержится оценка, данная Леонидом Лычом Вильгельму Кубе: «Если бы возник вопрос об избрании кого-нибудь из первых политических руководителей нашего Отечества за последние 70 лет почетным членом Товарищества белорусского языка имени Скорины, то у Кубе было бы больше шансов, чем у других стать таковым».
Как говориться: нашли “благодетеля” белорусского народа. Договорились уже до того, что мол: и убили В.Кубе только потому, что он «путал карты» Сталину и советской пропаганде в отношении оккупационного режима. Это чистая ложь! Убили именно его потому, что в Минске были сильные позиции у подпольщиков и партизан. Если бы были такие возможности в Киеве или других оккупированных городах – сделали бы то же самое. И вполне заслуженно.
«Близоруко прищурившись», или умышленно, генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе в последние два десятилетия кое-кто пытался позиционировать и как руководителя белорусского государства, и как якобы выступавшего против преследования иудеев в годы войны.
По поводу отношения к иудеям. Сохранились документы, например рапорт Кубе рейхскомиссару Остланда от 31 июля 1942 года : «Мы полностью согласны с начальником СД в Белоруссии, что для предотвращения дальнейшего осложнения ситуации необходимо уничтожать любой транспорт с евреями, прибытие которого не согласовано с нами…».
Вот такой прагматичный был этот “благодетель”. Согласовано прибытие транспорта – заключенные направляются на каторжные работы. Не согласовано – сразу в печь.
Книги «Партизаны СССР» и другие книги серии «Неизвестная история» свободно распространяются в книжной сети Минска. Примечательно, что в книге «Беларусь превыше всего» содержатся также ключевые положения предлагаемой национальной идеологии для Беларуси. Дословно: «Исходя из смысловой кодировки названия, «белорус» – это православный крестьянин, в современной интерпретации – советский колхозник, покорный трудяга, для которого главная ценность – алкоголь. Смена названия страны и народа выведет беларусов из российского контекста, подтвердит зрелость, независимость и самодостаточность беларуской нации. Беларуский язык желательно перевести на латинский шрифт. Именно на латинице начиналось беларуское Возрождение. Союзное государства с Российской Федерацией надо ликвидировать. Одновременно следует выйти из СНГ» .
Вот так. Все разрушить, а потом строить что-то другое. Ни больше, ни меньше. Так и хочется сказать этим «стратегам»: Господа, хватит революционных призывов! Наша страна, как независимое государство, существует всего лишь чуть больше двадцати лет. Давайте сначала страну отстроим и укрепим, а потом уже разберемся с шрифтами и названиями.
Но хватит цитат. У нас демократическое государство, где позволяется каждому свободно излагать собственное мнение. Но наше право и обязанность – защищать историю, защищать культуру, в том числе показывая абсолютную политическую несостоятельность борцов за увековечение памяти коллаборационистов, предателей и руководителей «белорусского» (в кавычках) государства типа Вильгельма Кубе.
Отдадим должное нашим СМИ – у нас есть острая политическая публицистика. Многое из этого мы видим ежедневно на страницах периодической печати и в Интернете. Например, работы главного редактора «Белорусскай думкі» Вадима Францевича Гигина. В частности, его материал «Сказки Крапивенского поля», своевременно размещенный в глобальной сети 8 сентября этого года, который четко показывает подоплеку искусственно нагнетаемой истерии вокруг сражения 500-летней давности под Оршей.
Но дело не только в попытках использования исторических событий для нагнетания противоречий в обществе и между народами.
Примечательно, что направленность политической пропаганды и «белорусских» и «российских» радикалов абсолютно одинакова – это генерирование ненависти к руководству страны и лично к главе государства.
Достаточно посмотрить сайты «Политической обозрение с Андреем Суздальцевым» или российский праворадикальный сайт «Спутник и погром». Как говорится, комментарии излишни…
В качестве важнейших выводов уместно сформулировать следующие.
Во-первых, Беларусь в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов, прежде всего связанных с попытками ответить на глобальные противоречия современности погружением целых регионов мира в хаос, что сочетается с ослаблением роли международных институтов обеспечения безопасности, включая ООН, и легитимизацией на международном уровне региональной войны.
Во-вторых, если в прошлом войны велись преимущественно в физическом пространстве, то современные условия ознаменовали собой выход войны в ментальное пространство, превращение его в театр войны с использованием в ходе этого нетрадиционного противоборства оружия, поражающего сознание, разрушающего сферу смыслов.
В-третьих, решающее значение в данных условиях для парирования вызовов и угроз имеет национальная мобилизационная готовность, понимаемая как способность и готовность народных масс сражаться как в физическом, так и в ментальном пространстве, защищать и отстаивать национальные интересы.
В-четвертых, основой решения этой проблемы является развитие в обществе патриотизма, воспитание у граждан чувства ответственности за защиту Отечества и обеспечение национальной безопасности.
Одной из важнейших задач в данном процессе является формирование адекватного исторического сознания, в том числе гордости за великий белорусский народ. Великий народ – так сказано в законе БССР от 14 ноября 1939 года о воссоединении великого белорусского народа в едином белорусском государстве.
Кстати, вокруг этого исторического события в последнее время появилось очень много всякого рода домыслов и вымыслов. Хотелось бы, чтобы наши средства массовой информации не оставляли без внимания эти попытки шельмования истории. Порой удивляет даже общий подход к оценкам этих событий. Мало кто оспаривает положительную роль объединения немецкого народа после падения «Берлинской стены». Но вот то, что белорусский народ в 1939 году обрел возможность жить в едином государстве – почему то нравится не всем.
Следует формировать также понимание уроков истории, которые учат трезво оценивать и цену дружеских объятий в мировой политике: ею правят не благодарность и верность, а неизменные интересы. Поэтому вполне закономерно, что на первом месте среди стратегических национальных интересов Республики Беларусь стоят: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя. Соответственно формирование понимания современной внутренней и внешней политики Республики Беларусь, деятельности руководства страны, направленной на защиту национальных интересов, сплочение общества, и как результат – сохранение стабильности и мира в республике на фоне испуганного терроризмом мира – все это было и остается главной задачей образовательных, информационных, идеологических структур и общественных организаций.
Необходимо взвешенно, грамотно, аргументировано, доказательно работать с общественным мнением. Догматизм и профанация сегодня особо опасны – они имеют обратный эффект.
/прим. Выделение жирным в некоторых местах мое - Грак/
|
</> |