сетевые рестораны: что с ними делать?

Я вспоминаю этот эпизод каждый раз, когда выхожу из подземного перехода на углу бывшего проспекта Скорины и бывшей улицы Варвашени, возле бывшего ресторана «Бригантина». Мне жаль этого ресторана. Именно туда я, советский школьник, пришел как-то с друзьями лет двадцать пять назад – и это был мой первый поход в настоящий взрослый ресторан без взрослых. Но сейчас я уже взрослый и хорошо понимаю, что рестораны не вечны, что они живут и умирают, совсем как люди. Одни рестораны живут десятки, и даже сотни лет, другие исчезают после первого же сезона работы, c’est la vie. Казалось, к слову, что как раз «Бригантина» - не утонет: несколько лет назад там сделали хороший ремонт, обновили и интерьер, и меню. Увы! – ремонт в сухом доке не спас ее от крушения, и теперь на ее месте расположено какое-то Fresh cafe, в котором индивидуальности меньше, чем в барже для сплава леса. Другое такое же Fresh cafe – то, что возле кинотеатра «Октябрь» - уничтожило «Батлейку». Я знаю, что многие из тех, кто «Батлейку» помнит, использовали бы для ее характеристики слово «шалман», но нельзя отрицать, что при всех своих недостатках, это было место с определенной атмосферой, genius loci – тем, чего сменившее ее сетевое заведение лишено начисто.
Сетевые рестораны наступают, одинаковые и безжалостные, как имперские штурмовики. Под их железной пятой задыхаются и гибнут заведения старого Минска, со своим, пусть несовершенным, но неповторимым духом. Нужны ли нам все новые «Пиццы Темпо», эти ущербные клоны литовской «Чили пицы»? Куда можем мы повести приехавших к нам иностранных друзей, чтобы накормить их едой без привкуса глобализации? Заметьте, я сейчас говорю не о белорусской кухне – сетевые монстры точно так же уничтожают и маленькие китайские рестораны, и непритязательные грузинские, и скромные арабские. И им наплевать, что вместе с этими заведениями умирает душа города.
Логика, толкающая рестораторов в сетевой формат, проста и прямолинейна, как тормозной путь «бугатти вейрон» - снижение издержек по проектированию и управлению, сокращение сроков согласования; да и банки под уже знакомый проект деньги дают быстрее и охотнее. Профит для владельца очевиден. В других странах он поделился бы частью сверхприбыли со своими клиентами – предложив им более быстрое обслуживание и бОльшие порции за меньшие деньги – но только не у нас: в наших сетевых ресторанах цены, в целом, не ниже, чем в не-сетевых, да и обслуживание не лучше. Так какую же пользу получаем мы, потребители, когда где-то открывается новый ресторан, являющийся клоном другого, уже существующего? Вопрос риторический. Очевидно, что когда в самом центре города, на месте, где несколько десятилетий находился белорусский ресторан, появляется сетевая российская пироговня, это свидетельствует о том, что в минском общепите что-то совсем неладно. Понятно, что ни «Бульбяной», ни «Бригантины» нам уже не вернуть, как не вернуть Смоленска и Вильни, но ЧТО нужно сделать для того, чтобы в один не очень прекрасный день не обнаружить очередной «Салодкі фальварак” на месте, скажем, “Вернисажа”?
Люди, менее приверженные либеральным ценностям, нежели Ваш покорный слуга, сказали бы просто: “Надо запретить сетвые рестораны!”. Но лично я – не сторонник запретов, запреты часто недемократичны.
Однако каждый последующий из сети ресторанов стоило бы облагать (не слишком большим) дополнительным прогрессивным налогом . Причем налог этот следовало бы расходовать целенаправленно, на реставрацию памятников архитектуры и благоустройство – то есть, на то, чтобы нивелировать ущерб, который сетевые рестораны наносят городской среде. Наличие этого налога заставило бы минского ресторатора, планирующего открыть очередное заведение, взвесить – стОит ли клонировать один из уже имеющихся проектов, или лучше создать новый. Разумеется, “Макдональдс” платил бы дополнительный налог безо всяких вопросов, а вот вместо какой-нибудь “Планеты Пиццы” вполне могло бы появиться что-то оригинальное. Боюсь, что альтернативы такому налогу нет – ведь, в отличие от того же Вильнюса (где, наряду с сетевыми монстрами присутствует немалое количество семейных заведений), в Минске бОльшая часть ресторанного бизнеса сосредоточена в руках совсем небольшого количества людей и компаний. И если мы хотим обеспечить гастрономическое разнообразие вопреки логике свободного рынка, то нельзя оставлять такие вопросы без внимания.
(Безусловно, от данного налога стоило бы освобождать заведения, открывающиеся, к примеру, в Шабанах, что послужило бы определенным стимулом для развития там ресторанного бизнеса).
А вы что по этому поводу думаете, дарагіе мінчане і госці сталіцы?
|
</> |