"Сетевая война" Запада против Белоруссии: как это делается

топ 100 блогов Сообщество "Свободная Беларусь"28.07.2011

Согласно американским авторам, термин "сетевая война" относится к конфликту, связанному с информацией и означает действия по подрыву, разрушению либо видоизменению того, что являющееся целью население знает (или думает, что знает) о себе и окружающем мире. Подобные действия могут вестись против политики конкретных правительств и режимов негосударственными структурами, оппозиционными группами или движениями, включающими, например, борьбу за окружающую среду, права человека и т.д.

Как правило, в данном случае в виде основного субъекта и оппонента государственных институтов выступают неправительственные организации т.н. третьего социального сектора (НПО или NGOs). Некоторые из них способны создавать межгосударственные (транснациональные) сети и коалиции, больше напоминающие развитие гражданского общества (даже глобального), чем нации-государства, и, балансируя на грани закона, использовать новейшие технологии в области информации и связи для усиления своей активности по "импорту демократии".

Имея огромный опыт в части подобного "импорта", зарубежные NGOs располагают богатым арсеналом косвенных воздействий на ситуацию в том или ином государстве, включающим, помимо прочего, непосредственные и опосредованные контакты с оппозицией. Конечная цель - не абстрактная "свобода" и демократия, подразумевающая реальную "власть большинства", а перевод "освобожденного" социума под внешнее управление.

В качестве примера "как это делается", рассмотрим современную Белоруссию, где взаимодействие местной оппозиции с западными структурами в настоящее время осуществляется на партийном уровне и уровне общественных (в т.ч. молодежных) неправительственных организаций.

В основе тактики западных NGO в Белоруссии лежит:

- отказ зарубежных доноров от финансирования проектов явно выраженной политической направленности;

- оптимизация, посредством перераспределения между центром и регионами в пользу последних, направляемых из-за рубежа финансовых и материальных средств;

- реализация программ обучения для функционеров на сопредельных территориях (Польша, Литва, Украина);

- стремление к созданию новых независимых центров аналитического плана, целью которых является не только изучение общественных процессов, но и разработка проектов (политтехнологических, правовых, социокультурных и т.д.), способствующих усилению влияния Запада;

- ориентирование белорусских оппозиционных организаций на подготовку к парламентским выборам.

В свою очередь, внимание местных оппозиционных структур концентрируют на:

- целенаправленной работе по привлечению финансирования из источников внутри и вне республики;

- проведении социальных кампаний без явного (но реально имеющегося) политического подтекста с целью завоевания симпатий различных категорий граждан (электората);

- обеспечении максимально широкого информационно-пропагандистского резонанса своих пиар-акций и выхода на масс медиа, в том числе государственные и российские;

- отлаживании контактов с представителями различных государственных структур и органов, посредством которых осуществляется лоббирование своих интересов;

- предстоящих парламентских выборах 2012 года.

В нынешних белорусских условиях избирательная кампания фактически становится тестом на "разумность" (гибкость, внимательность, элементарную сообразительность и т.д.) политиков и политических сил, с помощью которого население оценивает интеллект как официальной, так и потенциальной власти. Белорусский "электорат" все быстрее осознает, что время политической пассивности проходит. В то же время потенциальные избиратели не менее ясно осознают, что торопиться мстить "старой" власти пока невыгодно, поскольку неизвестно, кто в этом случае может придти ей на смену и как это отразится на их "реальной" жизни.

С учетом сказанного, стратегическая цель как западных, так и местных оппозиционных NGOs-НПО - изменение существующей системы власти и управления хозяйствованием посредством более эффективной подготовки и последующей успешной сдачи избирательного и прочих политических "тестов".

Основные направления стратегии и тактики в преддверии парламентских выборов:

1. Консолидация оппозиционных и антипрезидентских сил.

2. Делегимитизация нынешнего руководства РБ.

3. Способствование усилению внешнего влияния на руководство РБ.

4. Поиск новых форм и способов информационного воздействия на белорусское общество.

5. Приобретение в ходе подготовки к избирательной кампании новых каналов коммуникации с населением.

6. Привлечение на свою сторону не менее половины голосов избирателей.

7. Попытка заявки на лидерство в объединенной оппозиции возможного будущего "единого" кандидата в президенты.

8. Подготовка и "обкатка" партийных структур в преддверии выборов.

9. "Раскрутка" посредством активного участия в избирательной кампании практически всех оппозиционных политических структур. В том числе посредством активной агитации против проведения выборов.

10. Определение реальной, а не формальной численности сторонников. Цель - выяснение количества людей, готовых участвовать не только в избирательной кампании, но и в других мероприятиях (митингах, уличных акциях и т.п.) и последующее использование потенциала, накопленного в ходе выборов для роста рядов, создания организаций в регионах Белоруссии и усиления влияния в обществе.

Основные пути реализации стратегии и тактики:

преодоление "информационной блокады" оппозиции в государственных СМИ посредством инициирования соответствующих информационных поводов; продолжение кампании по дискредитации действующего президента с целью продвижения и закрепления в массовом сознании его негативного образа; поддержание необходимого информационного фона и темпа кампании вокруг исчезнувших политиков;

убеждение максимального количества представителей номенклатуры на местах и граждан в возможности положительных изменений в случае прихода оппозиции к власти;

популяризация идеи вступления РБ в Европейский Союз в случае прихода к власти оппозиционных сил и смены власти;

использование в пропагандистских целях любых кризисных ситуаций, которые могут возникать в РБ в связи с экономическими либо социальными проблемами, а также эксплуатация социальных и экономических лозунгов;

организация и проведение в регионах политико-пропагандистских акций позиционируемых как мероприятия, имеющие социально-экономическую подоплеку;

системная работа с той частью номенклатуры, которая ориентирована на перемены;

расширение контактов среди политической и деловой элиты России;

укрепление финансовой и иной поддержки со стороны Запада;

создание иллюзии поддержки "сконсолидировавшейся" оппозиции не только в самой РБ, но и за рубежом.

Цели:

расширение базы поддержки со стороны белорусского общества;

привлечение на свою сторону всех противников власти, а также политически не определившихся граждан;

структуризация новых сторонников в регионах;

усиление протестных настроений среди населения;

сохранение и укрепление как можно более широкой оппозиционной коалиции как политической силы, способной эффективно бороться с властью и в поствыборный период;

"раскрутка" в массовом сознании (с последующим прицелом на вхождение в "большую политику") "молодых политиков", поддерживаемых молодежными структурами радикально-оппозиционного толка;

продвижение в массовое сознание позитивного образа структур оппозиции.

Механизмы и средства достижения:

Разработка календарного плана действий, о наличии которого может свидетельствовать синхронность и унификация действий (общие кандидаты, использование унифицированной символики, сходство программных тезисов и тем выступлений).

Создание ряда центров (в т.ч. региональных), обеспечивающих эффективное планирование, системный анализ, взаимодействие со СМИ, правовое и иное обеспечение кампаний кандидатов от оппозиции.

Приемы работы с населением, заимствованные из сферы политического PR (агитаторы в общественном транспорте и др. "толпообразующих" местах, письменные опросы граждан об их отношении к власти и т.п., "листовочные" кампании, поквартирный "от двери к двери" обход граждан, кампания в подконтрольных масс-медиа).

Использование компромата.

Выдвижение подготовленных кандидатов.

Предпочтение предпринимателям в практической работе с целевыми группами граждан.

Заблаговременное создание предпосылок для непризнания "неудобных" итогов выборов.

Основные принципы стратегии и тактики:

1. Рассмотрение и подход к выборам как инструменту влияния на развитие ситуации в республике. Избирательная кампания рассматривается в т.ч. и как, профинансированная из госбюджета, возможность доступа к государственным СМИ, прежде всего, телевидению.

2. Прагматизм и последовательность во взаимоотношении с властями. Суть - навязывание своих "правил игры".

3. Комбинированность. Суть - сосредоточение всех задействованных в избирательной кампании ресурсов на том виде действий, который на данный момент является основным, с передачей остальных (поддерживающих, обеспечивающих и т.п.) функций специалистам в сопутствующих областях. Это способствует: экономии времени, а также экономии и качеству (эффективности) действий.

4. Синергия действий и личностей. Суть - системность, всеобщность, креативность и технологичность действий. Стимулирует изобретательность мышления, "подстегивает" творческие способности исполнителей, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей.

5. Разделение рисков. В случае возникновения угрозы противодействия со стороны власти, партийные структуры оппозиции и их кандидаты будут стремиться переходить на автономный режим.

6. Концептуальное единство. Структуры НПО-NGOs манифестируют не централизованную постановку задач, а концептуальное лидерство. Фактически можно говорить об идеологической компоненте "оппозиционности вообще" и связанном с ней стратегическим целеполагании, присутствие которых продуцирует максимальные усилия партийных активистов, их готовность к работе "на совесть".

7. Способность к преадаптации. Будучи избавленными от ряда недостатков властной вертикали (более абюрократичны), благодаря своей менее иерархичной и сетевой организаций, партийные структуры способны к преадаптации, то есть могут схватывать на лету ту или иную тенденцию, наметившуюся в избирательной кампании, и готовить результат на перспективу ("в стол"). Это достижимо благодаря широкой "специализации" участников: они параллельно или попеременно могут заниматься несколькими (или даже всеми) направлениями, которым посвящена деятельность определенной структуры.

***

Выводы.

Таким образом, можно констатировать сетевой характер деятельности в Белоруссии неправительственных организаций т.н. третьего социального сектора (НПО или NGOs), стремящихся планировать, инициировать и реализовывать собственный событийный ряд, свои информационные поводы и проекты и т.д., воспринимающиеся населением.

Что конструктивного (помимо демонстрации уверенности в полной ничтожности прозападной оппозиции, очередного "закручивания гаек" и "традиционного" арсенала "вертикального" воздействия) могла бы предпринять в данном контексте властная вертикаль Белоруссии? Оптимальный выход - создание на постоянной основе действенной, упредительной системы управления общественными процессами, являющейся симбиозом общественных организаций и государственных структур, мягко "вписывающейся" в общественную жизнь и задействованной во всех общественно значимых событиях [1].

Фактически речь идет о перехвате стратегической инициативы в сфере построения гражданского общества у зарубежных субъектов. Оно должно выстраиваться во благо общества, а не служить инструментом вестернизации (что де-факто тождественно переводу под внешнее влияние и управление этого общества, вынужденного пользоваться "чужими мозгами" в т.ч. и потому, что свои "закупориваются") [2].

Возвращаясь к началу, уточню, что сетевые войны - это нереальные войны (в традиционном понимании этого слова). Со стороны атакующего субъекта это, прежде всего, попытка управления системой через ее хаотизацию - методологический принцип утверждения контрольно-управленческих функций над социумом. В то же время, со стороны обороняющегося сетевая война может превратиться в инструмент попытки предотвращения возникновения реального (силового, военного) конфликта на ранней стадии, т.е. в средство предотвращения хаоса. Таким образом, сетевая война, как средство сдерживания хаоса в социуме амбивалентно (двойственно) поскольку может также стать функцией чьей-то кибернетической (управленческой) позиции присутствия, как и чьей-то позиции и присутствия силы.

Примечания

[1] Понимают ли представители этой "вертикали" специфику принципов сетевого самоуправления? Думаю, да. Во всяком случае, доводилось слышать годков эдак с восемь тому назад, как один из крупных "вертикальщиков", ознакомившись с подобным предложением, аж взвился от возмущения со словами: - А я чем же тогда заниматься /кем руководить/ буду?!

[2] Один из наиболее характерных способов сетевого самоуправления - "экспертный" - состоит в том, что при этом решения от всей структуры по конкретному вопросу принимает человек, признанный всей структурой как наиболее компетентный в данном вопросе, он же несет всю ответственность за последствия. Ничтожество (единственным достоинством которого является протеже такого же ничтожества или родственника), тратящее часы на совещания, в процессе которых вещает, что оно здесь главное и поэтому все присутствующие должны его слушать, в такой роли не может оказаться по определению.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Практически каждый день мы видим по телевизору многочисленную рекламу, среди которой нередко встречаются кошачьи корма. Вряд ли мы сможем перечислить количество марок питания для домашних котов, которые на сегодняшний день предложены на отечественном рынке. Многие из них пользуются ...
Рынок сбыта - это то, за что страны и корпорации дерутся, ведут настоящие торговые войны. Найти место, где ты можешь продать свои товары или услуги и разбогатеть, - это исключительно важно. Крым в этом смысле представляет собой настоящую загадку. Это был рынок сбыта для украинских товаров, ...
Папа римский Бенедикт XVI отрекается от престола. Последний случай отречения понтифика от престола, не считая антипап, произошел в 1415 году. Интересно, сбудется ли пророчество о папах св. Малахии? Напомню, что Малахия описал одной фразой ...
Угол Электрического переулка и Грузинского Вала Находится Электрический переулок на окраине исторического центра Москвы. Раньше весь переулок был охранной зоной, и здесь запрещалось новое строительство, но в 2007 году переулок был исключён из списка охранных зон столицы. До 1925 года ...
"Арийская физика, арийская физика" ! http://www.ozon.ru/context/detail/id/5922200/ У меня, между прочим, лежит сейчас на столе книжка "От Адама до Ноя. Археология для православных" -- феерическая бредятина, причем писанная какбе натуральным археологом, доктором ...