рейтинг блогов

Сервис "Переправа": из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

топ 100 блогов periskop.su20.09.2019 9 сентября рано утром наш поезд №324/328 ЖДЯ приближался к конечной точке пути - станции Нижний Бестях.
В этой части - рассказ о конечной станции, а также о сервисе "Переправа" и пути до Якутска: автобусом и через Лену.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену
Часы на башне вокзала Нижний Бестях показывают 6.02 утра. Мы прибыли!


2. Проводница разбудила всех пассажиров примерно за час - около пяти утра по-местному, но за окном было уже светло и вот-вот должен был начаться рассвет. Местность была похожа на ту, которую севернее Томмота за Алданом, на низменной части - немного угнетенный лес, ниже обычно, но всё же не тундра, с обширными и частыми болотцами и мелкими озерцами. После ночного Кюргеляха не было ни одной значимой станции, да и разъезды тут довольно редкие и отстоят друг от друга на полсотни км. Затем быстро рассвело и к Бестяху мы приблизились уже полностью засветло.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

3. Вид на южную горловину станции Нижний Бестях. Как видите, тут 2 платформы - низкая для 2 пути и высокая для 1-го. Высокая платформа! Ни в Томмоте, ни в Алдане, ни в Нерюнгри такой не было. Ближайшая - только за 1000 км в Тынде.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

4. 6.02 утра, прибыли! На высокую платформу выходить несколько непривычно, но зато удобно. Народ выгружается весьма шустро, несмотря на большой (по западным меркам) багаж.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

5. Сама конечная станция логистически заточена на то, чтобы быстро принять поток пассажиров с высокой платформы, пропустить его через здание и посадить на "переправочные" автобусы. В принципе, мысль здравая. Зал ожидания тут маленький, да и внутри вокзала немного пассажирских помещений. Хотя само здание очень солидное, большое.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

6. Сразу же бросается в глаза, что коммуникации тут проходят "по-северному": т.е. вынесены наружу, они не в земле. Фундаменты - свайные. У вокзала тоже (алданский и томмотский вокзалы южнее и фундаменты там с виду обычные).
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

7. По билету "Переправа" на высадку из вагона и посадку даётся всего 15 минут, поэтому весь поезд выплёскивается наружу быстро и толпа оперативно струится через вокзал на привокзальную площадь. Я сперва думал остаться, но потом решил, что правильней будет протестировать комбинированный сервис по билету "как он есть", в реальном времени. Поэтому пошёл на автобус. Путь проходит через центральный вход вокзала. Внутри - якутские узоры в разных местах, от пола до стен и стёкол.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

8. Второй этаж вокзала. Жаль, не посмотреть сейчас. Ну да ладно, в следующий раз гляну.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

9. Станция тоже целиком озаборена, сбоку стоит паровоз-памятник серии Л-1252, якутские коллеги явно попросили РЖД-шных товарищей и те им выдали паровоз для антуража :) Хотя железная дорога сюда пришла только в 2011-м, а вокзал был достроен совсем недавно, года полтора-два как.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

10. Но вот мы прошли вокзал и спускаемся вниз, к автобусам. Они уже стоят наготове: 2-3 небольших (дети, пожилые) и один большой, КамАЗ. На спуске направляющих для сумок и чемоданов не предусмотрено, все надо тащить по ступенькам.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

11. Посадка в автобусы по билетам "Переправа", в порядке живой очереди. Как спустился. так и сел.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

12. На заполнение автобусов потребовалось примерно 15 минут, т.е. с 6.15 по 6.30. Самым отставшим пассажирам уже не досталось сидячих мест, и около 5-7 человек у нас поехало стоя. Сумок и багажа у людей очень много, в среднем примерно вдвое больше, чем в каком-нибудь "западном" поезде типа Петербург - Вологда, и проход автобуса был почти полностью ими забит. Ну что поделать, Север - везут с собой много всего.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

13. Все расселись, вокзал опустел, отчаливаем. Кого-то забирают машины и "буханки" - здесь быстрая и удобная связь с автодорогой "Амга", которая ведет на юго-восток, в якутские национальные сёла.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

14. Потихоньку поехали. Я зорко смотрю на продолжение бестяхской линии: ведь её должны были продлять к реке Лене, где строится новый грузовой район речного порта. Да, так и есть - севернее грузового двора и нефтебазы линия уходит в лес, к реке - до Лены тут около 10 км. На переезде стоит эпический знак "Магадан - Якутск", и хоть в колымскую сторону железную дорогу поведут неизвестно когда, но ободряющий столб с надписью "Даёшь Магадан!" в наличии.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

Карта 1. Вот тут видно, как конечная станция ориентирована относительно реки Лены и магистральных автодорог "Лена" и "Амга".
Цифры: 1 - вокзал Нижний Бестях, 2 - переезд со знаком "На Магадан!", далее выезд на трассу "Амга", 3 - поворот с трассы "Лена" к переправе, 4 - пристань для "железнодорожного" теплохода, 5 - строящийся новый грузовой район речпорта Бестях. От точки 2 к точке 5 проложена ж/д линия, но до конца ли она уже прошла и вышла ли к реке - это я пока не знаю. Вообще, мне не очень понятно, почему пассажирскую станцию не построили ближе к Лене и ближе к посёлку, а заложили в отдалении 10 км от реки и 15 км от посёлка. Наверное, это было бы логичнее. При этом грузовые районы можно было расположить и в глубине суши.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

15. Дорога к посёлку идёт по залесённой равнине, где можно было бы что-то строить.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

16. Но вот мы вьезжаем в сам посёлок, выходим на трассу "Лена" и приближаемся к центру Бестяха. Там уже блестит большой новопостроенный ТЦ: ведь сюда стекаются потоки из довольно большого района правобережья Лены, а также всей трассы "Амга", где тоже немало посёлков. Таким образом, Нижний Бестях постепенно будет обретать немаленькую транзитную функцию: всё только начинается. И поезд только-только появился, создав новые потоки.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

17. Наша дорога сворачивает от магистральной автотрассы влево, к реке, к ней - ощутимый спуск вниз. На горизонте виднеется яркой полосой скайлайн Якутска, до которого по прямой порядка 11-12 км, но через несколько проток и островов Лены. Для этих мест Якутск - настоящий северный мегаполис с 300-тысячным населением.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

18. Дальше асфальт внезапно кончается и финальные 2 км вдоль реки - неожиданно грунтовка.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

19. Но пересадочный трэш только начинается: автобусы делают круг и высаживают пассажиров около мягкого песка.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

20. К нашему теплоходу надо спускаться, волоча свои сумищи и баулы по песку :) Вот он, справа - именно туда надо садиться по билету "Переправа". А на юркие и быстрые "Марлины" посадка левее и уже за 300 руб. Пока тут не оборудовано ничего: ни асфальта, ни спуска. Надеюсь, в 2020 начнут приводить в порядок этот путь.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

21. Итак, заходим на борт. Нужно только показать билет матросу-контролёру, и всё. Внутри все рассаживаются в теплом нижнем салоне - на улице прохладно, около +12° и ветерок. С момента прибытия поезда и до входа на борт прошло 50 минут.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

22. Якутов среди пассажиров большой процент, около 2/3: хотя часть их рассосалась на села амгинской трассы, но многие переправляются на правый берег, едут в столицу республики. Якутский язык на борту постоянно слышен вокруг, многие на нем общаются. Так что он не полумёртвый (как к примеру белорусский или удмуртский с марийским), а активно используемый.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

23. На стене - стенд с человеком, именем которого назван теплоход, Виктор Рукавишников. Подошёл, читаю, а мне пожилая женщина со второго ряда громко говорит: "Знаете, а это ведь мой дядя!". Ну что, хорошо, что дядя :)
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

24. Но внизу ехать меня не устраивает - ничего не видно. Так что поднимаюсь наверх. Тут почти никого нет: дует пронзительный ветер, холодно, и здесь тусуются только самые терпеливые энтузиасты наблюдений :)
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

Карта 2. Путь по Лене здесь непростой: Якутск находится не на другом берегу главного русла, а на протоке. Поэтому придётся идти вниз по реке и потом сворачивать влево на Городскую протоку, которая приведет нас к речвокзалу. Внимание! Теплоход приходит не к паромной пристани машин, а именно к Речному вокзалу Якутска (цифра 2), откуда уже ходит городской автобус №8 и где такси стоит небольшие деньги - 150 р. в центр.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

25. Лена-красавица, великая северная река России! Я впервые иду по ней и моё сердце бьётся учащённо. Бестяхский берег быстро удаляется и мы выходим на главный фарватер, который смещен к правому берегу.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

26. Что сказать по Лену, самое главное? Она огромна. В районе Нижнего Бестяха её ширина - 3 километра! Причём несмотря на обмеление и малую воду, о котором сокрушались попутчики. Представляю, какова она при большой воде...
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

27. Навстречу идёт автопаром. Как покажет дальнейший путь, их здесь много курсирует.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

28. Бакен главного фарватера.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

29. Холодно, ветрено, солнечно, волнительно! Обгоняем автопаром.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

30. Вообще, как мне сказали, с автопереправой со стороны Якутска тут не всё ладно: переправляется очень много транспорта, и на пристани левого берега порой происходят драки и инциденты за место на пароме. Хотя курсируют они часто. Т.е. отсутствие постоянного моста сильно сказывается. Впрочем, об этом мы поговорим ещё отдельно.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

31. Автопортрет на Лене.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

32. А вот идёт автопаром с якутского берега на Бестях.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

32. На верхней палубе с удивлением узнал девочку с поезда, которая прогуливалась в полночь на разьезде Кюргелях, когда я фотографировал тепловоз :) Она явно любопытная и тоже стоически переносила пронзительный ленский ветерок, наблюдая отсюда за теплоходами и баржами.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

33. Здесь же ко мне подошёл ещё пассажир и попросил его сфотографировать и заслать снимок на почту. Ну, не вопрос. Но тогда уж и в блог тоже.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

34. Мимо пролетел юркий "Марлин" за 300 рублей, бестяхское водное такси.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

35. А вот и ещё один автопаром: буксир с баржей. Они тут каждые 15 минут проходят мимо. И тем не менее переправочных мощностей постоянно не хватает!
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

36. Наконец, мы сворачиваем налево, в Городскую протоку и теперь идём вверх по течению. Протока-то протока, но даже и она тут выглядит, как солидная 300-метровая река. Такая вот Лена большая артерия.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

37. Наконец, подходим к финальной точке всего маршрута - Речвокзалу.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

38. Все, дебаркадер речвокзала. Теперь нам наверх.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

39. Рядом стоит "Марлин", обогнавший нас где-то на полпути.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

40. Здесь начался второй пассажирский треш, покруче посадки на песке в Бестяхе. Высадка и выход наверх, конечно, кранты. Ничего не оборудовано и по узким железным трапам бедная гражданская публика, кряхтя, карабкается наверх. Трапы с перемычками, так что чемоданы с колёсиками не покатишь - только тащить на себе!
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

41. Пролетов надо пройти несколько, и только потом выходишь на верхний ярус Речного вокзала. В общем, тот ещё анабасис с сумками! :)
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

42. Итак, я прибыл в город Якутск. Время - 8.05 утра местного. Итого, от двери поезда в Бестяхе до площади речпорта прошло 2 часа 5 минут. Именно столько времени занимает комбинированный сервис "Переправа" в летний сезон.
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

Здесь надо пояснить важный момент: летом (май - октябрь) "Переправа" комбинированная. Зимой (январь - апрель) - она проще, по ледовой дороге только на автобусе. И наверное, быстрее. Но есть ещё два межсезонья - ледоход (апрель - май) и ледостав (ноябрь - декабрь). И вот как в это межсезонье будет работать сервис - вопрос. Явно будут ходить "Хивусы" на воздушной подушке, но они малой вместимости. И как будут переправлять целый поезд в 200-300 пассажиров - неясно.

43. Вот и всё, верхняя площадь речвокзала. Якутск достигнут сушей (рельсы + Лена) без применения дюралевых самолётов и автоматических мобилей. С момента выезда из Питера прошло 6 суток 19 часов. Было 3 пересадки на пути (Москва, Тында, Нерюнгри). Всем, кто следил за этим эпическим маршрутом по трансляции в Телеграме – спасибо за внимание, товарищи! :)
Сервис Переправа: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

PS. Но ещё буду рассказывать про город Якутск и его пригороды, в нескольких частях - так что не уходите с экранов)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Немного любопытной статистики из твиттера «Спектатора». Как видно из скриншотов, в России последние 20 лет подушевой ВВП рос быстрее, чем в какой бы то ни было другой значимой для исследователей стране. Особенно интересно сравнение с сырьевой Норвегией, которая беспомощно ...
Реклама магазина сантехники в Столярном переулке, 1903 г. В СССР не то что подобных салонов не было, тогда сантехнику было просто-напросто запрещено свободно продавать — только через ЖЭК, с установкой. "Во избежание спекуляции". Убогий ассортимент производимого можете вспомнить ...
28 сентября 1934 года в Париже родилась Брижит Анн-Мари Бардо. Ее жизнь полна противоречий, но ее талант и выдающаяся внешность достойны восхищения. Знаменитая французская актриса и певица, яростный защитник животных и непримиримый борец с иммигрантами и гомосексуалистами, ...
За месяц кошка Локи подросла еще на полкилограмма и более или менее встроилась в мою жизнь.  Животное по-прежнему уничтожает диван в кабинете и компьютерные стулья. В ...
Вчера произошло безпрецедентное событие. Днём у меня   состоялся вот такой диалог с читательницей. Читательница Людмила Таволга: "А какова поддержка СВО со стороны общества, мне лично неизвестно: пишут про 80% поддержки, но либералы утверждают, что тьма народа отказалась ...