Сериал «Михайло Ломоносов»: из Гипербореи в Галантный Век.
zina_korzina — 31.01.2010...Вообще же, именно Ломоносов впоследствии ратовал за изучение славянского родноверия. Одни источники утверждают, что он увидел нечто аналогичное в Германии, когда учился в Марбурге и в Саксонии - немецкие учёные именно в Галантном Веке обратились к изучению германских богов. Другие авторы полагают, что Михайло до всего этого дошёл своим умом, помня о сохранившихся в его памяти легендах Севера. Но, так или иначе, в елизаветинско-екатерининской России началось освоение дохристианского наследия. Часто это делалось топорно и бездумно - к примеру, славянский пантеон подгонялся под античный. Аристократия с интересом отнеслась к этой теме и как любое увлечение, это часто выглядело курьёзно. Например, в одном из имений был такой вот храм Лады... Но обратимся к самому фильму.
Что мне нравится в этом сериале, так это, прежде всего, композиция. Жизнь Ломоносова проходит на фоне эпохи дворцовых переворотов. Всё это показано динамично и увлекательно, в отличие от неудачной, но пафосной поделки С.Дружининой. Особенно вкусно снят переворот, инициированный Екатериной. Он смотрится, как полноценный фильм и видно, что авторы делали эти эпизоды с огромным интересом, не халтуря и не экономя на мелочах. Кроме того, динамика скачек, переодеваний, тайных встреч - вся эта маскарадная суета Галантного Века - делает серьёзный сериал немного легкомысленным. Появляется что-то от «Фан-Фана Тюльпана», от «Анжелики», а если быть ещё точнее - от пикулевской хроники «Пером и шпагой».
Авторы фильма сумели сделать академическую биографию учёного интересной для просмотра - в повествовании нет занудности, которая обычно присуща такого рода картинам. Герой фильма - не памятник возле МГУ, а живой человек. Он сбегает из дома, ищет истину, влюбляется и даже простите лишает невинности немецко-подданную фройляйн Цильх. Он может отмутузить другого учёного - из любви к Истине. Герой попадает в разные переделки - это его прямо-таки роднит со знаменитыми авантюристами Галантного Века. Звучит кощунственно, но это так. К примеру, хорошо известна его эпопея со службой в прусской армии. Все знают, что король Фридрих-Вильгельм I воровал истинных арийцев и принуждал их служить в своей армии - отец Фридриха Великого тащился от вида широкоплечих, рослых мужиков. Лучше всего, если они были однообразно-северного типа. (Некоторые авторы видят в этом прообраз отбора, осуществлявшегося в войсках SS). Ну, нашего физико-лирика Михайлу и сцапали. Только попал он уже в армию молодого Фридриха, ибо как раз в 1740 году папа-Вилли отошёл на Вальхаллу. Ломоносов, кстати, и там начал проявлять себя с наилучшей стороны. И именно это позволило ему смотаться из прусской крепости - поступок тоже в лучших традициях авантюрного века (помните, Казанова тоже умудрился сбежать из неприступной тюрьмы Пьомби?!)
Кроме того, особое настроение создаёт образ Дмитрия Виноградова, создателя русского фарфора. Типаж, созданный О.Меньшиковым, это - логическое продолжение Костика из «Покровских ворот», что ещё больше привязывает зрителя. А вот ещё, что положительно - фильме ощущается пространство. Есть авторы, которые умудряются снимать кино так, что весь мир кажется тёмной клетушкой. К примеру, знаменитый феллиниевский «Казанова» - это эстетика каких-то затхлых, дурно пахнущих комнаток и неопрятных людей. Галантный Век Ломоносова - это ширь гиперборейского Севера, сменяющаяся размахом петербургских «першпектив». В фильме постоянно - общие планы морского побережья, немецких площадей, дворцовых залов, парков и лесов. Это - огромный мир, по которому шагает северный гигант Михайло. Дополнительное пространство создаёт и летящая вверх музыка композитора Владимира Мартынова - она похожа на красивые церковные песнопения в современной обработке.
Однако есть в фильме и смешные ляпы (а, может, это было сделано специально). К примеру, во второй части есть фрагмент уличной драки с немцами. Пьяные офицеры вываливаются из пивной и начинают орать несусветное: «Да здравствует король Фридрих-Вильгельм! Он восстановит великую Германию!» После этого начинается какая-то месиловка. Это было скопировано с фильмов о приходе Гитлера к власти - именно так показывывают штурмовиков Рема. Те же вопли, та же динамика. Никакой великой Германии папа-Вилли восстанавливать не собирался, да и не знал, что надо это делать... А вот сцена, где молодой Фридрих Великий въезжает в крепость снята очень пафосно (в хорошем смысле этого слова). Прямо дух захватывает.
Ещё один просчёт авторов - это педалирование темы ломоносовской германофобии, который не было и быть не могло. Друг и ученик огромного количества немцев, муж уроженки Марбурга, он не мог быть ксенофобом. Просто в фильме некоторые немцы изображены, как наглая нация «понаехавших». Это - Шумахер, Тауберт, Шлёцер и частично - Миллер. Весьма несимпатично показана и Екатерина - чуть лучше «голштинского чортушки», но только за счёт своей мудрой хитрости. Из-за этого многие люди свято уверены в том, что Милайло Васильевич воевал именно с немцами. На деле он боролся с так называемым норманизмом в исторической науке. Кстати, в Третьем Рейхе очень любили цепляться за «норманизм русских учёных», как за реальное подтверждение германской гегемонии в историческом процессе. Ломоносов же боролся не с людьми, а с идеями. Кстати, споры о норманизме продолжаются и поныне - учёных до сих пор волнует, кто был Рюрик и что из себя представляла славянская цивилизация до прихода варягов (или они были вовсе не варягами?!). Люди копают Старую Ладогу, пишут статьи, в общем, тема живёт и развивается.
Ели же возвратиться к личности самого Ломоносова, то его восхождение выглядит действительно фантастически - юноша, пусть из зажиточной, но всё же из крестьянской семьи в зрелом (по крестьянским меркам XVIII века) возрасте срывается с места и делает прорыв в иную реальность. И через 10 лет становится одним из первых лиц российской науки. Более того, он делает открытия в самых разных областях, становясь первым в поэзии, в физике, в химии и в минералогии. Хотя, есть скептики, утверждающие, что энциклопедичность учёных Галантного Века была нормой. Все они писали стихи, глядели в телескоп и игрались в электричество... И всё же хочется думать, что Ломоносов был одарён свыше и не только разумом, но и терпением.
В любом случае, фильм сделан не просто качественно и с любовью, но и соединяет вроде бы несоединимые вещи в увлекательный фьюжн - языческую эстетику Севера с галантной прелестью рококо, серьёзность учёной стези - с авантюризмом, присущим веку, а сцены бытия отдельного человека - с общей картиной времени.