Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра
zabivan — 27.01.2018 В свое почти недельное пребывание в Москве я запланировал выбраться на полдня в интересные оскрестности. Помнится, я даже проводил опрос читателей по этому поводу - выбор стоял между Александровом, Коломной и Сергиевым Посадом. Логично, что я остановился на последнем - хотя и не хотел изначально его включать, чтобы не захватывать часть оставляемого на будущее маршрута по Золотому Кольцу. Впрочем, эта причина мне спустя некоторое время показалась необоснованной: по Золотому Кольцу в составе туристической группы я теперь уже вряд ли поеду, лучше уж продумать маршрут самому с заездом в не менее достойные внимания города - среди них Плёс и Углич.Но это все далёкие планы - а пока давайте прогуляемся по Сергиеву Посаду. Не хотел растягивать материал на два поста, но и уместить всё в одном репортаже не получилось, поэтому в первой части - собственно Лавра, во второй - краткий обзор города.
1. Платформы Ярославского вокзала. Пересадочный узел метро "Комсомольская" утром буднего дня перегружен! Вылезаю на поверхность, покупаю билет, с трудом нахожу нужный мне электропоезд (интервалы на московских пригородних маршрутах в утренние часы как на городских маршрутах - 10 минут и менее!, попробуй найди свой, когда все отправляются почти в одно время)
Час-пятнадцать - и я должен быть на месте. Но все пошло не по плану :) Как оказалось, я все-таки сел не на нужную мне электричку - уехал на отправлявшейся на несколько минут раньше с конечной станцией Пушкино. Пришлось выходить, покупать на вокзале билет до следующей станции Софрино, чтобы пройти через турникет к поезду. (Софрино и Пушкино - те самые станции из текста телефонограмм в Приложении №5 к ИДП! - "движенцы" поймут). Я успел: "моя" электричка прибыла через 7 минут, когда я был уже на платформе.
2. После остановки со странным названием Семхоз ("досокращались" :) прибываем в Сергиев Посад. Высокие платформы для меня все еще в диковинку - их нет в Чите и Иркутске, где я езжу на электричках чаще всего (и то не сказать, чтобы очень часто - несколько раз в год).
3. Памятник Савве Мамонтову на Привокзальной площади
4. А вот и карта. Сфотографировал на всякий случай, хоть и специально по городу гулять не планировал, целью поездки была Лавра. И в Москве в тот день я хотел многое успеть, так что задерживаться здесь не стоило
5. Вокзал со стороны города. Отдаленно напоминает формы древнерусской архитектуры
Позавтракал в Макдаке напротив (времени в Москве на это не было), и побрел к центру.
6. По пути встречается и кое-что интересное
7. Этот домик более аутентичный, со старыми рамами и покосившейся завалинкой
8. В 2014 году отмечалось 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского - упоминание об этом в городе встречалось мне не раз.
9. Классический вид.
ПроЯснилось - это казалось чудом в столь беспросветно пасмурный день. Но к концу прогулки по Лавре небо снова затянуло тучами
10. Стилизованные под русские терема дома - по-видимому, гостиницы
11. Под стенами Лавры - часовня Пятницкий Колодец. По преданию, в этом месте преподобный Сергий Радонежский извлек своими молитвами чудотворный источник. По другим сведениям, келью возвели в месте, где монахи брали воду. Так это или нет, но в начале XVII века на этом месте появилась белокаменная часовня, перестроенная в конце столетия в узнаваемом стиле "нарышкинское барокко":
12. Площадь перед Святыми Воротами носит название Красногорской. Примечательны массивные белокаменные стены с Пятницкой башней (1640). Хотя преподобный Сергий поселился здесь, на холме Маковец, еще в 1337 году, обитель первые два столетия была преимущественно деревянной и занимала лишь малую часть современной территории. В XVI веке периметр в форме неправильного четырехугольника был обнесен стенами, превратив монастырь в неприступную крепость - благодаря им он выдержал 16-месячную осаду польских войск в Смуту. После надстройки в XVII столетии стены дошли до наших дней практически без изменений.
13. А народу-то! Сразу понятно, что основной контингент - не православные паломники... Вот уж не ожидал!
14. Роспись арки Святых Ворот. Фрески соборов не снимал - нарушать правила в святых местах не хочу. Несмотря на запрет, китайцы активно пользовались вспышкой даже внутри... Что ж, для них это не центр российского православия, а очередная красивая достопримечательность и короткая остановка в экскурсионной программе по пригородам Москвы.
15.
16. Внимательно слушают гида
17. Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1693-1699), возведенная на средства промышленникова Строганова.
18. Самые эффектные здания ансамбля Лавры - Успенский собор и барочная колокольня. К ним мы еще вернемся
19. Старейшим в Лавре является Троицкий собор (1422-1423), один из немногих сохранившихся примеров московского белокаменного храма XV века. Апсиды почти не выступают за пределы основного объема, да и декор предельно прост: "трехленточный" плетеный орнамент под закомарами. Единственная глава увенчана шлемовидным куполом. Именно здесь хранятся мощи преподобного, обретённые при строительстве собора. В росписи иконостаса принимал участие Андрей Рублёв. Интересно, что стены имеют довольно значительный наклон внутрь, благодаря чему здание кажется выше, чем на самом деле:
20. Долгое время Троицкий собор оставался единственным каменным сооружением монастыря. Спустя некоторое время рядом с ним была возведена не сохранившаяся до наших дней трапезная и синекупольный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (1482). Декор заметно богаче, да и композиция очень необычна - "иже под колоколы" - ярус звона над основным объемом. Этот приём получил распространение только на Руси и является характерной особенностью храмового зодчества рубежа XV и XVI веков.
21. Монастырь богател и расширялся: новый царь Иван Васильевич на развитие обители не скупился. В 1559 году в его присутствии был заложен новый большой Успенский собор, построенный по подобию одноименного собора Московского Кремля. Освящен он был уже после смерти Ивана Грозного.
22. Пятиглавие обрело луковичные купола уже после перестройки XVIII века. Эффектно смотрятся они в небесно-голубой гамме, да еще и со звёздами! Пожалуй, самое сильное впечатление от монастыря связано именно с этим собором.
23. Знаете, несмотря на толпы туристов, обилие лавок, торгующих церковной утварью (по немаленьким ценам, надо сказать), я прочувствовал силу этого места. В намоленных за несколько столетий тысячами людей храмах невольно задумываешься о Боге, переосмысляешь свою веру в него, свое отношение к религии. Все же я не могу назвать себя истинно православным - воодушевление от прихода в храм Божий ко мне приходит не всегда. Но эти моменты особенно ценны - тогда забываешь обо всех мирских проблемах, "растворяешься" (точнее слова не подобрать) в молитве и благоговении перед святынями. Сильнейший душевный подъем, какой я испытал, будучи в Лавре, пожалуй, не сравним ни с каким другим посещением православной обители.
24. Портал, имеющий характерные черты стиля барокко
25. Под стенами - могила Бориса Годунова и его семьи...
26. ... и Успенская часовня конца XVII века
27. Трапезные палаты с Сергиевой церковью (1686-1692). Какая пестрая роспись стен! По периметру второй этаж окружен открытой террасой - гульбищем.
28.
29. Вид с торца
30. С Южной стороны к Троицкому собору примыкает церковь преподобного Никона Радонежского (1623) - любимого ученика Сергия. А зеленым цветом фасада выделена более поздняя Серапионова палатка (1783), где хранятся мощи архиепископа Серапиона Новгородского.
31. Как видно, ансамбль Лавры очень эклектичен. Кому-то это нравится, кому-то нет. Лично меня такое соседство несочетаемых стилей не смутило. Представьте, каково было реставраторам! Здания неоднократно перестраивались, и выделить какой-то один, "классический", их облик, который нужно восстановить - задача не из простых.
32. Митрополичьи покои, перестроенные в 1778 в свойственной для того времени архитектурной традиции гражданских зданий - формы, переходные от барокко к классицизму.
33. Пятиярусная колокольня с рядами стройных белых колонн и изящной чашей-навершием для своего времени была одним из высочайших сооружений (с высотой в 87,3 метра она на 6 метров выше колокольни "Иван Великий" в Московском Кремле). Сейчас, судя по списку википедии, она на десятом месте по высоте в России, а среди отдельно стоящих - на пятом.
XVIII век считается периодом расцвета монастыря - в 1744 году ему дарован статус Лавры. В России их всего две - второй является Александро-Невская в Санкт-Петербурге, но она, в отличие от Троице-Сергиевой, не является ставропигиальной, то есть подчинена митрополиту Санкт-Петербургскому, а не напрямую Патриарху. На Украине лавры три - Почаевская в Тернопольской области, Святогорская в Донецкой и старейшая на всей территории юрисдикции РПЦ Киево-Печёрская, где мне, по-видимому, в ближайшие годы (если не десятилетия) точно не побывать :(
34. Ризница, с тыла выглядящая как продолжение крепостной стены
35. А этот ракурс с верандой - как будто из Тбилиси :)
В юго-западной части Лавры наибольшая концентрация лавок. Я там прикупил симпатичные магнитики.
36. Шатровый храм Зосимы и Саввы Соловецких (1635-1637) и "растреллиевская" церковь Смоленской иконы Божией Матери (1746-1753), между которыми - Каличья башня, ровесница колокольни.
37.
38. В 1814 году в Лавру из Москвы переехала Духовная академия, под нужды учебного заведения многие здания были перестроены - как Царские чертоги (вторая половина XVII века), которые лишились гульбища.
До войны монастырь не действовал, здесь размещался Загорский педагогический техникум. С 1946 года в одном из главных центров русского православия возрождается религиозная жизнь - в помещениях Лавры сегодня действует Московская духовная семинария, а до 1983 года монастырь являлся резиденцией Патриарха.
Монастырь - это не про туристов, снующих толпами и делающих селфи на фоне старинных храмов, поэтому я монахов не снимал: они ищут уединения.
Подошел к закрытой территории, за забором которой мне увиделся какой-то красивый ракурс. Было безлюдно - никого из монахов я бы не потревожил видом камеры, и я решил попросить у охранника разрешение сфотографировать вид, на что получил отказ в довольно грубой форме и на повышенных тонах: "нечего тут снимать, идите там вон снимайте, сколько хотите". Доводы резонны, но вот услышать хамство в свой адрес в святом месте я никак не ожидал, это меня совершенно обескуражило и почти свело на нет то благоговейное впечатление, которое я получил от преклонения к святыням.
Вот поэтому не люблю в церквях бабулек, одергивающих не очень осведомлённых прихожан: "не тут стоишь, не так крестишься". Сколько раз я наблюдал такую картину... А ведь Бог рад всем, зашедшим в его Дом. Поправлять людей иногда стоит (особенно в вопиющих случаях - например, девушек с непокрытой головой), но делать это нужно мягко и аккуратно.
39. С подпорченным настроением иду на выход
40. Роспись надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи
41. Но мне больше нравится редкая форма окон
42. Прощальный взгляд на Успенский собор
43. Росписи в дворике, образованной Воротами и "пёстрой" церковью
44. Памятный знак в честь 300-летия избавления от осады.
Во второй части немного погуляем по городу.
|
</> |