Сергей Лозница, "Счастье мое", 2010
rhyme_addict — 06.05.2012 Рецензировать этот фильм мне очень тяжело. Во-первых, надо обойтись без спойлеров для тех, кто фильма не видел, но планирует его посмотреть. Во-вторых, фильм этот русскоязычный, а русскоязычных фильмов я смотрю мизерное количество и никогда их доселе не рецензировал, ибо полагаю не вполне правомерным комментировать "из-за бугра" нынешние российские реалии. И в-третьих, фильму уже два года и его уже многие так или иначе видели и составили свое мнение.Если отбросить детали, о фильме бытуют два основных мнения. Первое - это великолепная сделанная горькая притча о советских/российских реалиях, которой рукоплескали в Канне и на других фестивалях поменьше. Второе - это антирусский пасквиль, снятый на западные деньги продажным режиссером-очернителем. Как ни странно, элементы правды наличествуют в обоих мнениях. Фильм действительно сделан очень мощно и убедительно. И с другой стороны, основная часть действующих лиц фильма - это просто орки, давно забывшие разницу между добром и злом. И все они русские. И это действительно можно было бы назвать злобным антирусским пасквилем, если бы не явственная и искренняя боль за свой героев со стороны создателя фильма.
Это первый художественный фильм прекрасного документалиста Сергея Лозницы. Фактически, от традиций документального кино он и не отступился: ничего в фильме не придумано. Всё это реальные истории, рассказанные свидетелями. И оттого еще более страшные. Другое дело, когда одна такая история тонкой ниткой связывается с другой и обобщается на уровне философской художественной притчи, происходит некий эмоциональный перебор; реальность фильма оказывается всё-таки страшнее рeальности жизни как таковой именно из-за конкретных задач, решаемых режиссером. Работа камеры тоже во многом документальна: частое использование вида дороги, движущейся в никуда, показ героев со спины, что редко делается в традиционном художественном кино. Но всё работает на идею. Абсолютно всё.
Эмоциональный вектор - вниз. Начинается фильм с показа некоего советского городка и быта в нем. Быт маловыразителен, но не безнадежен. А вот последующее путешествие героя, хорошего немногословного парня, в глубинку - это уже спуск в дантов ад. Краски становятся гуще, на улице темнеет, пока всё вокруг не превращается в натуральный "Черный квадрат" Малевича. Экран заполоняют люди, которых роднит с родом человеческим только способность перемещаться на двух конечностях. Добро в подобном окружении не только не имеет шансов. Ему, добру, просто неоткуда взяться. Оно обречено от рождения. Оттого и немудрена трагическая нравственная трансформация главного героя.
Деградация народа в фильме дается как бы двухуровневой. Эдакая пещерная деградация глубинки, обусловленная трагическими социальными условиями. И это деградация "сверху". Деградация людей, наделенных хоть какой-то мизерной властью над другими и по-кафкиански упивающихся этой властью. А когда темно внизу и темно вверху, мудрено ли, что у главного героя остается только один вариант действий - почти зеркально идентичный финальной сцене из триеровского "Догвилля"?
Лозница, как и Триер, не дает нравственных уроков и не назидает. Но в отличие от Триера, совершенно не выглядит мизантропом. Датчанин наблюдает за своими героями сквозь лупу отстраненного исследователя. У украинца Лозницы всё идет через сердце, оставляя рваные раны. Я очень хотел бы рекомендовать вам этот прекрасный фильм, но не уверен, что все захотят в эти прекрасные майские дни такую порцию мрака и холода.
В заключение - один из ключевых монологов фильма. Один из второстепенных героев описывает свой вариант выживания. Вполне убедительный, кстати. И вполне работавший ДО его произнесения...
Моя оценка: 7 из 10. Оценка на metacritic.com - 78 из 100.
|
</> |