рейтинг блогов

"Семнадцать мгновений весны" (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж

топ 100 блогов nash_dvor05.11.2022 Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж __________900 x 600.jpg

5 ноября - День военного разведчика России

В связи с этим хочется вспомнить любимейший советский сериал "Семнадцать мгновений весны", снятый Татьяной Лиозновой по одноимённому роману Юлиана Семёнова.
Военная драма о советском разведчике полковнике Исаеве, внедрённом в высшие эшелоны власти нацистской Германии под именем штандартенфюрера фон Штирлица, снималась с 1971 по 1973 год и стала в СССР абсолютно культовой.

На протяжении многих лет, прошедших после выхода "Семнадцати мгновений..." на экран, дотошные журналисты и ценители сериала одолевали расспросами режиссера, актеров, желая узнать малейшие подробности появления этой чудо-картины. А вот работавшая в съемочной группе художником по костюмам Мариам Быховская, создавшая эскизы одежды для всех героев фильма, практически всегда оставалась в стороне от этих интервью. Мариам Александровны не стало в 2011 году, но однажды она успела рассказать некоторые подробности, как шла работа над фильмом

0 МАРИАМ БЫХОВСКАЯ..jpg
Мариам Быховская
   
— ..."Семнадцать мгновений весны" были очень сложны с точки зрения постановки. Поэтому один лишь подготовительный этап перед началом съемок длился месяца два. Фильм "многофигурный», с массой действующих лиц, поэтому и костюмов для него требовалось очень много. Наверное, в любом другом случае оперативно подготовить все необходимое было бы просто нереально. Однако этот сериал "опекал" сам Андропов, а потому наши технические проблемы решались быстро.
По специальному правительственному распоряжению на нескольких швейных предприятиях — в Прибалтике, в Киеве — занялись выполнением заказов для "Семнадцати мгновений"... Кроме того, на территории СССР еще сохранились в то время склады, набитые амуницией гитлеровской армии — ее после войны вывезли из Германии. Мы получили разрешение использовать эти трофеи для съемок. Я ездила на склады и отбирала подходящее обмундирование. В него потом одевали статистов, участвовавших в массовых сценах, — например проход колонны немецких солдат по улице...
 
Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
Кадр из фильма. Патруль на улице
 
Однако для исполнителей ведущих ролей, конечно, требовалось сшить новые костюмы. На ткацкой фабрике в Свердловске остановили плановую работу целого цеха, чтобы освоить выпуск ткани, скопированной с образцов военных лет, — из нее и предстояло кроить мундиры немецких офицеров и генералов...

Пошивкой формы для Штирлица, Шелленберга, Мюллера, Айсмана, Гиммлера, Бормана занимались мастера экстра-класса: военное ателье на Фрунзенской набережной, которое обшивало тогда весь наш генералитет, из-за этого на несколько месяцев прекратило прием заказов и шило мундиры для "гитлеровцев".
   
Все необходимые аксессуары — петлицы, ордена, значки, погоны, кокарды — изготавливали в мастерских "Мосфильма". Поскольку фильм многосерийный и съемки его шли долго, практически каждый комплект формы для основных персонажей пришлось делать в нескольких экземплярах. Когда один мундир "работал в кадре", его "дублера" чистили, гладили, подправляли...

При работе над эскизами костюмов мне было важно соблюсти историческую достоверность. Ради этой самой достоверности пришлось много времени потратить: заказывала подборки альбомов и фотографий в методическом кабинете на киностудии, просмотрела массу старых документальных фильмов, сидела в библиотеках и архивах, в музейных фондах искала — мне был тогда обеспечен доступ в любые, даже самые закрытые хранилища.

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж 3 Capture.JPG
Слева Вячеслав Тихонов - Штирлиц. Справа эскиз форменного пальто Штирлица.
           
Кроме того, у нас на картине работал специальный консультант, предоставленный ведомством Андропова. Все звали его Браун, но настоящая фамилия была засекречена, ее даже в титрах не указали. Ходили слухи, что он во время войны был советским разведчиком и, внедрившись к немцам, служил у них в каком-то из подразделений вермахта. Так вот этот человек досконально знал все тонкости, касающиеся военной формы офицеров Третьего рейха, и пока он не утвердит очередной изготовленный мундир, артист в нем сниматься не имел права. Консультант подсказывал мне, какая именно форма должна быть на Штирлице в той или иной ситуации — на встрече с Шелленбергом, в Управлении, в поездке на швейцарскую границу...

— Случались на съемках и нештатные ситуации с костюмами. Помню, приехали мы в ГДР — снимать эпизоды на улицах Берлина. Заранее было согласовано, что местная киностудия "Дефа" обеспечивает нас массовкой — причем не только отбирает людей, но и предоставляет соответствующую времени одежду для них. В первый же съемочный день, когда эта "дефовская" толпа собралась, мы глянули на их "экипировку" и обомлели... Какой уж там стиль 40-х годов?! Обычный современный ширпотреб! Лиознова — в отчаянии: костюмы совершенно никуда не годятся. Пришлось ее успокаивать: "Не волнуйся, сейчас все исправим!" Я ведь, как чувствовала, привезла из Москвы на всякий случай 60 ящиков с "правильными" костюмами.

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
Кадр из фильма. Берлин. Массовка

Когда статистов одели в немецкую форму от советских портных, сами немцы были потрясены. Несмотря на то, что фильм черно-белый, мундиры эсэсовцев в ателье Минобороны сделали цветными, с золочением и плетеными шнурами.
 
И в другой раз "социалистические" немцы нас подвели. По плану должны были снимать несколько эпизодов с участием Геринга. В павильоне на нашей киностудии к этому времени все необходимые декорации подготовили. Из ГДР приехал в Москву немецкий артист, который исполнял в фильме роль рейхсмаршала... Вот только появился он в Москве без маршальского мундира! А ведь было заранее обговорено с немецкой студией, что именно они готовят все костюмы для Геринга (не ездить же ему на каждую примерку к нам в Первопрестольную!). То ли на "Дефе" перепутали, то ли им "Семнадцать мгновений..." вообще не по душе были... Но тогда выяснять причины времени не оставалось, ведь простой готового павильона в немалую сумму обходится! Значит, надо срочно для Геринга мундир готовить. А вы же знаете, что этот гитлеровский маршал отличался прямо-таки необъятными габаритами — ну и актера подобрали соответствующего. Где взять одежду, которая налезет на такую "глыбу"? Нашли все-таки два похожих мундира, и за одну ночь из них мастерицы костюмерного цеха сделали один огромный "геринговский".

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
Вильгельм Бурмайер - рейхсмаршал Герман Геринг в форменном кителе, пальто и фуражке
Иногда я и сама рукодельничала, чтобы герои были одеты как надо. Когда надумали снимать эпизод, где Штирлиц на корте играет в теннис, я быстренько распустила одно из платьев своих и сшила спортивную рубашку для штандартенфюрера... Да вы не пытайтесь вспомнить эти кадры: они в фильм так и не вошли.
А вот знаменитая сцена "с глазами" — эпизод, где Штирлицу устраивают встречу с женой в кафе, — снималась, помнится, в авральном порядке. Поэтому для артистки Элеоноры Шашковой, приглашенной на эту эпизодическую роль, подготовить какой-то специальный наряд мы попросту не успели, и она играла в одном из собственных костюмов...

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
Элеонора Шашкова - жена полковника Исаева / Штирлица


Под катом

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж 7 scale_1200.jpg
Типичный вид начала 1970-х годов: Татьяна Доронина, известная советская модница, силуэты из журнала и, собственно, Элеонора Шашкова - жена полковника Исаева / Штирлица.

Этот невыразимо длинный и при том не утомляющий фрагмент можно считать отдельным шедевром. Однако! Дама одета по моде начала 1970-х, поскольку это был личный костюм Элеоноры Шашковой. Всё — по картинкам той эпохи, когда снимали. И причёска — типичная стрижка 1960-х — начала 1970-х.

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж 7 scale_1200 (1).jpg
В подобных заведениях 1930-х дамы не снимали головной убор. Франция.
       
На деле, респектабельная мадам второй половины 1930-х (а нам говорится, что Максиму Исаеву "предстояла Испания") в любой точке мира, будь то Берлин или Лос-Анджелес, и даже Ленинград, вошла бы в кафе в шляпке и в ней осталась бы. Героиня Шашковой же входит без головного убора. Но это ладно. Это не являлось уже незыблемым правилом, как до Первой Мировой войны и не считалось нарушением этикета.

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж 7 scale_1200 (2).jpg
Ещё одно заведение, напоминающее "Элефант", но уже в Америке. Дамочки в головных уборах.
                             
Она не завита, её волосы, с точки зрения 1930-х — торчат во все стороны. В те времена жену Штирлица сочли бы неприлично лохматой, несмотря на попытку придать волосам форму. В моде были короткие волосы, уложенные в перманентную завивку. Многие девушки просто накручивали на ночь бигуди, чтобы с утра выглядеть пристойными. Забота о причёске в 1930-х - это нечто сродни чистке зубов и мытью рук.
Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж 7 scale_1200 (3).jpg
Немецкая мода 1936 года. Примерно так мадам Исаева и должна была одеться.
   
Да! Подол! На актрисе юбка, едва прикрывающая колени, тогда как в 1936-1937 годах актуален был силуэт с длиной, доходящей почти до щиколотки. Затем - широкие плечи и немного завышенная линия талии. Забыла мадам Исаева-Штирлиц и перчатки, без которых тоже не полагалось ходить в людные места. О макияже  ничего не скажу — в те годы немецкие женщины в своей массе не красились, особенно дамы зрелых лет.


Почти все рабочие эскизы, подготовленные Быховской во время работы над знаменитым сериалом, впоследствии "разошлись на сувениры". Так что Мариам Александровна смогла найти в папке лишь несколько листов.

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж 1 yCapture.JPG
Слева эскиз арестантского костюма пастора Шлага. Справа Ростислав Плятт - пастор Фриц Шлаг

Увиденное на них удивило: "Вы хотите сказать, что этот блондин в эсэсовской форме — Штирлиц? А вот этот, в полосатой арестантской робе — пастор Шлаг? Совсем не похожи..."
— Так ведь я же рисунки делала не ради портретного сходства. Тут цель другая: проработать детали костюма, создать его "изюминку"...

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж 2 Capture.JPG
Слева эскиз платья "Дамы с лисой". Справа Инна Ульянова - подвыпившая дама с лисой в отеле "Горные лыжники".
"Когда про нас, математиков, говорят как о сухарях, - это Ложь! В любви я Эйнштейн!" Горжетка из лисы у нее в руке, если кто забыл
   


Ну и дополнительно некоторые интересные факты

Черная и серая форма

Чёрная форма, в которой ходят на протяжении всего фильма сотрудники РСХА, - это парадная одежда членов СС, в которую входило и Главное управление имперской безопасности. Такие мундиры надевали достаточно редко и только по случаю каких-либо торжеств. В повседневной жизни сотрудники РСХА носили форму серого цвета. Именно в таких мундирах и запечатлены офицеры и генералы РСХА на кадрах кино- и фотохроники. А в 1944 году парадную черную форму вообще отменили: к тому времени нацистам стало не до праздников и торжеств.

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
"Правильная" серая и "неправильная" черная форма

Тут приходится констатировать, что консультант Браун оказался вовсе не таким суперзнатоком, каким его представили Мариам Александровне и другим создателям фильма. Ветеран по непонятной причине допустил серьезнейшую ошибку (а может, сделал это умышленно), "завизировав" черную эсэсовскую форму для Штирлица и его коллег по РСХА. И многократно "растиражированный" в "Семнадцати мгновениях..." черный мундир перекочевал потом во многие из советских фильмов "про войну".

В "повседневной" форме светло-серого цвета с двумя погонами и черными петлицами Штирлиц запечатлен лишь в единственном эпизоде: когда он приходит на доклад в приемную Гиммлера.

Благодаря необыкновенной популярности сериала и до сегодняшнего дня 99 % российских зрителей уверены, что в Германии в феврале 1945 года эсэсовцы ходили затянутыми в черные мундиры с красной повязкой со свастикой на рукаве и в начищенных до зеркального блеска сапогах.
Этот миф — один из наиболее устойчивых среди тех, что породили "Мгновения". Причем утверждение этого мифа происходило по вполне прозаическим обстоятельствам.
Когда-то, при съемках Сергеем Бондарчуком другого великого фильма — "Война и мир" — было пошито большое количество униформы образца 1812 года: как русской, так и французской. После окончания съемок костюмы (а также муляжи вооружения) отправились в запасники киностудии. И с этого времени, как только возникала нужда в форме этого периода, сразу же обращались сюда. Это происходит и по сей день — хотя часть реквизита пришла в негодность, значительная часть все еще вполне подходит для использования.
Та же ситуация произошла и с костюмами из "Семнадцати мгновений". Значительное количество хорошо пошитых черных мундиров СС перешло в запасники, откуда они начали свое триумфальное шествие по экранам многочисленных советских фильмов "про войну". Новые шили только для актеров, исполнявших ведущие роли в фильмах. Миф возмужал и прочно укрепился в сознании зрителей.

Тик Мюллера

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж

Внимательные зрители наверняка отметили характерное движение головы Мюллера – он время от времени как-то нелепо дергать шеей. Татьяна Лиознова была в восхищении от умения Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А оказалось, что все дело было в узком воротничке рубашки. Вся эта жестикуляция возникла оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше и воротник постоянно врезался ему в шею! Актеру было неудобно, он все время дергался. Но выглядело движение настолько выразительно, что его решили оставить – так у Мюллера появился нервный тик.

Тихонов в Германии

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
Кадр из фильма.
   
В Германии Тихонова чуть не арестовали и едва не побили. Он решил отправиться из гостиницы на съемочную площадку в форме штандартенфюрера СС – недалеко ведь, чего время терять. Жители Берлина сочли актера приверженцем фашизма, задержали и уже собирались сдать  в полицию. Но на шум прибежали члены съемочной группы и отбили Тихонова у рассерженной толпы.

А еще для Штирлица привезли в Германию сто белых рубашек – стирать их было негде, да и некому, ведь костюмеров с собой не взяли из экономии. Сорочки шили по всей стране, и в результате Штирлиц выглядел на экране безупречно.

Семнадцать мгновений весны (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
Штирлиц в белой рубашке. Единственный небезупречный вид. Картошка печеная - деликатес из детства


Отсюда   Отсюда   Отсюда

С праздником!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
. Прихожане УПЦ МП получили замечательное поздравление с праздником Благовещенья от своего любимого президента, который подрабатывает, как известно, диаконом в той же УПЦ Московского Патриархата,товарища Порошенко. Служба  Безопасности Украины, вспомнив свою далекую историю еще под н ...
За окном у меня солнце и синее небо и снег, сдуваемый с крыши, блестит алмазным порошком. Это днем, а ночью-то, как сейчас, луна в небе, цепочка фонарей, уходящая вдаль и редкие машины, неспешно куда-то едущие. Но когда у меня ночь - у большинства из ...
Вчера в ВКонтакте я уже написал вызвавший у читателей весьма неоднозначную реакцию пост на смерть "русского советского поэта" (26 последних лет постоянно проживавшего в США) Евгения Гангнуса (более известного под псевдонимом Евтушенко).   ...
Одна популярная блогерша раньше была совсем непопулярной, потому что она писала и фоткала всякую хрень. Неопытная была. Она фотографировала цветочки и бабочек в своем саду, но эти фотки никому были нафиг не нужны. Однажды случайно она сделала фотку другого характера. В кадр с гладиолусами ...
В Ялте в начале декабря на клумбах высадили необычные растения. похожие на капусту. Это цветы или такая декоративная капуста? Спасибо! ...