Сегодня в гости к нам придёт
nik_rasov — 03.04.2021Творчеством отечественных литературных классиков Анечка прониклась ещё в подростковом возрасте, а в педагогическом институте ей просто дали за это диплом.
И сразу кинули Анечку в самое пекло, на Восточный фронт — отправили в обычную среднюю школу преподавать русский язык и литературу, на этом языке созданную.
А время шло интересное — гласность и ускорение царили вокруг, и развенчивался очередной культ очередной личности. И журнал «Огонёк» разгонял своим светом клочки тьмы, что прятались ещё по закоулкам сознания граждан.
Анечка привыкала к тому, что теперь вдруг все стали звать её Анна Викторовна. И она твёрдо решила вести борьбу за неокрепшие детские души, просвещать, сеять и помогать школьникам выдавливать из себя по капле раба.
В узких рамках школьной программы выполнить это было, может, и не очень-то легко, но вполне возможно.
Анечка сделала выбор в пользу Чехова. А чтобы вышло наглядней, она решила прибегнуть к технике и взяла школьный диапроектор «Свитязь».
Анечка почувствовала уверенность, когда на небольшом белом экране проявилось одухотворённое лицо Антона Павловича и он глянул на неё своими умными глазами из-под пенсне. Анечка не сомневалась, что уж вдвоём-то они достигнут результата.
Но как-то так вышло, что перед самым уроком то ли кто-то заменил слайд, то ли Анечка сама что-то перепутала и потянула своей ручкой из картонной коробки другой, но факт есть факт — когда прозвенел звонок и школьники расселись за партами, а Анечка включила диапроектор, на экране появилось изображение совсем другого человека.
Он, правда, тоже носил пенсне, но на этом его сходство с автором «Скучной истории» и заканчивалось. Человек с экрана был лысоват, нос имел выдающийся, а губы тянулись тонкой волнистой линией. Люди, не знавшие его, вполне могли бы отыскать на его лице след неких возвышенных дум и принять человека за какого-нибудь малоизвестного поэта Серебряного века.
Но школьники уже были достаточно образованы перестроечной прессой, поэтому принялись переглядываться, а кто-то еле слышно уронил: «Берия».
Анечка не услышала и не повернулась, чтобы посмотреть на изображение за своей спиной, а просто начала речь.
— Дети! — торжественно сказала она. — Вглядитесь в это лицо! Это лицо человека, которого с полным правом можно назвать совестью и душой русского народа.
Ученики всмотрелись попристальней.
— Именно об этом человеке нам следует вспоминать, когда наша страна находится на великом переломе, прислушиваться к его словам и брать пример с его поступков.
Лаврентий Павлович весело блестел стёклышками пенсне.
— Именно он, — продолжала Анечка. — Учит нас пестовать и воспитывать в себе чувство собственного достоинства и личной свободы. Его голос звучал когда-то над всей Россией и достигал самых отдалённых её уголков, от западных границ до мрачной Сахалинской каторги.
Школьники всё больше перешёптывались, и уже раздавались в классе отдельные смешки.
— И всё, что он свершал в своё время, никогда не потеряет в нашей стране своей актуальности и как бы не изменились времена, его дух всегда будет рядом с нами.
Шум в классе усилился, и Анечка, не понимая такой реакции и боясь, что её слова пропадут втуне, поспешила закончить.
— И счастлива страна у которой есть такие сыны! Те, которые несут славу нашему Отечеству. И именно по ним будут судить о русском народе другие народы ещё долгое время.
Тут Анечка повернулась и встретилась глазами со взглядом Лаврентия Павловича.
Она опешила и даже покачнулась и на секундочку подумала, что, может, сейчас упадёт. Или действительно имел место какой-то небольшой сейсмический толчок, потому что портрет Николая Васильевича Гоголя вдруг сорвался со своего гвоздика и гулко ударился об пол.
— А следующий урок, — пролепетала Анечка, — мы посветим русскому литературному критику Иосифу Виссарионовичу Белинскому.
Но на этот раз она твёрдо решила обойтись без всяких технических штучек.
После этого занятия Анечка приобрела в школе если уж не популярность, то всё же некоторую известность. Учительница химии, столкнувшись с ней в коридоре, демонстративно отвернулась и невнятно процедила сквозь зубы слово которое можно было принять то ли за «сталинистку», то ли за «сатанистку». А учитель истории по кличке Бисмарк, напротив, принялся оказывать Анечке мелкие знаки внимания. Бисмарк был стар, саркастичен, курил трубку и когда делал это во время разговора, невольно произносил слова со слабым грузинским акцентом.
А портрет Гоголя забрал завхоз, чтобы вставить в рамку новое стекло взамен разбившегося. Завхоз впоследствии уверял, что будто бы когда он вынул Николая Васильевича из рамки, тот посмотрел на него печально, проговорил: «Русь, куда ж несёшься ты?» и перекрестился.
Слушок об этом происшествии разнесли по школе сквозняки, он прошелестел по коридорам, рекреациям, школьным туалетам и достиг наконец учительской. Но там словам завхоза не поверили. Завхоза почитали человеком, подверженном греху, в котором часто упрекают школьных завхозов и учителей труда.
А Гоголь...
А что Гоголь? Все его слова давно уже оценивались лишь по пятибалльной градации классных журналов, и прислушиваться к ним никто особо не собирался. К тому же все спешили обсудить вчерашнюю новую серию о приключениях бразильской рабыни-квартеронки Изауры дус Сантус.
И вопрос печального малоросса остался без ответа.
В который уж раз.
|
</> |