сделай мне любо: "Яга" А.Григорьева-М.Малухиной, Алтайский молодежный театр,

топ 100 блогов _arlekin_10.11.2025

"Пора через костер прыгать..." Ну ладно режиссура, по нашей-то губернии Велес с нею, с режиссурою... здесь совсем заплутавшую между детсадовской "елкой" и любительским стрип-шоу в колхозной бане. Однако сколь угодно лютая графомания должна же, наверное, по дороге на сцену хотя бы минимальную редактуру проходить?!. Когда героиня вопрошает - между прочим, куплетами, в рифму! - насчет жениха, "сколько приданого он принесет", авторов в свою очередь хочется спросить, известно ли им значение слова "приданое" (и кто кому его должен принести...), а если нет, почему хотя бы на этапе репетиций никто их не просвЯтил?!. Меня в принципе "Яга" заинтересовала именно как опыт разработки на современном уровне сказочно-мифологической архаики, и тому на памяти есть любопытные примеры, скажем, "Маша и медведь" Артема Казюханова - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4767316.html

- но из Барнаула приехавшая "Яга" дает пример обратный: как не надо, как нельзя обращаться с подобным материалом... и не то что "нельзя" потому что запрещено, а чтоб элементарно не обосраться на людях. Мария Малухина стяжала успех драмами о взрослении девочек, но сказками тоже пробавлялась (ее "Василиссу" в РАМТе поставил Филипп Гуревич), а идейным вдохновителем "Яги" значится Андрей Григорьев, он же композитор спектакля. Григорьев и Малухина вместе навалили кучей все, что нашли по интернетам о фейковой "славянской мифологии", узнали (с чужих слов, похоже) из курса фольклористики, смутно запомнили с малолетства благодаря советским кинофильмам... - но сочинять затеяли "взрослую" и как бы "серьезную" историю-притчу с дидактическим посылом; в результате получилась нескладуха про хромую дочь мельника, загробной богиней Марой/Марьей Моревной удостоенную волшебных даров, включая костяную ногу и бессмертие, но отбившую невольно жениха-бога Велеса у княжеской дочки Забавы... та приревновала и невзначай вызнав, что смерть Велеса в игле, игла в яйце, утка в зайце (ну и так далее...), изменщика сгубила, в отместку будущая Яга спалила всех земляков, но согласилась вернуть их к жизни за прощальное свидание с возлюбленным... а сама превратилась в бабу и развернула избушку (бывшую мельницу?!) к переду задом. Речь идет, кроме шуток, о взаимодействии мира живых с миром умерших - тема, заслуживающая более внимательного отношения и вдумчивой разработки, чем оказалось создателям опуса по силам. Но убожеством драматургии не ограничивается самосвал несуразицы - диалогам подстать вирши, которые актеры натужно стараются петь... что делает алтайскую "Ягу" похожей на спектакли театра даже не Надежды Бабкиной (чьи песельники всяко голосят слаженно и овладели техникой вокала...), а какой-нибудь простигосподи Художественной Публицистики с ее "сладкими ловушками"

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4245976.html

- но там по крайней мере не замахиваются на фолк-рок-мюзиклы; у художника Ирины Уколовой в камни натыканы метелки сухостоя (небывалая сценографическая находка!) и за поворотным кругом чернеет тень мельничного колеса; художник по костюмам Ольга Смагила из толпы наряженных в холщовые рубахи да сарафаны поселян выделила бога Велеса, отметив его черной сеткой-безрукавкой, заправленными в сапоги кожаными штанами, банданой и, к несостоявшейся свадьбе в финале, алым балахоном сверху; хореограф Ольга Вернигора нашла адекватные «картинке» пластические решения, сопровождающиеся иногда коллективными выкриками «у! у! у!...»; а что касается все-таки режиссуры... - ну раз пошла такая сказка, в которой на Ивана Купалу захороводились Буян с Гамаюном, Забава и Ждана, Блажена и Веселина, "двое из ларца" и Ратибор с Доброславом, то вот еще лыко в строку. 

Была в лесу глупая деревня. Люди в глуши жили, широкого места никогда не видали, так уж… Был один поумнее, Догадой звали, так и тот глуп. Вот эти мужики собрались в лес на охоту и видят: в снегу дыра, а из дыры пар идет… Что такое? Стали думать, часа два думали.

— Надо Догаду спросить.

— Ну, Догада, он знает, он понимает.

И пошли все к Догаде. Приходят и говорят:

— Догада! Были мы в лесу, видели дыру, а из дыры пар идет. Что такое? Советовались, ничего не усоветовали. Скажи, пожалуйста.

А Догада на тот час с женой обедал и говорит:

— Так нельзя сказать, надо посмотреть. Вот ужо пообедаю, пойдем все в лес.

Пообедал Догада, пошли все в лес. Догада видит: в снегу дыра, а из дыры пар идет. Что такое? Стал думать. Часа два думал. Ничего не придумал и говорит:

— Так нельзя сказать, надо посмотреть. Вот что: берите меня за ноги да суйте в дыру. Да держите крепко. А как если что будет, так обратно волоките.

Мужики взяли Догаду за ноги и сунули в дыру… А там было логово! Медведь был! Он и тяпнул Догаду за голову.

Догада ногами дергает… А те держат крепко. Все думают: «Было что али не было?» Часа два думали, а потом говорят:

— Что Догада сам смотрит, а нам не показывает! Тащите его назад!

И вытащили одно туловище, без головы. И заспорили: одни говорят, что и ранее такой был, а иные — нет, с головой!

Спорили-спорили — доспориться не могли. Говорят:

— Надо к Догадихе пойти…

— Ну, Догадиха мужа знает. Догадиха понимает. Догадиха скажет.

К Догадихе пришли и туловище приволокли.

— Скажи, пожалуйста, Догадиха, как Догада ранее — с головой был или без головы?

А Догадиха на ответ:

— Да как обедали, бороденка болталась. А была голова, нет, — не припомню. Мне ведь ни к чему!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Были времена, когда ДедМорозы ещё не капитализировались, в них шли добровольцы, желательно неженатые, серьёзной алкоголический закалки. Те, кто по-настоящему мечтали в детстве стать космонавтами. Сейчас это меркантильные специалисты, все из предоплаты, трезвые и не обременённые ...
Зеленский просит 150 батарей Пэтриот... Зеленский просит 240 Ф-16... Зеленский просит 60 миллиардов долларов. Каждый день новое попрошайничество. Больше, больше и больше. Вплоть до фантастики. Ненаучной. Вроде тех самых 150 батарей. А главное - люди. Даже по 10 советников на батарею ...
И о появившихся здесь неделю назад баварских лисах Если помните, в первый раз пришел лисенок -- под ливнем, -- которого контролировала появившаяся затем мама -- большая, матерая баварская лиса Потом лисенок приходит уже сам, в последние несколько дней я его видел каждый день утром А ...
ivanov_petrov : «... Рыба говорит человеку: ну дыши же! дыши! А тот дохнет... Как понятно, истинная трагедия мира – внутри одной банки живут существа разного устройства, разнодышащие. Возможно, со временем они разойдутся по разным емкостям, но пока – плавают бок о бок. ...
Летнее утро — оно всегда ранее, птицы не то, что проснулись, а уже и распелись — поэтому мелодия летним утром закономерна; а в целом эти утренние музыкальные звуки — они на целый день, на целый летний прекрасный день! ...