сделай мне любо: "Яга" А.Григорьева-М.Малухиной, Алтайский молодежный театр,
_arlekin_ — 10.11.2025
"Пора через костер прыгать..." Ну ладно режиссура, по нашей-то губернии Велес с нею, с режиссурою... здесь совсем заплутавшую между детсадовской "елкой" и любительским стрип-шоу в колхозной бане. Однако сколь угодно лютая графомания должна же, наверное, по дороге на сцену хотя бы минимальную редактуру проходить?!. Когда героиня вопрошает - между прочим, куплетами, в рифму! - насчет жениха, "сколько приданого он принесет", авторов в свою очередь хочется спросить, известно ли им значение слова "приданое" (и кто кому его должен принести...), а если нет, почему хотя бы на этапе репетиций никто их не просвЯтил?!. Меня в принципе "Яга" заинтересовала именно как опыт разработки на современном уровне сказочно-мифологической архаики, и тому на памяти есть любопытные примеры, скажем, "Маша и медведь" Артема Казюханова -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4767316.html
- но из Барнаула приехавшая "Яга" дает пример обратный: как не надо, как нельзя обращаться с подобным материалом... и не то что "нельзя" потому что запрещено, а чтоб элементарно не обосраться на людях. Мария Малухина стяжала успех драмами о взрослении девочек, но сказками тоже пробавлялась (ее "Василиссу" в РАМТе поставил Филипп Гуревич), а идейным вдохновителем "Яги" значится Андрей Григорьев, он же композитор спектакля. Григорьев и Малухина вместе навалили кучей все, что нашли по интернетам о фейковой "славянской мифологии", узнали (с чужих слов, похоже) из курса фольклористики, смутно запомнили с малолетства благодаря советским кинофильмам... - но сочинять затеяли "взрослую" и как бы "серьезную" историю-притчу с дидактическим посылом; в результате получилась нескладуха про хромую дочь мельника, загробной богиней Марой/Марьей Моревной удостоенную волшебных даров, включая костяную ногу и бессмертие, но отбившую невольно жениха-бога Велеса у княжеской дочки Забавы... та приревновала и невзначай вызнав, что смерть Велеса в игле, игла в яйце, утка в зайце (ну и так далее...), изменщика сгубила, в отместку будущая Яга спалила всех земляков, но согласилась вернуть их к жизни за прощальное свидание с возлюбленным... а сама превратилась в бабу и развернула избушку (бывшую мельницу?!) к переду задом. Речь идет, кроме шуток, о взаимодействии мира живых с миром умерших - тема, заслуживающая более внимательного отношения и вдумчивой разработки, чем оказалось создателям опуса по силам. Но убожеством драматургии не ограничивается самосвал несуразицы - диалогам подстать вирши, которые актеры натужно стараются петь... что делает алтайскую "Ягу" похожей на спектакли театра даже не Надежды Бабкиной (чьи песельники всяко голосят слаженно и овладели техникой вокала...), а какой-нибудь простигосподи Художественной Публицистики с ее "сладкими ловушками" -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4245976.html
- но там по крайней мере не замахиваются на фолк-рок-мюзиклы; у художника Ирины Уколовой в камни натыканы метелки сухостоя (небывалая сценографическая находка!) и за поворотным кругом чернеет тень мельничного колеса; художник по костюмам Ольга Смагила из толпы наряженных в холщовые рубахи да сарафаны поселян выделила бога Велеса, отметив его черной сеткой-безрукавкой, заправленными в сапоги кожаными штанами, банданой и, к несостоявшейся свадьбе в финале, алым балахоном сверху; хореограф Ольга Вернигора нашла адекватные «картинке» пластические решения, сопровождающиеся иногда коллективными выкриками «у! у! у!...»; а что касается все-таки режиссуры... - ну раз пошла такая сказка, в которой на Ивана Купалу захороводились Буян с Гамаюном, Забава и Ждана, Блажена и Веселина, "двое из ларца" и Ратибор с Доброславом, то вот еще лыко в строку.
Была в лесу глупая деревня. Люди в глуши жили, широкого места никогда не видали, так уж… Был один поумнее, Догадой звали, так и тот глуп. Вот эти мужики собрались в лес на охоту и видят: в снегу дыра, а из дыры пар идет… Что такое? Стали думать, часа два думали.
— Надо Догаду спросить.
— Ну, Догада, он знает, он понимает.
И пошли все к Догаде. Приходят и говорят:
— Догада! Были мы в лесу, видели дыру, а из дыры пар идет. Что такое? Советовались, ничего не усоветовали. Скажи, пожалуйста.
А Догада на тот час с женой обедал и говорит:
— Так нельзя сказать, надо посмотреть. Вот ужо пообедаю, пойдем все в лес.
Пообедал Догада, пошли все в лес. Догада видит: в снегу дыра, а из дыры пар идет. Что такое? Стал думать. Часа два думал. Ничего не придумал и говорит:
— Так нельзя сказать, надо посмотреть. Вот что: берите меня за ноги да суйте в дыру. Да держите крепко. А как если что будет, так обратно волоките.
Мужики взяли Догаду за ноги и сунули в дыру… А там было логово! Медведь был! Он и тяпнул Догаду за голову.
Догада ногами дергает… А те держат крепко. Все думают: «Было что али не было?» Часа два думали, а потом говорят:
— Что Догада сам смотрит, а нам не показывает! Тащите его назад!
И вытащили одно туловище, без головы. И заспорили: одни говорят, что и ранее такой был, а иные — нет, с головой!
Спорили-спорили — доспориться не могли. Говорят:
— Надо к Догадихе пойти…
— Ну, Догадиха мужа знает. Догадиха понимает. Догадиха скажет.
К Догадихе пришли и туловище приволокли.
— Скажи, пожалуйста, Догадиха, как Догада ранее — с головой был или без головы?
А Догадиха на ответ:
— Да как обедали, бороденка болталась. А была голова, нет, — не припомню. Мне ведь ни к чему!
|
|
</> |
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Путь катунского водника – 2025. Финальный аккорд.
Маленький, скрытый, интересный
Стаська жмот!
"Свечка" или об инфернальной любви народа к Грозному и Сталину
Агитационное
Фото от margo712: Баку 1009 #осеньвдеталях
Пока еще ярок свет
Можно ли быть хорошим человеком и всё равно никому не нравиться

