Сделать предложение
dz — 27.09.2010 Отношения в паре заказчик-исполнитель начинаются с предложения.Причём исполнитель знает, что предложение всегда недооценено.
И это - для меня, например, - всегда напряг. Как бы детально клиент не описал задачу, оценка упирается в:
- всё же, недостаточное описание. Дело даже не в детальности - умозрительное решение всегда схематично и упускает часть функций или элементов. Как у Стругацких люди в описываемом будущем носили только 1-2 элемента гардероба (на нём была фетровая шляпа и красный галстук - в остальном - голый), так и описанная система обладает только самыми яркими свойствами. Иногда нехватку можно усмотреть в силу опыта, но никогда нельзя заполнить все лакуны.
- ограничение на объём пресейла. поскольку более половины пресейловой активности - в мусорное ведро, приходится ставить порог на затраты по этой деятельности. И даже имея 100% идеальный входной документ по рупу или госту хрен мы дадим точную оценку, сколько это стоит.
- отсутствие представлений о среде. Можно потратить месяц на саму работу и три - на то, чтобы передать её заказчику. Наверное, более четверти бюджета проекта - коммуникационные затраты. Часть их предсказуема и оценена - аналитика, менеджмент, тестирование, фидбек. Часть - непредсказуема. Админ клиента не умеет настроить доступ по ssh, из-за этого деплой из двух дней (со всеми потрохами) превращается в две недели.
- неспособность клиента на этапе аналитики ограничить себя. "А ещё давайте вот это, и вон то, и тут вот тоже всё по-взрослому" - и сумма растёт, как на дрожжах.
- неполное выявление стейкхолдеров, что ещё хоть как-то наша проблема, или замена стейкхолдеров на ходу, что непредсказуемо по импакту. Замена внутри клиента менеджера проекта до конца проекта - хуже атомной бомбы. Что бы ни было в документах, у нового манагера есть своё представление об идеальном результате, и он будет хотеть достижения именно такого результата. Даже если запланировано совсем иное и бюджет уже на 90% исчерпан.
Это всё даёт вилку в x2-x4 на уровне оценки в оффере. И мы всегда предупреждаем. Оценка на выходе этапа аналитики - по нашим внутренним ощущениям - должна укладываться в 30%. Хотя вот замена стейкхолдера и её убивает напрочь.
Чего вдруг вспомнил? Делаем оффер по Гардемарину. 60% оффера - всё понятно и всё стандартно, за цифру отвечаем. А остальное - надо исследовать. Сделать точно можем, но цена этих 40% гуляет в разы.
|
</> |