Щи или борщ: тест на патриота

топ 100 блогов p_syutkin19.09.2019

Подкину-как я еще дровишек в давний спор о первородстве борща. А то как-то давно не выясняли, кто его придумал.

Щи или борщ: тест на патриота

Смех смехом, но накал дискуссий по борщевой теме сравним разве, что с вопросом, летали ли американцы на Луну. Я давно говорил, что для специалистов весь этот спор не стоит выеденного яйца. Поскольку сам борщ возник тогда, когда еще ни одной претендующей на его «изобретение» нации – русских, украинцев, поляков, литовцев – попросту еще не существовало. 

Кстати, непонятно, почему в этом списке нет евреев. Как известно, «борщевой пояс» неподалеку от Нью-Йорка своим названием обязан излюбленному блюду переселенцев-ашкенази, прибывших сюда в начале XX века. Впрочем, боюсь, мысль об этом будет невыносима для настоящих русских/украинских патриотов.  

Щи или борщ: тест на патриота

В этой связи противопоставление борща щам несколько надуманное. Ну, действительно, вы же не полагаете, что 600 лет назад кто-то всерьез отстаивал какой-то канонический рецепт. И требовал ни на шаг от него не отступать.

Сегодня преобладающим пониманием разницы между щами и борщом является вопрос о предварительной обжарке, тушении овощных ингредиентов – свеклы, капусты, моркови, лука и т.п. Но, понятно, что даже сейчас правило это не всегда соблюдается. То есть не факт, что, если капуста тушится – это борщ, а сразу варится – щи. Например, квашеная капуста для кислых щей тушится заранее.

Щи или борщ: тест на патриота

В щах есть, конечно, еще и некая кислая основа – капустный рассол, моченые яблоки и т.п. Но ровно тоже самое можно сказать и о некоторых видах борща. Которые готовятся, к примеру, на свекольном квасе. Или, как советует в 1846 году наш известный гастроном Екатерина Авдеева, с кислыми щами или огуречным рассолом:

Авдеева К. Карманная поваренная книга. СПб., 1846.
Авдеева К. Карманная поваренная книга. СПб., 1846.

Да и былинный древнерусский борщ, согласно общепринятой версии, готовился с использованием борщевика. Листья которого заквашивались и добавляли ту самую кислинку.

О чем все это говорит? Да, в общем-то, о банальной вещи. Никакого особого различия между щами и борщами исторически не существовало. И в каком-нибудь XIII веке и то, и другое сильно зависело от географического места. Если где-нибудь под Тверью борщ могли готовить из борщевика, то зачем это делать под Черниговом, где и свеклы, и сала – только руку протяни.

Собственно, об этом я и рассказываю в новой серии нашего с Ольгой Сюткиной видео-проекта «Русская кухня: непридуманная история» (не забывайте подписываться на наш канал в youtube):

Кстати, и упоминание «щи борщовые» и «щи капустные» в документах XVI-XVII веков говорит лишь о разнице ингредиентов в этих самых щах.

Изданный в Санкт-Петербурге в 1789 году Словарь Академии Российской слово «борщ» толкует двояко:

Щи или борщ: тест на патриота

А, к примеру, автор книги «Опытный хозяйственный домоводец и эконом» (М.,1827) и вовсе «путается в показаниях», предлагая заготавливать (квасить) листья борща для приготовления щей:

Опытный хозяйственный домоводец и эконом. М. 1827. С.86.
Опытный хозяйственный домоводец и эконом. М. 1827. С.86.

И вот, что мне думается по этому поводу. Я склонен считать, что борщ и щи – это такие слова-маркеры, приобретшие свое значение гораздо позже возникновения самих похлебок. То есть названия-то существовали издавна. Просто никто особенно на них внимания не обращал. И какой-нибудь суздалец в XVI веке думал: «Ну, называют наши щи на юге борщом, да и бог с ним. Наш кулич они, вон, тоже пасхой величают».

Правильная свекла для борща
Правильная свекла для борща

А вот позже – по мере укрепления национального сознания – щи/борщи заиграли новыми красками. Превратившись в критерий принадлежности велико- или малоросса. Очень характерный текст я встретил у Юрия Венелина, известного в начале XIX века историка и публициста. Он, кстати, был одним из создателей славистики – науки, изучающей языки, литературу, фольклор, историю, культуру славянских народов.

Так вот, он пишет: «По мнению москвитян, только тот настоящий русский, кто умеет гаварить па-настоящему, то есть па-русски. Вам скажут: «Вы верна из Немцев?» И тогда, любезный мой южанин, называйся, как тебе заблагорассудится, все ты нерусский. Но ты скажешь, что ты Мало-Росс. Все равно, ты не русский. Ибо московскому простолюдину чуждо слово Росс. И будет этот Росс велик или мал, ему все равно. 

Венелин Ю. Спор между южанами и северянами насчет их россизма. М., 1848. С.4.
Венелин Ю. Спор между южанами и северянами насчет их россизма. М., 1848. С.4.

И в самом деле, можно ли человека почесть своим, который не носит красной или цветной рубашки, называет щи борщом, и не гаварит харашо, а добре


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
грузинский беспилотник, в очередной раз пролетевший над Очамчири, сделал интересное фото порта в хорошем разрешении На фото видно насколько серьезно укрепились там российские оккупанты, устроив там базу для своего ...
Вот. Подключил по системе Транай. Нужно всего 1000 голосов. Но сработает если мысли будут синхронизированы. Поэтому 1000 голосов нужны до завтра, до 12 дня по мск. Пусть сегодня, как можно быстрее пойдёт дождь в Томске и в целом по региону View Poll: ...
Всем добрый день! Что-то меня бомбит, простите, но ситуация следующая: имеется московская школа из трех корпусов, вовсе даже не топ, а просто единственная (как говорят) приличная в районе; дочь в этом году идет в первый класс в "главный" корпус, куда ходила на подготовку вместе с другими ...
Впомню-ка я все свои кружки и секции и помечтаю, кем бы могла стать. 1. Фигурное катание. Это была наша первая с братом секция. Ходили туда в садичном возрасте. Мне не понравилось, потому что я ни разу не получила сувенир за хорошую тренировку. Всех хвалили и поощряли, но только не ...
Хотите открою страшную для профессиональных жалельщиков народа правду: в России мало бедных и почти нет нищих. Потому что бедный не может иметь собственный автомобиль, а нищий не может жить в квартире со всеми удобствами. Нищий это тот, кто бродит в лохмотьях и кому нечего есть. Иногда ...