"Сатисфакция" реж. Анна Матисон ("Московская премьера")

топ 100 блогов _arlekin_05.09.2010 Говорим - Матисон, подразумеваем - Гришковец, говорим - Гришковец... И опять подразумеваем - Гришковец. Оценить заслуги студентки ВГИКа в их совместном с Гришковцом творчестве представляется крайне затруднительным - даже если она как режиссер и соавтор сценария вообще все сама от начала до конца придумала и реализовала, а Гришковец только на последнем этапе подключился и ради пиара сыграл одну из двух главных мужских ролей, то все равно по факту выходит: и формат "Сатисфакции" - абсолютно стандартный для Гришковца, и герой, которого он сыграет - типичный для его творчества, в первую очередь, правда, для прозы. Такой крепкий мужик, бизнесмен, добрый, но суровый, желающий, чтобы все было так, как он хочет, а так не всегда получается, но он все равно стремится. Герой фильма способен дать в морду подчиненному, если тот ворует, но останавливается на автостраде, чтобы подобрать заблудившуюся собачку. А когда собачку кто-то сбивает, он записывает номера "убийцы", звонит "своему" гаишнику и требует: сделай, чтобы этот по городу больше не ездит - и можно не сомневаться, так и будет. Но это, так сказать, присказка. А сказочка - про то, что вот этому чудо-мужику изменяет его жена, четвертая. Изменяет с ближайшим компаньоном по бизнесу, который формально - подчиненный, и в то же время вроде как друг. И вот ему предложена "дуэль": в закрытом на "спецобслуживание" ресторане (еще одного "своего" для главного героя - ведь все кругом свои у такого крутого) мужикам предстоит выпивать, и кто первый отрубится или блеванет - тот и проиграл. Проиграл муж - отпускает жену к любовнику с миллионом долларов, проиграл любовник - уматывает сам и без миллиона.

Сюжет стандартный, типовой, но приемлемый для театральной пьесы на двоих актеров-звезд - хотя таких пьес было написано уже миллион. Для киносценария он изначально малопригоден, но, впрочем, не в сюжете дело, кто кого перепьет - не слишком увлекательная интрига, основное содержание - диалоги персонажей. Но ведь и подобных разговоров мужчин среднего возраста про баб было даже за последнее время столько, что надоели хуже горькой редьки. Философические беседы мужа с любовников о мороженом, первом заработке и одиночестве способны действовать разве что как снотворное, особенно на публику, набивающуюся в доме кино - бабки под говор пьяных мужичков храпели во всю мочь. Приемы, на которых когда-то выплыл Гришковец, сделав себе имя, давно буксуют, не дают нужного эффекта, а свежих мыслей - нет и не предвидится. Заходит речь о детях - и начинают два артиста рассуждать о том, что в жизни мужчины дети значат больше, чем в жизни женщины, и этот псевдопарадокс обсасывают до тошноты. Да были бы хоть артисты хорошие. Денис Бургазлиев почему-то снова играет любовника. Накрашенный гримерами как для погребения, он выглядит вдвойне нелепо, ну а какой он актер, я успел оценить незадавшемся театральном проекте Аграновича, где он играл ни много ни мало Дон Гуана. Настолько Гришковец по жизни соответствует самому персонажу - вопрос десятый, да он и не должен, наоборот, чем больше зазор, тем интереснее, но смотреться в образе по-актерски убедительно ему необходимо, а наблюдать, как Гришковец корчит из себя Аль Пачино, только поначалу смешно, скоро надоедает.

Больше по композиционной, чем по сюжетной необходимости диалоги главных героев прерываются "кухонными" сценками сотрудников ресторана, которым за сверхурочные обещали заплатить вдвое. В этих эпизодах снимались артисты в основном иркутские и новосибирские (фильм - тоже в Иркутске снят), в том числе Павел Южаков, который полтора года назад привозил из Новосибирска свою постановку "Калеки с острова Инишман". Персонаж Южакова на спор должен съесть кастрюлю макарон, но за каждое послабление (кетчуп, водка) обещанная за выигрыш сумма уменьшается, так что есть риск и макароны съесть, и в долгу остаться. Таким образом, казалось бы, демонстрируется наглядно вся бессмысленность подобных споров, "дуэлей", выяснения отношений "на слабо" - однако почему-то этот вывод не проецируется на основную сюжетную линию, там все всерьез, любовник засыпает, муж, с утра купивший неверной жене бриллиантовое колье, в коробку с подарком вставляет значок, снятый с раздавленной собачки - на верность, что ли, намекает? Еще больше вопросов, чем собственно по сюжету, у меня осталось по героям. За полтора часа задушевных бесед на первый взгляд мужчины рассказывают о себе все, о себе, о семье, о родителях, о детях, об отношении к жизни, но что они из себя как люди представляют - я бы не взялся судить. Если с мужем еще хоть как-то понятно, то с любовником - ничего. Любит ли он жену человека, которого считает другом, или вообще никого не любит, или друга любит больше, чем его жену - да и неинтересно, если честно, разбираться, до того оба они жалкие, необаятельные, а главное - отталкивающе самовлюбленные. И есть у меня подозрение, что Гришковец всерьез думает, что его герой - не идеальный, но нормальный человек. На самом деле он просто во всех отношениях урод, вызывающий тем более сильное отвращение, что автор и исполнитель преподносит его публике с чувством глубокого удовлетворения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иду себе сёдня по особо важным делам, поэтому на прохожих внимания не обращаю, в скандалы и встреваю, в драки не вмешиваюсь - некогда. И вдруг здрасьте-пожалуста: спереди слышу - переносная колонка наяривает. Какойта рэп. Да ещё и русский. Всё пропало, думаю. Не ждал, не гадал, а ...
Итак, антироссийский дурман очень медленно, но все-таки рассеивается. Я говорю об общества отношении к Российской империи. Стандартные клише о «прогнившей России» один за другим оказываются опровергнуты. Уже стало ясно, что потери русской армии ...
Загадка всех учёных загадок – не куда делись трилобиты палеозоя, это чепуха, а кем был Путин до 2006 года? Уж больно непохож на предшественника. Может, конечно, вмешательство медицины. Подправляли гормоны – вот его и расплющило, но почему уши наверх полезли? Поэтому проще допустить, ...
Юнна Мориц Когда Москва, как римская волчица, Вас выкормила волчьим молоком И вылизала волчьим языком Амбиций ваших имена и лица, - Тогда не подло ли кусать её сосцы, Чтоб отличиться на своём культурном фронте?.. И сколько свинство ни одеколоньте, Лишь свинством пахнут свинства образц ...
Сериал «Школа» возмутил чиновников и учителей Кино В понедельник на Первом ...