Сардарапат. Музей спасённого мира.

топ 100 блогов varandej22.02.2020 Сардарапат. Музей спасённого мира.

В мае 1918 года на холмах между Араксом и станцией Сардарапат (ныне Армавир в 40 километрах западнее Еревана) армяне остановили наступление войск издыхавшей и от того остервеневшей Османской империи. Западная Армения к тому времени была уничтожена геноцидом, и Восточной Армении явно готовилась та же судьба - по обломкам царской России турки рвались в Туркестан. Но как под Москвой в 1941-м, под Сардарапатом люди смогли дать отпор тем, кто шёл убивать их в своём доме. Полвека спустя на поле боя возвели мемориал, важнейшей частью которого стал музей - но не военный, не исторический, а этнографический. Тут этнография армян обретает особый смысл: музей всего того, что здесь спасли от гибели.

В прошлой части же я рассказывал про другое знаковое место армяно-тюркской вражды - Сумгаит в Азербайджане.

Пейзаж Араратской долины по прошлым постам из ереванского пристоличья уже хорошо знаком. Слева - Арарат (5165м), потерянный в той же войне, но по-прежнему царственный и близкий:

2.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Справа - Арагац (4090м), в Армении оставшийся за главного, и у подножья его Армянская АЭС (1969-77) - третья доминанта долины за Великой топью Мецамора:

3.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Кадры сняты из окна старенькой электрички, курсирующей несколько раз в день между Ереваном и Гюмри по проложенной в 1902 году железной дороге:

4.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Вдоль которой сохранилось немало старых путейских домов, водонапорных башен, брошенных депо - но почему-то ни единого дореволюционного вокзала.

5.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

К 1908 году линию продлили на Нахичевань, а Эривань оказалась в тупике. Теперь тупик - это бывшая магистраль, обрывающаяся на станции Ерасх у азербайджанской границы. У развилки, однако, осталась крупнейшая в Армении грузовая станция Масис (армянское название Арарата) в одноимённом городке (21 тыс. жителей), до 1950 года носившем тюркское название Улуханлы:

6.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

А вот через станцию Эчмиадзин к одноимённой святыне пытаться доехать не стоит - от Вагаршапата она дальше, чем центр Еревана. Зато с одним из самых необычных вокзалов, что я видел, хоть и не влезающим в кадр целиком:

7.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

За Эчмиадзином по правую руку встречает ещё и такое вот странное место. Прежде я замечал, что в армянских деревнях неимоверно много аистиных гнёзд, но почти не видать в самих аистов в полях или в небе. Кажется, со всей Араратской долины они собираются здесь - такого количества этих птиц в одном месте я ещё не видел! К октябрю аисты благополучно улетели на юг, а их место заняли коршуны, ну а что здесь такое и чем птицы здесь занимаются - я как-то даже вникать не хочу:

8.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Дальше с поезда виден длинный многоэтажный атомград Мецамор, градирни АЭС и белый островерхий храм езидов в Акналиче. Да гнёзда аистов гроздьями висят на столбах:

9.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Чуть меньше часа езды от столицы - и вот он, Армавир. Его вокзал и пару видов города я уже показывал раньше, а за подробной прогулкой могу отослать к Сардарапат. Музей спасённого мира. nordprod. Армавир - это столица основанного в 331 году до нашей эры древнейшего армянского царства Ервандидов, и как ни странно, даже спустя два тысячелетия армяне помнили о ней. В 18 веке они принесли это название на Кубань, а в 1992 году нарекли им городок, ближайший к Армавирскому городищу. Прежде он назывался Октемберян, а до 1932 года - Сардарапат, и в этом переименовании есть перекличка идентичностей: после Сарадарапата была провозглашена Первая Армянская республика, вскоре покорённая тем государством, что было провозглашено после Октября.

10.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Станция Армавир велика и пустынна, и заезжем туристу последнее в общем-то на руку - искать такси или ловить попутку к нашей цели сподручнее за железной дорогой, на базарчике, куда приезжают торговать люди из приграничных сёл.

11.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

К бывшему городу Сардарапату с этой стороны вплотную примыкает село Сардарапат, но нам чуть дальше - Сардарапатской битва называлась по станции, которую турки успели занять, наступая по железной дороге из Гюмри, а "поле боя" в годы Первой Мировой уже могло быть с пол-страны размером. Мемориал стоит в 9 километрах от Армавира, у едва заметной деревни Аракс.

12.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

...Армяне отбились тогда от Османской империи, да и сама она полгода спустя перестал существовать. Но именно в Анатолии, на опустошённых геноцидом землях, консолидировалась Турецкая республика, у руля в которой вместо идейных романтиков (самые страшные люди у власти!) младотурок стояли пусть и тоже замазанные кровью, но куда как более прагматичные кемалисты. Новая армяно-турецкая война складывалась уже совсем не пользу Армянской республики, как и многие подобные квазигосударства возникшей в героических боях, но быстро начавшей себя пожирать изнутри. Большевики в той войне поддерживали кемалистов, и Карс стал платой Турции за то, чтобы Восточная Армения сама упала в красные руки. Но и самой справиться с турками дашнакская Армения тогда бы не смогла, и вот поди пойми теперь, спасли мы её или предали? Советы не теряли надежды сделать из Турции союзника, но Ататюрк повернулся на запад решительно, а к середине века Турция и вовсе вступила в НАТО. Те, кто дрались за Сардарапат превратились в советской интерпретации из мелкобуржуазных националистов в защитников отечественных рубежей, а тут как раз подошла годовщина... На холме у Аракса лучшие армянские зодчие в 1965-68 годах изваяли свой Мамаев Курган - огромный памятник-эпос, в цепочке образов поэтапно рассказывающий героическую историю. Он же стал и квинтэссенцией неповторимой архитектуры Советской Армении, и я бы сказал, как зрелище заслуживает посещения даже если вам не интересны ни этнография как таковая, ни история чужой войны.

13.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Вид, открывающийся на монумент с дороги, я показывал на заглавном кадре - но только учтите, что застать его таким нужно поторопиться: ещё до полудня камни чернеют в контровом свете. Урартские быки олицетворяют мощь, непреклонность и верность, а их перекрёстные взгляды очищают тех, кто прошёл между них. За быками - Колокольная площадь с 35-метровой звонницей на братской могиле героев. Башню изначально хотели построить в виде обоюдоострого меча, но в итоге предпочли стилизовать под древние обелиски, уцелевшие в Одзуне и Агиту. На башне - 12 колоколов по числу исторических армянских столиц, а их звон напоминает о том, что накануне сражения все церкви Араратской долины били набат, созывая добровольцев. В 1990-х рядом появилась ещё одна могила - конечно же, тех, кто с армянской стороны погиб за Арцах. Она - на кадре выше, в тупике правее площади. А на кадре ниже стела повёрнута к нам ребром, а от неё, от ворот влево, уходит Аллея Орлов. "Орлы летят!" - на самом деле вполне армянский образ: так ещё на колоннах Зварнтоца изображались Бдящие Ангелы, хранители христианской страны на переднем краю языческого и исламского мира. Первоначально орлы должны были глядеть в сторону Турции, но после официального протеста турецких властей Советы решили чуть сбавить градус троллинга, и архитекторам пришлось развернуть птиц к аллее: теперь они следят за армянским народом, готовые примчаться на помощь.

14.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Аллея Орлов упирается в огромную (55 на 7-9 метров) Стену Победы, с внутренней стороны которой история Армении изображена как непрерывная борьба добра со злом:

15.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Под взгляды огненного бога Вагана и плодородной Анаиты:

15а.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

А с внешней стороны Родина-мать зовёт, и народ идёт на битву:

16.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

За Стеной Победы - просто тихий солнечный парк. На краю его нашлось место даже для ресторана "Вардавар" (1978) - официально трапезной, где можно поднять бокал за героев. Ритуальные трапезы в армянской культуре не менее важны, чем в мусульманской, а ключевой элемент их - матах, освящённая соль. Ресторан я застал закрытым и в 10, и в 12 утра, так что не знаю, как тут с бокалом за воинов ныне:

17.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Ну а в конце парка собственно музей стоит незыблемой красной крепостью. У входа - конечно же, лапидарий, в Закавказье без лапидария никуда. Слева (он чуть в стороне) - пожалуй, самый красивый из сохранившихся вишап с Гегамских гор (это над Гарни и Гегардом), справа хачкары из Джрвержа (1171) и Норатуса (1515, сделали мастера Мкртич и Вардик для Пекеша в память о Григоре), и несколько обелисков 5-6 веков - тот, что в кадре, привезён из села Гернаовит у подножья Арагаца:

18.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Орёл над воротами... но в ворота пройдём чуть позже:

18а.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Ещё на фасаде есть бюст, видимо архитектора Рафаэла Исраэляна, а вот картины перед ним понаставили, пока я по залам ходил, и судя по обилию журналистов с большими камерами, такое тут бывает не всегда.

19.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

С обратной стороны музей (размером 65 на 63 метра) ещё больше напоминает крепость:

20.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

А настоящий шедевр - его задние ворота:

20а.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Внутри музей устроен довольно просто - центральный зал под тремя куполами, вокруг него 4 атриума, а по краям на двух этажах галереи, образующие по три тематических зала от угла до угла. Фотографировать внутри по идее нельзя, но сотрудницы не обращают на это внимания, да и вообще находятся большую часть времени вне поле зрения.

21.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Нижний этаж смотрят против часовой стрелки, от входа направо, и открывает его археология, уже в принципе нам знакомая по моим историко-географическому и архитектурному постам. Чёрная керамика и алтари-очаги с крестовидной нишей - наследие куро-араксинской (в местной традиции - шенгавитской) культуры, жившей тут 4-6 тысяч лет назад. Несовпадение многих черт от региона к региону говорит о том, что слагало её несколько народов, потомками которых по различным гипотезам выходят то ли грузины, то ли урартийцы и хурриты (к нам они ближе, чем к тем временам!), то ли древние арии, а то и вовсе тюрки.

22.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Впрочем, не буду повторяться - историю, в том числе иллюстрируя её здешними камнями, я уже рассказывал не раз.

23.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Каменные фаллосы, человекоподобные идолы - достояния Древнего мира:

24.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Резные камни - уже из Средних веков. Соседство армянского хачкара и тюркского овна - не случайно: сельджуки принесли их Хорезма традиции резьбы, которые здесь легли на армянские традиции работы с камнем. И вся эта композиция несёт в себе скорее всего неосознанный смысл - судьба свела армян и тюрок, и друг от друга им уже не деться никуда.

25.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

И лишь затем на смену археологии приходит этнография. Армяне - земледельческий народ, их плато считаются одной из возможных прародин пшеницы, а потому тут встречают макеты гужевых мельниц и крестьянский инвентарь:

26.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Муляжи еды... но тему кухни лучше рассказывать с настоящей едой, так что её отложу до поста о современной армянской этнографии. На заднем плане видны крынки да подвешенный сосуд для взбивания тана (армянский аналог айрана) - когда кругом степи и горы, конечно же пахарей не могли не дополнить пастухи.

27.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Редкое туристическое место в Армении обходится без развалов мёда - и это тоже давняя традиция, тем более что по краям нагорья да в долинах рек растут прекрасные леса. С уголком пчеловода же соседствует уголок пьяницы - я ехал в Армению с уверенностью, что там наливают хорошее вино и сами умеют пить его как надо. Но на практике оказалось, что вино - для праздников, а в быту армяне пьют водку-тутовку крепостью 70-80 градусов и спиваются ей только так. Создатели музея этого не отрицают, а потому с винными кувшинами соседствует самогонный аппарат:

28.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Обращённая к Арагацу галерея повествует о ремёслах - причём на обоих этажах. Вот старинный поднос (1579) из Капана и кинжалы в узорчатых ножнах:

29.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Инструменты ювелира и пара его изделий:

30.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Верстак столяра и армянская резьба по дереву - в основном довольно простенькая и сквозная. Фантастическую деревянную резьбу Хорезма армяне полностью перенесли на камень - и вот на врезке инструменты каменщика:

31.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Лестница на второй этаж вьётся вокруг довольно странной композиции "Ожидая справедливого возмездия" - из красной броши глядит фотография жертв геноцида, над ней занесён турецкий нож, а выше огромная цепочка армянских сюжетов и образов:

32.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Второй этаж смотрят уже по часовой стрелке, и его экспозиция тоже начинается с ремёсел. Вот армянские ковры, с туркменскими коврами удивительным образом схожие более, чем с персидскими. Возможно, эти узоры просто более архаичны - армяне, как и туркмены, претендуют на роль изобретателей ковра и даже древнейший в мире Пазырыкский ковёр из алтайских курганов мог попасть к скифским вождям как из закаспийских песков, так и с закавказских плато. Позже армянские ковры были одной из статей дани Арабскому халифату, особенно ценились в Средние века от Европы да Индии, а с образованием Спюрка (диаспоры) и производство таких ковров распространилось по планете.  В наше время, уж не знаю почему, армянская школа осталась для Запада в тени персидской (на которую претендует также Азербайджан), а для бывшего СССР - в тени туркменской (которую оспаривает Бухара). Центром ковроделия в Закавказье вплоть до войны считался Карабах, где хитро сплелись армянская и азербайджанская традиции, и оба народа претендуют считать это наследие "своим". Словом, вид армянских ковров вроде и знакомый, но не привычный, а едва ли не самой характерной особенностью считаются христианские образы типа крестов. На википедии про них есть грандиозных размеров статья.

33.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Инструменты ковроделов:

33а.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Ворсовые ковры в армянской традиции называют горг, безворсовые - карпет, а самые простые карпеты типа паласов - джеджимы. Кроме того, были у армян и войлочные ковры, но в отличие от Киргизии и Казахстана, здесь они так и не сделались искусством, оставшись дешёвым и сугубо практичным расходником:

34.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Ковры и кружева:

35.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Напротив ниш с коврами - ниши с мебелью, порой неожиданного стильного и современного вида:

36.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

И целый интерьер старинного армянского дома:

37.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

В углу галереи - таразы, то есть национальные костюмы. Заметно разные на Западе и Востоке, и там, и там они отличались двуслойностью нательной и внешней одежды. На ногах это были подштанники вартик и просторные шальвары (шаровары, то есть), а "визитной карточкой" тараза восточных армян, как у русских косоворотка, а у ненцев малица, был чуха-арахалух - комплекс внешней (с распашными рукавами) и нательной рубашек. Поверх них в Восточной Армении носили чоху (накидка ниже колен, со стоячим воротником), шубу муштак (но это было дорого) и вполне себе кавказские бурки и папахи. Здесь их заменяет западно-армянский казахик - шерстяная жилетка:

38.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Женская одежда включала те же нательные штаны вартик и длинную, как правило красную рубашку халав. Армянки тоже носили аракалух - только в женском варианте это была уже не нательная рубашка, а верхнее распашное платье. Обязательным женским атрибутом был пояс-оберег с орнаментами и надписями, и, конечно, украшения. У шапки-башенки (баспинд или полти на разных диалектах) с кадра выше распущены полы - но на самом деле их повязывали спереди, прикрывая рот и подбородок. В музеях я ни раз не видел их в таком положении. У меня сложилось впечатление, что из-за своей вражды с мусульманскими соседями, традиции скрывать женщине лицо армяне теперь стыдятся.

39.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Ещё какие-то предметы тараза - платки, шали, накладные косы, висячие рукава, банные туфли (армянский бахник был похож на римские термы) и трехи - кожаная обувь, которую можно видеть и в древних находках из Аренийской пещеры (старейшая сохранившаяся обувь в мире), и на современных пастухах где-нибудь в глуши Карабаха.

40.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Атрибуты свадьбы - венец, украшения, открытки и маленькая шкатулка с родовым древом:

41.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Муляжи обрядовой еды - наверху новогодние тарехац и печенье асил-васил, внизу - солёная лепёшка и похинд (мука из жареной пшеницы) сам по себе и в шариках, относящиеся уже ко Дню Святого Саркиса. В канонической версии жития Святой Сергий был римским полководцем армянского происхождения, и в 360-х годах, когда в Риме случился последний рецидив христианских гонений под властью императора Юлиана Отступника, он с верными людьми ушёл на историческую родину, где, однако, всё равно пал за веру - от руки персидского царя Шапура II, пытавшегося обратить своих закавказских вассалов в зороастризм. В народной же легенде отряд Сергия вернулся с войны в Рим, не зная, что новый император - язычник, и опоив воинов на пиру, Юлиан подослал 40 девушек во сне перерезать им глотки. Одна из девиц, однако, влюбилась в спящего Сергия с первого взгляда, и разбудила его - да слишком поздно, и видя, что все его соратники мертвы, а в Риме снова правят язычники, Сергий вскочил на коня и вместе со своей спасительницей умчался в Армению. Где стал покровителем влюблённых: в самой известной легенде он помогает бедному ашугу успеть вернуться к возлюбленной, которая обязана была выйти за другого, если он опоздает. От западного Дня Святого Валентина армянский День Святого Саркиса отстоит всего на 2-3 недели ближе к Новому году, и с 2007 года празднуется здесь официально.

42.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Сосуды для матаха - освящённой соли ритуальных трапез:

43.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Народное христианство, как видите, в Армении было развито не меньше, чем у нас. Вот целая витрина оберегов, в том числе металлические человечки гравы:

44.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

А это вот - уже не обереги, а фигурки для "айроги" - строившегося на импровизации театра теней, весьма популярной забавы на старых армянских базарах. Увы, сценическая культура в музее почти не представлена, но главным символом её были, что в Армении, что в Азербайджане, ашуги - странствующие поэты-музыканты, азиатские коллеги европейских менестрелей и трубодуров. До ашугов же по Армении и Ирану ходили гусаны (говасаны), носившие длинные волосы, зачесанные назад "хвостом кометы", коллеги скорее для наших скоморохов, так как в их искусстве было больше артистизма и пантомимы. Вернее, скоморохами были катакакергаки - гусаны-комедианты, а были ещё трагики вохбергаки ("возвещавшие о смерти") и гарибы (исполнявшие песни бродяг). Гусаны, окончательно уступив место ашугам, ушли со сцены в 17-18 веках, но и у гусан были предшественники языческой эпохи - випасаны, сказители эпоса дицев (богов). Основной песенной поэзией в Армении были таги (светские песни, и последний таговац Наапет Кучак первым и назвал себя ашугом) и шараканы - религиозные гимны.

44а.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Надо заметить, музыкальная культура в Армении вообще очень давняя и высокая: например, помимо своего алфавита есть у армян примерно с того же 6 века и свои ноты - хазы. В углу у окошка на Арарат - коллекция музыкальных инструментов. Я бы даже не сказал, что сугубо армянских - набор их в Передней Азии был от народа к народу почти одинаков, да и без слов музыку армянскую от азербайджанской я сходу бы не отличил. Изобретателем всего этого разнообразия каждый народ, считает, конечно, себя, но на самом деле такая музыка звучала, вполне возможно, ещё во дворцах и на пастбищах древней Урарту. Вот скажем сигнальные рожки, пку (которые с рожком на конце), зурны и свирели:

45.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Главным, духовым инструментом у армян остаётся дудук, или циранапох из абрикосового дерева, особым образом резонирующего и потому делающего звучание дудука мягким. Здесь - личные дудуки Левона Мадояна, жившего в первой половине ХХ века, а крупнейший дудукист нашего времени - Дживан Гаспарян, участвовавший даже в создании саундтреков к голливудским "Последнему искушению Христа" и "Гладиотору".

45а.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Тарелки, кастаньеты, а также ветвистые рипиды и зилеры. На заднем плане - общие для Передней Азии тар (без смычков) и каманча музыканта Левона Карахана:

46.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Обтянутая кожей каманча - не то же самое, что каман, тут лежащей на переднем плане. За ним - воссозданные по средневековым миниатюрам лиры (пандирны), упоминавшиеся в хрониках ещё до крещения армян:

47.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

А правее на врезке - чангур из Западной Армении и уд музыканта Согомона Алтуняна с необычайно красивой резьбой, сделанная в Греции в 19 веке:

47а.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Арфа, волынка, сантур с металлическими крючками для струн и канун - закавказский аналог гуслей:

48.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Снизу вверх - бубны (но односторонние, а был и двухмембранный дхол), барабаны нагара и гос - аналог литавры:

49.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

А рядом - медицинский инструменты средневековой Армении, такие же страшные, как и везде в те времена:

50.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Последнюю галерею занимает искусство Советской Армении, но там как раз полным ходом шла подготовка к той выставке, на которую привезли картины у входа. Журналисты разворачивали камеры, среди всего этого нервно ходило музейное начальство, и смотрительницы наконец "заметили", что я фотографирую, да попросили так больше не делать. Я спустился в центральный зал, впечатляющий архитектурой своего купола - такими, лишь в разы меньше, были своды глхатунов, древнейших армянских домов, круглых каменных полуземлянок:

51.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

В уголке забавно стоит потёртый стул - не чей-нибудь, а Арама Манукяна. Он прежде возглавлял самооборону Вана, в 1915 году продержавшуюся до подхода русских войск, а в 1918 году накануне Сардарапатской битвы навёл порядок в Ереване, не допустив паники и коллапса в тылу. Непосредственно боем же командовал Мовсес Силикян - не армянин по происхождению, а удин, кавказский албан из нынешнего Азербайджана.

51а.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

Тот же пейзаж, что и снаружи здания, узнаётся на маленькой диораме, невзрачной на фоне предметов спасённого в этой битве мирка.

52.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

А Турция рядом, за Араксом, на земле, утраченной армянами в 1920 году. Там факт геноцида отрицается - была де война, все убивали всех, и от рук армянских партизан-фидаев тоже погибли десятки тысяч турок. Что происходило в этих степях сотню лет назад, как много людей сгинуло и кто начал кого убивать - теперь уже никто не расскажет точно. Но если судить по тому, что есть за турецкой границей сейчас - то происходил именно что геноцид. Армяне жили там, а теперь не живут, их незыблемые каменные храмы и роскошные кладбища разрушены до основания, память стёрта из официоза и топонимики, и даже просто говорить об армянском в присутствии турок неловко. Был народ - и нет народа...

53.
Сардарапат. Музей спасённого мира.

...Этот пост - задел на следующие две недели: транспорт, этнография и реалии, всё само собой, парами на две страны.

ЗАКАВКАЗЬЕ-2019 (ОГЛАВЛЕНИЕ).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Директор музея Освенцима в Польше Петр Цивински заявил, что РФ исключена из стран-участниц церемонии, посвященной 78-й годовщине освобождения Освенцима советскими войсками, которая состоится 27 января. Ничего удивительного. А немецкие танки с крестами снова пойдут воевать против ...
   Жанна Агалакова, прямо из Канн, доложила Первому каналу, что Никита Михалков не был замечен на знаменитой красной дорожке. Это значит, что приз он не получит. Как-то она доложила это довольно довольным голосом...  А вот то, что название ...
Все-таки ЭЛУ, он кажется того. Ку-ку. Он снова переписал love never dies и запустил версию номер 3.  Но больше я в Лондон не поеду, сорри, дорогой ЭЛУ, это уж без меня, я два осилила, но это слишком. Читаю английский форум и хватаюсь за сердце. Кристина ...
Лена - сокурсница моей подруги. Надо как-то помочь...Если такой возможности нет, то прочитайте, хотя бы, что она пишет.http://elenasadikova.com/Очень нужен ...
...