Самое время собирать камни
novayagazeta — 23.07.2014После сноса забора Ботанического сада москвичи расторопно разграбили питомник растений Дальнего Востока.
Раньше ВДНХ и Ботанический сад имени Цицина разделял железный забор. В апреле мэр Москвы Сергей Собянин посетил территорию Выставки достижений народного хозяйства и решил, что забор выглядит некрасиво. На следующий день, никого не предупредив, рабочие его разрезали «болгаркой» и увезли. Вместе с забором пропали бытовки работников сада: там помимо личных вещей хранились многолетние дневники наблюдений за растениями.
«Концепция четырех направлений развития Всероссийского выставочного центра» еще до конца не разработана. Но если в общих чертах: из бывшего ВВЦ, Останкинского парка и Ботанического сада им. Цицина собираются сделать самую большую прогулочную зону Москвы. Прогулки уже начались — прямо по грядкам с редкими растениями, которые выводят в питомнике растений Дальнего Востока. Именно его защищал тот забор.
О сносе ограждения не знали не только сотрудники, но и директор
сада. Об утерянной уникальной коллекции, по словам директора
Александра Демидова, спрашивать не с кого. Он называет случившееся
«досадным недоразумением»: «Стараемся сгладить эту ситуацию с
правительством Москвы». И, кажется, успешно: правительство выделило
деньги на реставрацию забора, ограничивающего сад с одной стороны.
На мой вопрос, как восстановить «культурный пласт» (так Демидов сам
называет редкую коллекцию), директор сада отвечает: снарядить новую
экспедицию, которая привезет семена.
Коллекцию растений Дальнего Востока собирали более 70 лет: привозили из экспедиций с 1950-х годов. За две недели после сноса забора были вытоптаны и украдены более 200 видов редких растений — тамариски, ферулы, дикие тюльпаны, луки, дикий среднеазиатский чеснок, алыча, барбарис, тяньшанские ели и пихты. Многие из них, очевидно, выкопали знатоки. Сотрудники сада предполагают, что растения могут перепродавать, сотрудник отдела флоры создал искусственную песчаную насыпь, чтобы воссоздать экспозицию горных растений. В апреле украли даже камни, которые он привез для ее украшения.
Директор сада попросил сотрудников не писать обращений, сказал, что сам отправил запросы в нужные инстанции. Мне же он пояснил, что написал лишь одно обращение к Сергею Собянину с просьбой разрешить поставить новый забор и содействовать в развитии образовательных программ (центра пропаганды ботанических знаний).
Я захожу на территорию Ботанического сада с северной его части, там, где раньше был забор. Через лужи скачет влюбленная парочка: пришли гулять на ВДНХ, но решили забраться подальше. Дорожками пронизан теперь весь сад. Кроме того, через каждые 70 метров, как указал Сергей Собянин, уложили дороги, мощенные плиткой. Появились баянисты, наездники на лошадях, после снятия забора даже гамаки вешают в дендрарии, а в жаркую погоду ложатся загорать посреди коллекций растений, рассказывают сотрудники сада.
На территории питомника Дальнего Востока вижу двух женщин в возрасте — Татьяну и Валентину Михайловну. Теперь здесь ряды безжизненных грядок, они поливают немногие уцелевшие растения. Крапиву и сорняки больше не косят — «чтобы не светить редкие экземпляры». Спасают как могут. Что-то вывозят на дачи, саженцы абрикосовых деревьев, например, иногда высаживают на территориях монастырей, с которыми удается договориться. Сейчас вокруг коллекций устанавливают ограждения, но часть растений уже не восстановить.
Сотрудники сада поясняют, что за 35 гектаров экспозиции отвечают всего 11 сотрудников и один рабочий, которого «делят по дням»: в понедельник он трудится «в Сибири», во вторник — «в Средней Азии»… На территории отдела флоры Ботанического сада уже 12 лет сломан водопровод и нет воды для полива, нет электричества, 20 лет практически нет охраны.
Все сотрудники Ботанического сада, с которыми мне удалось поговорить, просят не называть их имен. У большинства из них нет научных степеней, они работают «на земле». После сноса забора они написали письмо Сергею Капкову, но так и не решились отправить. «Мы рады реконструкции ВВЦ, но мы не хотим одновременной деструкции Ботанического сада», — пишут они. Сотрудникам важно, чтобы Ботанический сад сохранили как научное учреждение, а не как парк развлечений.
Между тем из публичных данных о концепции реконструкции ВДНХ можно сделать вывод: Ботанический сад, скорее всего, в новой концепции станет «зоной отдыха»: «Она будет формироваться как познавательный, развлекательный и рекреационный комплекс». «В планах — строительство аквапарка, академии гимнастики И. Винер, многофункционального спортивного комплекса летних и зимних видов спорта, сети небольших отелей», — сказано на официальном сайте ВДНХ.
Директору Ботсада Александру Демидову ничего об этом неизвестно. Демидов доказывает, что Ботанический сад ни к чему не могут присоединить: сад — это территория научных исследований, а не развлекательная зона. Кроме того, Ботсад находится на балансе Федерального агентства научных организаций, ВДНХ же передали в пользование города. В департаменте городского имущества «Новой газете» подтвердили: «Проведенный ранее демонтаж не предполагает проведение реорганизации юридических лиц и создание нового хозяйственного субъекта». Однако разрабатываемый проект предполагает объединение территорий, подчеркнули в департаменте.
Как бы теперь донести до москвичей: на каких газонах можно раскладывать пледы, а какие уже считаются научной ценностью?
Екатерина Фомина
Корреспондент
|
</> |