Самый эффективный менеджмент тысячелетия in action
rostislavddd — 27.12.2020 Непревзойденные эффективные менеджеры великой эпохи все что только возможно делали через задницу.Сегодня поговорим про производство тротила в Сталинском СССР.
Две довольно яркие статьи на данную тему с пересекающимися данными:
https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-sovetskogo-proizvodstva-trotila-nakanune-i-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/viewer
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-proizvodstva-vzryvchatyh-veschestv-v-sssr-v-30-e-gg-hh-v-i-postavki-po-lend-lizu-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/viewer
Краткая выжимка:
Перед войной как в СССР так и во всем мире существовало два способа получения толуола: коксование угля и пиролиз нефти.
Первый способ был прост, дешев и очень выгоден нищей стране - перерабатываемые как побочный продукт коксовые газы давали стране ценные ароматические углеводороды за сущие копейки . Выход толуола на тонну кокса составлял 2,5 кг
Второй способ был промышленным исключительно теоретически, ибо перегонка в толуол керосина имела КПД 2,5-3,5% и нигде кроме СССР вне лабораторий этим конечно не занимались.Советский же экономический строй был самым экономическим строем в мире
На 1941 г. СССР располагал мощностями по толуолу в 87 600 тонн в год, из которых 44 400 тонн представляли собой нефтяной толуол. Для экономии сырья, в мирное время имеющиеся мощности производства нефтяного толуола загружались примерно на 55%.
Из этого следует что в 1940 г. производство толуола методом пиролиза нефтепродуктов дало военной промышленности 24,4 тыс тонн.
Касательно сырья, добыча нефти в Советском Союзе на 1938 г. составила - 30,2 млн тонн, на 1939 - 30,3 млн тонн, 1940 - 31,3 млн тонн, 1941 - 33,4 млн тонн, 1942 - 22 млн тонн, 1943 - 18 млн тонн, 1944 - 18,3 млн тонн.
В 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн. 414 тыс. т. нефти, из этого количества нефти выработано :
883,6 тыс. т. авиационного бензина (выход с тонны нефти 3%)
3 млн. 476,7 тыс. т. автомобильного бензина (11,8%)
5,6 млн. т. керосина (19%)
1 млн. 274 тыс. т. лигроина (4,3%)
1 млн. 459 тыс. т. дизельного топлива (5%)
413,2 тыс. т. флотского мазута (1,4%)
9,8 млн. т. топочного мазута,
1 млн. 469 тыс. т. различных масел
Все нужные цифры у нас есть, начинаем считать:
24,4 тыс тонн толуола при КПД 2,5% требуют переработки 976 тыс тонн керосина, при КПД 3% - 813,3 тыс тонн.
44,4 тыс тонн толуола при КПД 2,5% требуют переработки 1776 тыс тонн керосина, при КПД 3% - 1480 тыс тонн.
При сохранении приведенного выше выхода , производство основных марок нефтепродуктов составило:
1942
Авиационного бензина - 660 тыс тонн
Автомобильного бензина - 2596 тыс тонн
Керосина - 4180 тыс тонн
Лигроина - 976 тыс тонн
Дизельного топлива - 1100 тыс тонн
1943
Авиационного бензина - 540 тыс тонн
Автомобильного бензина - 2124 тыс тонн
Керосина - 3420 тыс тонн
Лигроина - 798,5 тыс тонн
Дизельного топлива - 900 тыс тонн
В 1944 цифры остались практически теми же. Из них следует, что благодаря гениальным экономическим решениям Вождя и его соратников, в разгар войны в остродефицитный толуол перегонялась половина и более выпуска керосина в стране. Вероятнее всего много более, поскольку расстреляный в 1942 нарком боеприпасов Сергеев считал выход керосина с тонны нефти равным не 19%, а 15 и КПД выхода толуола из тонны нефти в 2,5% в эпоху "давай-давай" это невероятно высокий результат.
PS. К чему это я про это дело вспомнил? Да, благодаря срачу в камментах треда о запрете Ютуба. Допустим камрад Vaclav Novak отстаивая точку зрения наших народных избранников считает YouTube не мощнейшим в интернете ресурсом по продвижению русского языка и культуры, и даже не огромнейшим хранилищем самого разнообразного русскоязычного контента (в том числе и патриотического, и даже ура-патриотического, где помимо столь обиженного не попаданием в тренды Соловьева присутствует тот же Гоблен, например)... а всего лишь пропагандистским инструментом.
Логика абсолютно того же самого порядка, как выработка 50 000 тонн толуола с 14 млн тонн нефти гениальными сталинскими экономистами-планировщиками. Рад был убедиться в наших традиционных ценностях.
|
</> |