Самая скандальная и "слишком сексуальная" кукла Клеопатра
all_collector — 13.02.2022Лев творил. Вкладывал в игрушку душу и собственные устремления. А худсоветы пропускали иногда с трудом все сделанное художниками. Например, некоторых кукол Сморгона находили чересчур сексуальными. Коллекционирование советских игрушек в последнее время стало очень популярным, например Кукла Клеопатра, начало 60-х годов изготовленная на «Ленигрушке» автор Сморгон, была продана в этом месяце за 298 812 рублей на аукционе «Мешок».
Лев Наумович Смаргон автор этой игрушки ленинградец, он пережил войну, голод, холод. За его плечами страшная блокадная зима 1941-1942 годов, чудесное спасение от дистрофии, эвакуация с детским домом.
В Ленинградское высшее художественно-промышленном училище (бывшее училище барона Штиглица), он поступил на скульптурный факультет.
Курс был первым послевоенным набором.
Учебная программа на тот момент была отработана не окончательно, поэтому учеба длилась 7—8 лет.
За это время студент получили прекрасное образование.
После окончания училища в конце 50-х годов перед художником возникла проблема не только творческой состоятельности, но и простого выживания.
В те времена материальное благополучие для творческих людей решалось в основном выполнением политических заказов в духе социалистического реализма.
В некоторых видах декоративно-прикладного искусства можно было реализовать себя, избегая заказных политических тем. поэтому Сморгон некоторое время работал со стеклом и фарфором и создал несколько прекрасных скульптурных композиций, также весьма ценимых теперь коллекционерами.
В 50-е годы ситуация с производством игрушек, несмотря на все старания правительства, была тяжелая.
Их катастрофически не хватало. Связано это было с малым количеством фабрик и комбинатов, изготавливающих игрушки, и теми технологиями, которыми они обладали.
В частности, кукол производили, с небольшими изменениями, как и сто лет назад, в маленьких артелях из композитных масс разного состава с использованием значительной доли ручного труда.
Кроме того, на некоторых химических комбинатах, помимо основного, было освоено производство кукол из целлулоида.
Для более крупных фабрик и химкомбинатов образцы игрушек разрабатывал Научно-исследовательский институт игрушки в Загорске, остальные справлялись своими силами, кто как мог. Получалось, к сожалению, не всегда на высоком художественном уровне.
В Ленинграде крупнейшими производителями кукол и игрушек в 50-е годы были Охтенский химкомбинат (ОХК) и артель «Ленигрушка».
ОХК выпускал кукол и зверюшек из целлулоида по образцам Института игрушки и старым немецким и французским формам, которые сохранились еще с довоенных времен.
Формы не менялись десятилетиями: и упитанные пупсы, с перевязочками на ручках и ножках, и натуралистичные животные из серий «Деревня» и «Дикая природа» успели поднадоесть и производителям и покупателям.
На «Ленигрушке» ситуация с моделями кукол была еще более тяжелая. Их изготавливали преимущественно из древесно-опилочной массы методом горячего прессования. Это было грязное, трудоемкое производство.
Образы артельных кукол не выходили за рамки обывательских представлений того времени.
Можно себе представить, что появление молодого художника было встречено руководством обоих предприятий с большим энтузиазмом. И Лев приступил к работе.
Вследствие полученного образования, воспитания и собственных жизненных установок его представление о том, как должны выглядеть игрушки для современного ребенка, резко отличались от того, что создавалось.
Да и время было уже другое, видимо, оттепель в искусстве коснулась и игрушки тоже.
Лев творил. Вкладывал в игрушку душу и собственные устремления.
А худсоветы пропускали иногда с трудом все сделанное художниками. Например, некоторых кукол Сморгона находили чересчур сексуальными.
И не так уж они были неправы. Ситуацию спасло то, что член худсовета, заметивший это качество кукол, не захотел участвовать в споре с художником отстаивающим свою куклу, кто из них лучше понимает в сексе.
Новые игрушки покупатели моментально сметали с прилавков магазинов.
Вот в каких условиях стало возможным появление столь новаторских, необычных, непривычных игрушек Льва Разумовского и Льва Сморгона.
Сморгон посвятили детской игрушке более двадцати лет.
Время все расставило по своим местам.
XX век ушел, унеся с собой свои образы игрушек.
Ушли в прошлое технологии изготовления из целлулоида и полиэтилена, а куклы и звери остались уже как образцы декоративно-прикладного искусства.
... я как мастер стал просто не нужен. Пришли новые технологии: появился, например, такой станок, который нажатием пресса одновременно выпускал восемнадцать ног, рук или голов. А мои целлулоидные куклы делались малыми сериями, каждая отдельно, по форме-матрице. К тому же я все свои модели продумывал с расчетом на то, чтобы их сложно было исказить в процессе производства. А теперь целлулоид вообще не используется. Первые мои игрушки были из прессованных опилок — засыпался в них клей и получался мой «Володька». Две половины склеивались, полировались вручную. Сейчас так никто не работает. А людей, которые воспринимают игрушку как искусство, — их раз-два и обчелся.
— Лев Сморгон
Источник: antiqueland.ru
|
</> |