"Салют-7": Космическая атака с черенками
movie_rippers — 16.10.2017Авторам фильма не хватило уважения к героям и своей стране. Потому что с теми, кого уважаешь, так поступать нельзя.
Давным-давно, в Советском Союзе, было кино про героев,
после которого хотелось совершать подвиги. Посмотрев фильм
«Офицеры»,
мальчишки шли в военные училища, «В бой идут одни «старики» и
«Экипаж»
пополняли ряды тех, кто мечтал о профессии летчика, а после картины
«Щит
и меч» молодежь рвалась в разведчики.
Они добрались до космоса
А потом герои вернулись, но уже какими-то не такими.Оказалось, что подлинные победители в войне – это «штрафники»,
идущие в
бой под дулом пистолетов вечно пьяных офицеров НКВД. Сражались,
оказывается, не за Родину, а за некую девочку, которая любит мыться
в
ванной посреди Сталинградской битвы, а сражали врага не оружием,
а
черенками от лопат и чудотворными паучками.
Изменились не только герои войны. Жизнь актера и поэта Владимира Высоцкого усилиями кинотворцов превратилась в наркотический трип на фоне финансовых махинаций.
Каким-то чудом уцелел герой хоккея Валерий Харламов, который в кино – невидаль – забивал канадцам клюшкой, а не силой телекинеза или молитвы.И, наконец, добрались и до космоса. Оно и понятно: советская
космическая программа легко даст пару-тройку сотен готовых
сценариев
для полнометражных лент на любой вкус. Драма, трагедия, лирика,
борьба
человека с самим собой и с техникой — ничего и придумывать не
надо,
только снимай.
Позор на фоне отличных спецэффектов
Картина «Салют-7» с точки зрения спецэффектов и показакосмоса хороша. Так у нас космос еще не показывали. И если бы
это было
нечто абстрактное, вроде «Гравитации» Альфонсо
Куарона, то на абсурдность сюжетных поворотов можно было
бы закрыть глаза.
Причем космонавтов вполне конкретных и узнаваемых. И, хотя
авторы
поменяли фамилии некоторых персонажей, любой, кто знаком с
историей
советской космической программы, точно знает, о ком идет речь.
Потому что женщина, которая занимается сваркой на орбите, – это Светлана Савицкая, и никого другого на это место поставить нельзя. А руководитель полетов – это Валерий Рюмин, тем более что Александр Самойленко, играющий его в кино, внешне похож на прототипа. И космонавты Федоров и Алехин в кино – это Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в жизни, и других в эти обстоятельства поместить никак нельзя.
Подчеркиваем это особенно, потому что то, что со всеми этими
людьми творится в фильме «Салют-7», — это, как говаривал
председатель
домкома Швондер, какой-то позор.
«Аполлон-13»: прибыльное чувство гордости
Классикой героического кино о космосе, основанного на реальных
событиях, является фильм «Аполлон-13». Картина режиссера
Рона Ховарда,
снятая в 1995 году, рассказывает об аварии американского
космического
корабля «Аполлон-13» на пути к Луне, происшедшей в 1970 году.
Три
астронавта, чья жизнь висела на волоске, героически выпутались из
почти
безнадежной ситуации, вернувшись на Землю живыми.
В итоге Ловелл решил, что Том Хэнкс сыграл
его неправдоподобно. Был в фильме и ряд несостыковок, которые
бросаются в
глаза только специалистам, но в целом создатели не уклонились
от
реальной истории событий.
Эта со всех сторон успешная картина насквозь пропитана
уважением к людям, работающим в американской космической
программе,
членам их семей, да и в целом к стране. И выясняется, что можно
вызывать
чувство гордости и при этом зарабатывать прибыль на сборах.
Операция «Кувалда»
Об операции по спасению «Салюта-7» тоже написана книга, которая называется «Записки с мертвой станции». Ее автор — Виктор Савиных, бортинженер корабля «Союз Т-13», непосредственный участник событий. Но создатели фильма «Салют-7» не взяли Савиных ни в соавторы сценария, ни даже в консультанты. Очевидно, чтобы космонавт не мешал высокому полету их фантазии.Я ни на что не намекаю, но предыдущая работа режиссера Клима Шипенко называлась «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota». Грешен, в течение фильма это название мне постоянно лезло в голову.
Авторам фильма не хватило того, что было у создателей «Аполлона-13»: уважения к героям и своей стране. Потому что с теми, кого уважаешь, так поступать нельзя.Помните легендарного космонавта Льва Андропова из
«Армагеддона»? В «Салюте-7» его дух незримо присутствует. Ну а как
еще
объяснить то, что ключевым моментом ремонта станции и спасения
космонавтов становятся удары кувалдой?
Виктор Савиных, весьма сдержанный в интервью, говорил, что против этого эпизода возражал категорически. Но авторы ничего менять не захотели.
Чудо советской конструкторской мысли, космическая станция
«Салют-7», которой в середине восьмидесятых не было аналогов в
мире,
ремонтируется кувалдой. Гордость за страну и космонавтов? Нет?
Странно.
Не хватало только медведя с балалайкой
Тогда, наверное, патриотизм укрепит космонавт, смачнозакуривающий на аварийной станции при помощи открытого огня
зажигалки?
Ну а где курево, там и выпивка: герои космоса с удовольствием
употребляют «для сугреву» припасенную водочку.
Все время ожидается медведь с балалайкой: он выглядел
недостающим звеном в этой цепи. Медведь так и не появился. Зато
появился
таракан, с которым космонавты подружились.
насекомых, но этот явно не был лабораторным. Судя по всему, он
просто
пробрался на борт корабля перед стартом.
Сигареты, выпивка, ремонтная кувалда и тараканы на космическом корабле наверняка понравятся американским зрителям.
Но даже представить себе страшно, что сделали бы срежиссером Роном Ховардом американцы, если бы в «Аполлоне-13»
астронавты
стреляли бы из кольта, жарили барбекю в кабине и дружили со
скунсом,
который случайно попал в корабль, летящий на Луну.
Космос как анархия
Вы думаете, этим все ограничивается? Если бы. Вот истеричная
жена космонавта, заявляющая, что он променял семью на космос.
Вообще-то
люди годами готовятся к поступлению в отряд космонавтов, потом еще
годы
ждут полета и порой не дожидаются. Супруга вроде бы должна была
знать,
что для мужа это дело всей жизни. Но авторам кино о таких мелочах
думать
недосуг.
«Салют-7» прошелся по всем заметным персонажам. Космонавт
Светлана после сварки в космосе сдуру пропарывает себе скафандр, и
ее
приходится срочно спасать от гибели. Сами понимаете, «женщина в
космосе –
к беде», как бы говорят нам сценаристы.
видения. На Земле он сообщает, что видел ангелов, и его
логичным
образом исключают из отряда космонавтов.
ругаются. Командир, выпивая, заявляет бортинженеру: «Да ты
вообще не
космонавт! Инженер в скафандре!» Интересно, авторам что-то
рассказывали
про совместимость в экипажах?
Командир корабля в исполнении Владимира Вдовиченкова
— настоящий анархист. Он игнорирует команды с Земли, действует
по
своему усмотрению и про дисциплину, кажется, вообще не
слышал. Да и что
может знать о воинской дисциплине полковник авиации?
кажется более адекватным, но только до поры до времени. В
какой-то
момент ему мерещится, что прилетели американцы, и он в истерике
пытается
открыть люк в открытый космос и, когда командир ему мешает,
бьет
товарища по голове огнетушителем. Высокие отношения!
открытый космос не является технологически сложной операцией,
для
которой нужно время на подготовку. Советские космонавты ходят
туда,
словно в туалет. Нам этого не показали, но, возможно, они там еще
и
перекуривают.
Почему Валерий Рюмин не станет Джином Кранцем
Вернемся к «Аполлону-13». В фильме есть персонаж по имени Джин Кранц, которого играет Эд Харрис.Джин Кранц – это реальный человек, руководитель полетов НАСА.
Согласно
результатам одного из опросов, американцы поставили его на второе
место
среди героев космоса, как вымышленных, так и настоящих. Столь
высокая
оценка дана была за то, что четкие, спокойные действия Кранца и
его
команды, которые вовремя подсказывали астронавтам необходимые
операции,
позволили спасти экипаж «Аполлона-13». Именно такого уверенного
и
знающего руководителя и сыграл Эд Харрис, номинированный на «Оскар»
за
лучшую мужскую роль второго плана.
Сценаристы превратили руководителя полетов не в
профессионала, а в рефлексирующего нытика, который не понимает,
зачем
посылает людей на орбиту, постоянно теряется, паникует, и не знает,
что
делать. А в ключевой момент руководитель полетов разносит стулом
стекло и
тоже начинает стучать кувалдой – по наземному макету станции.
всплескивают руками, сокрушаются, но ни одного толкового
совета
космонавтам на орбите дать не могут. А ведь в реальности
спасение
«Салюта-7», как и спасение «Аполлона-13», было бы невозможно без
труда
десятков и сотен специалистов на Земле, которые упорно искали
способы
решения нештатных ситуаций на станции. Вот их всех, рядовых
героев
советского космоса, авторы картины умножили на ноль.
Все это исповедь…
Про советских генералов и сотрудников КГБ, которые,очевидно, олицетворяют власть, даже говорить не хочется: всю
картину они
страстно выражают желание сбить станцию, чтобы она не досталась
американцам. И гибель экипажа их в этом желании не
останавливает.
видят современные мастера кино. Настоящий космический
«Штрафбат», в
котором космонавты рискуют своими жизнями «ради куска железа»,
как
говорит об этом руководитель полетов, и только потому, что власти
СССР
страшно боятся попадания своих секретов в руки американцев.
А.Сидорчик
Дополнительно
Разбор от "заклепочника" https://lozga.livejournal.com/156143.html
Мнение героев: Судя по интервью, ни Джанибекову, ни Савиных фильм не понравился, и это не удивительно - настоящая история лучше и красивее придуманной.
|
</> |