Сахалин-2021. Спуск на пляж

топ 100 блогов an_207.10.2021
Непроходимая по берегу скала

Утром аппетит небольшой все же появился, в этот раз от сухпайка я не стал отказываться. Допив последнюю воду, мы решили походить пособирать росу с ветвей стланика - должна же быть от него хоть какая-то польза. Удивительным образом удалось насобирать еще на пару глотков, причем для этого не пришлось особо долго ходить. Утренние облака принесли туман, позволив сделать интересные кадры. Сегодня план был таким, что сначала мы должны найти воду, там приготовить уже нормальную горячую еду на костре, и уже только потом двигаться по маршруту дальше. По карте ближайшая небольшая речка должна была быть в овраге, который начинался недалеко отсюда, но к нему еще предстояло спуститься через злосчастный стланик. Неожиданно облака накрыли нас почти целиком, и мы уже рассчитывали идти по GPS. Однако, перед выходом туман рассеялся, и ориентиры снова стали видны. Благодаря отсутствию готовки, сборы вещей были недолгими. И мы начали спуск.

Первое время действительно был неприятный стланик, иногда разбавляемый ольховником. Однако, потом начались проплешины, да и некий опыт у нас стал аккумулироваться - уже на каждом шаге пытаешься найти удобную ветку, учишься раздвигать стланик руками, ставить палку куда нужно, либо вообще убирать палки, если потребуется - иной раз они, наоборот, мешали идти. После проплешин справа внизу пошел березовый лес - мы спустились туда. Там еще некоторое время был спуск по крутому стланику, как вдруг, неожиданно, мы увидели ручей. Радоваться было еще рано - русло было совсем сухим. Но уже хорошо было то, что по руслу гораздо удобнее иди. Не прошли мы и нескольких минут по руслу, как вдруг под ногами появилась… вода! Такая долгожданная! Мы так еще никогда не радовались воде. Прямо здесь, внутри русла, было решено разводить костер и готовить еду. Так и сделали.

Утренние облака над горами
Облако «перетекает» с одной стороны склона на другую
Ещё вчера мы пробирались где-то в этих дебрях
Метеостанция осталась на том берегу

Сегодня у Паши был день рождения, и я специально выжидал нужный момент, чтобы его поздравить. Утром сегодня, лежа в палатке, момент был не самый подходящий - мы голодные, наверняка промерзшие, с закончившейся водой и туманными перспективами спуска - тут уж не до праздника. Но сейчас, когда уже потрескивал костерок, на котором готовилась еда, жизнь стала налаживаться, так что поздравлять было самое время. Коньяк доставать не стали, выпили по кружке чая. Правда, Паше после этой кружки что-то поплохело, но такое иногда бывало и у нас раньше. Вторая кружка и еда уже зашли нормально. В этот раз и впредь в этом походе мы уже всегда заваривали чай во всех трех термосах, чтобы точно хватило. Основательно подкрепившись и утолив жажду, мы продолжили спуск по руслу в сторону моря.

Спускаться по реке было особенно стремно: мы не знали, что там внизу, насколько река кишит рыбой и много ли там внизу медведей питаются ею. Но исходили из того, что медведь в любой момент может пойти навстречу нам снизу прямо по реке, поэтому стали чаще «ухать» и увеличили частоту стучания ложкам об котелки и кружки. Река становилась все полноводнее, спуск все круче, стало появляться больше камней, и путь становился все труднее и труднее - иной раз было проще обойти рядом, чем идти внутри. Перед каждым поворотом мы старались заглянуть, что же там за ним, нет ли медведя. Но каждый раз в ответ на «уханье» слышали лишь равномерное журчание воды и щебетание лесных птиц. В самом конце спуска деревья вдруг закончились, и мы вышли на край крутого склона, откуда был виден пляж. Наконец-то мы до него добрались! На время можно было спокойно выдохнуть - по пляжу идти должно быть в разы проще. Правда, и опаснее - уж теперь-то, рано или поздно, встречи с медведем не избежать.

Осторожно спускаемся по руслу
Гремим котелками — медведь не дремлет! А впереди уже показалось море
Вот он, долгожданный пляж!
За этими скалами мыс Елизаветы

Перед последним спуском мы слазили на бугор, откуда открывался вид на уходящую в воду длинную суровую скалу, скрывавшую от нас самую непроходимую часть гор, которые мы обошли по верху. Пляж был пустынный от слова совсем. После спуска мы увидели, как речка уходила целиком в песок, не соединяясь никак с морем - понятно теперь, почему у медведей она не вызывала интерес - ведь лосось в такую реку не сможет зайти. Когда ноги, наконец, ступили на пляжный песок, я почувствовал, с одной стороны, облегчение - теперь будет легче идти, с другой - тревогу из-за медведей. Бинокль с этого момента был переложен из рюкзака в нагрудный карман куртки и был всегда в легком доступе. Поначалу, конечно, я не выпускал его из рук: на каждой остановке доставал и смотрел по сторонам на предмет движущихся темных точек. Но каждый раз в окуляр был виден пустынный и умиротворенный сахалинский пейзаж: темный песок, куски плавника, выброшенные морем водоросли и галечные камни. Перед продолжением пути мы подкрепились, вытряхнули песок из ботинок и пофотографировали окрестности.

Тут наша речка, вдоль которой мы спускались, полностью уходит в песок, так и не соединившись с морем

Давнейший путь вдоль пляжа был без особых событий. Идти по песку оказалось тяжелее, чем я предполагал: на каждом шаге нога взяла в песке, кроме некоторых участков, где песок был чуть плотнее. Внешне определить такие участки было сложно - ноги могли увязнуть и на мокром песке, и на сухом, и с мелкими камнями, и без них. Поэтому, идти пришлось интуитивно. Под ногами встречались всякие интересности: например, нечто красное и растекшееся, похожее на умершую медузу, или какой-нибудь небольшой предмет, обросший цветными кораллами. Остановки были, но уже недолгие, поскольку день плавно подходил к концу. Так мы шли и шли до тех пор, пока не уперлись в скалу, которую можно было обойти только по воде.

Двигаемся вдоль берега
Тут песок довольно рыхлый, идти непросто
Место отдыха
Водные силуэты
Пора попить тёплого чая
Настроение после чая сразу поднимается!
Красное — это водоросли. Ребята уже пошли смотреть, что там за скала торчит из следующей долины
Вот она, эта скала. Да ещё и с водопадом
В этом гроте мог бы прятаться медведь... А следы тут наши, оттуда мы пришли
Впереди открываются новые интересные виды
Эту вертикальную скалу мы вчера заприметили с горы из бинокля

В походах, где есть участки с морским пляжем, нужно еще учитывать такой фактор как приливы и отливы. Во время прилива, например, уровень воды может подниматься на 1,5 метра вверх, что уже является значительным для части обходов скальных прижимов. С этой скалой нам повезло - она легко обходилась в тапках, глубина воды была на уровне примерно бедер, но трусы не замачивала. Риск поскользнуться был, но мне повезло. Как только мы все перешли это место, мы стали переобуваться. Когда все уже были готовы идти, мое внимание вдалеке привлекло что-то странное… Там было какое-то движение, и оно легко различалось без помощи бинокля. Там был… медведь! Мы принялись сразу втроем громко и басисто кричать «У!», но медведь никак на это не реагировал из-за шума волн. Тогда мы принялись сильно стучать ложками по котелкам и кружкам. Вдруг медведь поднял голову в нашу сторону, замер на некоторое время - это были самые напряженные минуты первой встречи: медведь решал, идти ему в нашу сторону, или драпать от нас в обратную. Через мгновенье, медведь задними лапами быстро перебросил основную часть тела почти на 180 градусов, и быстрым шагом, а затем и вовсе галопом, побежал так, что только пятки сверкали, пока он не свернул вправо за ближайшую скалу. Это была первая наша победа, и она прибавила нам немного уверенности.

Вертикальная скала вблизи
На этих плоских камнях внизу любят отдыхать нерпы

Хоть и не хотелось, но нужно было идти туда, где только что был медведь. Сильно не преувеличу, если скажу, что теперь мне медведь казался за каждым большим камнем. Когда мы дошли до того камня, возле которого медведь остановился и удрал в обратную сторону, мы наткнулись на его свежие следы: такие четкие, каждый коготок прорисован. Было видно, как следы сначала частые, потом расстояния между лапами все больше и больше - тут он переходил на бег, а за скалой следы сворачивали вправо и уходили вверх в направлении растущего на горах стланика. Ну а нам оставалось дойти до предполагаемого места ночевки - уже смеркалось. Медведь своим появлением чуть не отвлек нас от вертикальной скалы, словно столб стоявшей одиноко в воде на удалении от берега. В скале были темные гроты с обеих сторон, а вверху кружили чайки над ее шапкой, покрытой небольшим количеством растительности. Внизу под скалой из воды торчало несколько покатых камней, на которых грелись нерпы. Завидев нас, они все куда-то резко попрятались.

После вертикальной скалы-столба мы еще немного прошли сквозь огромные камни-валуны, за которыми не видно было ни спереди, ни сзади, и продвигаться было как-то неловко после встречи с медведем. Особенно напряжно было тогда, когда мы приближались к концу препятствия, когда пространство вот-вот откроется и будет видно, что там за ним - а ведь там мог быть и медведь, а могло быть даже много медведей, и пути отступления назад не было бы. Такие мысли возникают обычно тогда, когда ты сталкиваешься с чем-то таким, с чем раньше не имел дела. Для нас эта встреча с медведем была первая в таком духе, когда он был относительно недалеко, и когда была обратная связь от него - то есть, не только мы его видели, но и он нас. Поэтому, в тот вечер мы, конечно, все были под сильным впечатлением.

Но за валунами был чистый и пустынный пляж. Далеко вперед простирался ровный, укатанный волнами и слегка мокрый песок, засыпанный водорослями, прибитыми к берегу. Берег заворачивал, а справа был лес в высокой траве и чуть на пригорке. С моря доносился шум моторной лодки: это рыбаки то ли ставили, то ли снимали сети. В бинокль было хорошо их видно, а вот видели ли они нас, мы не знали. Мы прошли немного по пляжу и уже начали искать место для стоянки, и уже даже было дошли до вытекавшей из оврага речки. Но потом все же поняли, что тот лес на пригорке был лучшим местом для ночлега - на пляже ставить палатку опасно. В лесу больше шансов остаться незамеченным, да и рядом с водой вставать рискованно. Воду мы набрали в реке заранее и пошли назад на пригорок, откуда по медвежьим тропам поднялись немного и встали в самом начале березового леса. Место для палатки выбрали удалённое от медвежьих троп и закрытое с одной стороны стеной из стланика и сваленных веток. С передней и боковых сторон палатку огородили оборонительной конструкцией: по периметру была протянута веревка, на которую был повешен котелок. По задумке автора при наступлении медведя котелок должен был упасть от натяжения веревки, и ложка в нем должна была загреметь, разбудив нас. Кроме того, на единственную тропу, шедшую к палатке, был поставлен рюкзак Паши. Еще где-то в траве под наклоном лежала остроконечная пика, направленная в сторону предполагаемого появления медведя. Ну и, до кучи, были воткнуты трекинговые палки в нужных местах. Не палатка, а прямо крепость получилась!

Костер сделали на медвежьей тропе. Поужинали в этот раз по-праздничному - победу над медведем решили отметить макаронами с сыром. Ну а потом потихоньку все залезли в палатку, разложив рядом все виды оружия на всякий случай: фальшфейер, ракетницу, нож, кружку с ложкой, чтобы греметь. Перед сном Серега признался, что он по картам пересчитал наш маршрут еще раз и понял, что на нем слишком много прижимов. Прижим - это впадающая в море скала, которую обычно нельзя обойти никак, кроме как по верху. А по верху - в 90% случаев означает, что по стланику. Поэтому, скорее всего, как бы мы ни шли, мы не успеем на обратный самолет. Впервые в его голосе было слышно отчаяние. Эта напряженность передалась нам с Пашей. Мне - особенно, поскольку после этих слов я внутри себя был очень расстроен и озадачен. Поначалу я попытался изобразить некий мозговой штурм и генерировать идеи по поводу того, как нам решить эту проблему и выйти из этой непростой ситуации. На ум приходили мысли о том, что впереди скоро рыбостан, там можно у рыбаков попросить спутниковый телефон, позвонить Дмитрию и попросить нас обратно добросить до метеостанции, а оттуда уже обратно. Была мысль отдать последние деньги рыбакам и попросить их добросить нас на лодке либо вперед, чтобы обойти прижимы, либо назад до той же метеостанции. Паша, как самый рассудительный, рассматривал все различные варианты и исходы, и проговаривал их вслух, оставаясь при этом удивительно спокойным. Когда закончили обсуждать, единогласно пришли к такому мнению: на рыбостане мы порасспрашиваем, что и как. Ну и там уже будем решать по факту.

После этого все легли спать. Я еще долго ворочался с боку на бок, поскольку не мог никак заснуть - негативные мысли лезли постоянно в мою голову. Начиная от того, зачем я в это все ввязался, и заканчивая тем, какие последствия меня ждут, если я вовремя не приеду. В конце концов, это все была игра воображения, и надо было от нее отстраниться. Парни говорили, что якобы ночью были какие-то звуки, чуть ли даже не котелок звенел - я их успокоил, что это я ночью выходил по важным делам, и конечно, наткнулся на оборонительные сооружения. Потом обратно как-то провалился в сон. Первая ночь на берегу моря прошла спокойно…

Таки поехал... :) ...
Кх-кхм... А что, друзья, скажите мне, "это" правда считается красивым? О_О По-моему это называется "какойужас!". И что, скажите мне...это сейчас так модно? - фотографировать попу в самом невыгодном для неё ракурсе, неестественно отклячив зад, чтобы между ног образовалась огромная ...
   Все помнят лихого капитана Жеглова из сериала культового "Место встречи изменить нельзя". И его спор с Шараповым о кошельке в кармане уголовника Кирпича.  Столько лет прошло после выхода фильма,но я для себя так и не решил,кто прав,Шарапов или Жеглов?..Вор должен быть ...
Однажды товарища Артёма спросили: где тюрьмы лучше, в Австралии или в России? Он ответил: "Одинаково и здесь и там лишают свободы, притесняют и бьют. В Австралии судят и говорят: "Ты являешься нарушителем наших законов, ты виноват, мы наказываем тебя". У нас же порют и причитают: ...