С праздником, православные! Сегодня - Сретение Господне!
aleks070565 — 15.02.202115 февраля (2 февраля по старому стилю) православные отмечают великое Сретение Господне. В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества. Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник — его всегда отмечают 15 февраля.
На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.
По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».
Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства.
Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.
Сретение Господне. Джеймс Тиссо.
По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец. Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.
Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».
Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)
В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.
Сретение. Андреа Селести. 1710.
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».
В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь».
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.
Сретение. Рогир ван дер Вейден. Фрагмент
При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию
поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек.
В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать
празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия
действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено
всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году
установила торжественно праздновать Сретение Господне.
С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи»
(Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют
Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970
г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования
Господнего».
В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии,
посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и
очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день
после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник.
Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной
Марии, Громнииы) — так его называют католики.
Наш Богослужебный Устав — Типикон ничего не говорит о освящении
свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего
такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали
печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было
связано с переходом из унии населения областей Западной Украины.
Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня
перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда
митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий».
Для правки был в частности использован римский требник, в котором
подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас
латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря
Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в
помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи
освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого
водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии
на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи.
«Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком
языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и
получившего название «громницы».
Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут.
Симеон и Иисус. Автор: Шишкин Андрей Алексеевич.
Сретение. Автор: Андреа Селести. 1710
Встреча Симеона и Сына Божьего
Сретение Господне. Автор: Питер Кук ван Альст
Повествование продолжит рассказ митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) о Сретении Господнем:
|
</> |