С. М. Прокудин-Горский. Горы, покрытые пихтовыми лесами. 1910 год и 110 лет
picturehistory — 16.07.2020Южный Урал. Челябинская область. Ашинский район. Верхние луга возле города Сим.
С. М. Прокудин-Горский. Горы, покрытые пихтовыми лесами, близ Симского завода. 1910 год. Моя реставрация -
Кадрированный вариант -
2020 -
Фото без зума -
В 2016 году я уже предпринимал попытку попасть на Верхние луга, по быстрому на машине. Но оказалось что дороги сюда идут по высоким горам и глубоким логам, и по быстрому сюда можно лишь на вездеходе. Поэтому отложил поиск этих гор на неопределённый срок. Но недавно узнал, что через Верхние луга планируется постройка дороги в обход города Сим. Испугавшись что горы могут изменить до неузнаваемости, и точное место где был сделан этот снимок останется неизвестным навсегда, я запланировал себе, посетить это место при первой возможности, и такая возможность появилась в конце мая. Мои опасения оказались напрасны, фото сделано дальше того места где должна пройти дорога, и горы вполне могли подождать фотографа ещё лет сто. Но вот луга, на которых , вроде бы, раньше разводили лошадей, выглядят заброшенными, без следов домашних животных. Не знаю связано это с грядущей дорогой или нет, но без использования, думаю луга зарастут деревьями лет за десять.
Маршрут от ближайшей улицы -
Красная линия, мой путь, а синяя, путь предполагаемой в будущем дороги. На машине мы проехали три километра до развилки и там заночевали -
На утро, со свежими силами, пошли искать горы Горского. Прошли четыре километра, до брода, и не увидели ни одной похожей горы! Расстроенный поворачиваю назад, и вдруг , вот она! Подкралась со спины, стоит ни чуть не изменившись за сто лет, даже дорога в том же месте! Только видно дорогу хуже, заросла, всего одна машина проехала по ней в этом году. Дорога -
Раньше сюда была нормальная дорога по берегу Симского пруда. Доменная гора со стороны пруда 1930-е -
Судя по столбам, Верхние луга даже были электрифицированы! Видимо там было большое животноводческое хозяйство. В 1973 году, в конце этой Доменной горы, построили новую плотину, уровень воды поднялся, местами подтопив дорогу. А так как плотина шибко охраняется, въезд на эту дорогу запретили и Верхние луга оказались отрезанными от мира. Современная дорога, крутой объезд, ещё более крутого участка -
От когда то большого хозяйства осталось всего два домика -
Вскоре, над левым домиком должна пройти эстакада новой автодороги, сможет ли он это пережить? Домик с зумом -
Брод, конец маршрута, правый берег реки Сим -
Где то там, в пятнадцати километрах выше по течению, Игнатьевская пещера и сухая долина, река Сим уходит под землю, а потом выходит из под скалы. Возможно туда возили Горского, но фотографий не сохранилось.
Дорога на левом берегу -
Позади точки съёмки, как бы тупик -
Луга заканчиваются на этом берегу, но продолжаются на противоположном. Дороги уходящей в реку через кусты совсем не видно, брод в этом году ещё ни кто не покорял. Слева, крутая цветущая гора -
Цветы на вершине -
На дороге есть оборудованная столиком зависалочка, с прекрасным видом на город Сим -
В сухую погоду до этой площадки можно добраться и на обычном автомобиле, крутые спуски начинаются дальше. Панорама с этого места -
На переднем плане Симский пруд, в центре которого возвышается Заводская-Жукова шишка, за ней видна Доменная гора.
Панорама Верхних лугов -
Где то там внизу, перед горами, скоро должна пройти эстакада автодороги. Когда мы были внизу, справа, где то меж гор что на фото, постоянно было слышно пение пилы и грохот падающих деревьев. Возможно уже вырубают просеку для дороги, а может и чёрные лесорубы.
В зарослях разделяющих лужайки прячется ручей Песочный. Брод через ручей -
Забытая косилка с гужевым приводом -
Просто дерево -
Дерево и скала -
Не заросший берег реки Сим на пастбище -
Незакреплённый деревьями берег, размывает с каждым паводком -
На берегу из под ног выскочила приличная змеюка, и типа спряталась -
Возможно обычный Уж, не успел разглядеть.
Так же спугнули пару цапель -
Вначале подумали, аисты, но сделав круг они пролетели над нами уже со сложенными шеями, как у цапли.
Сосна здесь цветёт необычно красным цветом -
Непривычные цветочки -
Прогулка заняла у нас шесть часов, хотя по карте мы прошли всего восемь километров. Я конечно ходок от первой буквы Х, и в нормальном темпе хватило бы и трёх часов. Но и их кажется много. Постоянно замечаю, что в горах, реальный путь неожиданно оказывается в два три раза больше пути проложенного на плоской карте.
На дорожку посидели на разбитых саночках, ручной работы без единого гвоздя -
И стали спускаться с гор в суетливую жизнь -
Направление съёмки на карте -
На Яндекс карте -
https://yandex.ru/maps/-/CCQlMZtpGC
На Гугл карте -
https://goo.gl/maps/r9jCKNpB2oFHRPmL8
На Паствью карте -
https://pastvu.com/p/1153876
Симская история.
1759 - На реке Сим основан Симский завод, симбирскими купцами-заводчиками братьями Иваном Борисовичем, Яковом Борисовичем и Петром Борисовичем Твердышевыми, вместе с Иваном Семёновичем Мясниковым по Указу императрицы Елизаветы.
1761 - На Симском заводе получено первое железо, из чугуна привезённого с Юрюзанского и Катав-Ивановского заводов.
1762 - Построена каменная церковь Димитрия Солунского.
1774 - Завод, фабрика с плотиной, церковь и заводское селение были сожжены. Отряд башкир-повстанцев во главе с пугачёвским полковником Салаватом Юлаевым и его отцом Юлаем Азналиным напал на Симский завод. Было убито около 60 заводских служителей, работных людей и крестьян. Нападение произошло из-за того, что земли, на которых его построили, 15 годами ранее были отчуждены у семьи напавших башкир.
1777 - Завод восстановлен после пожара.
1780 — Получен первый чугун, отлитый в домне.
1821 - Капитально перестроена церковь Димитрия Солунского.
1893 - На Симском заводе начато производство стали мартеновским способом.
1895 - Начала работать первая публичная библиотека.
1898 - Открыта низшая ремесленная школа на 40 учащихся.
1897 - Построен народный дом общества трезвости с библиотекой, буфетом, драматическими кружками.
1898 - В 9 км от Сима была проложена железная дорога Самара — Златоуст. Это резко отразилось на экономике завода и поселения. От Сима до станции Симской была построена конная железная узкоколейная дорога.
1903 - На Симском заводе родился Курчатов Игорь Васильевич, родоначальник советской атомной бомбы.
1903 - В посёлке начали действовать первые революционные рабочие кружки.
1910 - Сим фотографировал Прокудин-Горский.
1913 - Начато производство сельскохозяйственных машин и орудий.
1914 - Завод перешёл на производство предметов вооружения.
1917 - Симский завод национализирован советской властью.
1924 - Симский завод вошёл в состав Миньярского района Уральской области.
1928 - Завод Сим переименован в рабочий посёлок.
1929 - Закрыта церковь Димитрия Солунского, венчания сломаны. Использовалась как пожарная часть, столовая.
1934 - Рабочий посёлок Сим переместился из Минньярской в Челябинскую область.
1935 - Завод переименован в Симский обозный завод. Основной продукцией завода были пароконные хода, санитарные и пулемётные двуколки, кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы.
193? - Построена дорога М-5 «Урал»
1941 - В Сим эвакуированы московские агрегатные заводы № 132 и 444, на базе которых образован Симский механический завод № 132. Начался выпуск агрегатов для самолётов.
1942 - Рабочий посёлок Сим, стал городом.
1944 - Основан Симский механический техникум.
19?? - Построена кирпичная заводская труба.
1973 - Построена новая плотина, пруд отступил от завода.
19?? - Построена ретрансляторная вышка на Шелывагиной шишке.
1976 - Завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
19?? - Построена большая заводская труба.
1992 - Церковь Димитрия Солунского возвращена верующим.
2004 - Утверждены флаг и герб города Сима, а Шелывагина шишка стала памятником природы.
Симский механический завод -
https://arhistrazh.livejournal.com/149353.html
Ураловед.Река Сим.
https://uraloved.ru/mesta/chelyabinskaya-obl/reka-sim