С кем воевали советские летчики

топ 100 блогов mikle106.08.2010 Об этих асах ходит много слухов и выдумок. Одни их прославляют, другие проклинают. Сегодня только об одном из них - о Хартмане. 352 сбитых им самолета вошли в книгу Гинесса, 347 он признал во время суда (прямо скажу - позорного суда) над ним.
Для тех же, кто пытается сравнить мастерство Хартмана и Кожедуба напомню: Хартман совершил почти полторы тысячи боевых вылетов и провел более 800 боев, Кожедуб - 330 вылетов.
92.43 КБ
А пока предоставлю слово профессионалу:
В 1945 году наш 176-й гвардейский Проскуровский полк, поспевая за наступлением наземных войск, занимал очередной аэродром, когда там еще сутки назад были немцы. Еще столовая пахла тмином, а в помещениях летного состава находилась полетная документация, газеты и журналы.
   И вот в апрельском номере газеты «Люфтваффе» я нашел маленькую заметку с фотографией, где говорилось, что майор Хартман сбил 303 самолета противника.
   Я был удивлен, что такое событие отмечено столь скромно. У наших асов — Кожедуба и Покрышкина — было 62 и 59 сбитых самолетов. У англичан и американцев еще меньше.
   Я стал делиться недоумением, но замполит посоветовал мне не поднимать этот вопрос. С 1945 года, несмотря на предупреждения замполита, я искал ответ на свое недоумение и собирал весь возможный материал.
   Итак, по официальным данным, у Эриха Хартмана было 352 сбитых самолета. Эта цифра вошла в книгу рекордов Гиннеса. За Хартманом следует Герхард Баркхорн — 301 и Гюнтер Ралл — 275 сбитых самолетов. Как я уже сказал, в апреле 1945 года в немецкой газете была цифра 303. Но 303 или 352 — неважно.
   Обе цифры требуют объяснения.
   Биография и боевой путь Эриха Хартмана написаны американскими авторами Толивером и Констеблем в книгах «Белокурый рыцарь Германии», «Хроника побед Эриха Хартмана», «Немецкие летчики-истребители, асы 1939—1945 годов». С несколько измененными названиями эти книги неоднократно издавались в Германии.
С кем воевали советские летчики http://allaces.ru/ge/pil/hartmann/hartm05.jpg Эрих Хартман со своим механиком Хайнцем "Биммелем" Мертенсом (Heinz Mertens)

   Удивительно, что немцы отдали монополию на книгу о своих национальных героях американцам. Из этих книг по всему миру разошлись цифры побед немецких асов. Однако никаких ссылок на документы, на объективные подтверждения этих цифр в книгах нет. Книги эти изобилуют грубыми ошибками и выдумками, говорящими о полном незнании автором условий и реалий советско-германского фронта. На них печать холодной войны. Источник эти книги — очень сомнительный.

С кем воевали советские летчики Гитлер вручает Рыцарский крест Эриху Хартману.


   Но есть немецкие сведения о методах подсчета воздушных побед во второй мировой войне. Для регистрации победы в Люфтваффе требовались следующие документы:
   1. Доклад летчика о времени и месте боя.
   2. Подтверждение участника боя.
   3. Рекомендация командира эскадрильи.
   4. Подтверждение наземных свидетелей, видевших бой или останки сбитого самолета.
   5. Пленка кинофотопулемета, подтверждающая попадание в самолет.
   Первые три свидетельства исходят от так или иначе заинтересованных лиц и не могут доказать сбитие. Пленка кинофотопулемета также не может доказать сбитие. Она фиксирует выстрел в направлении противника. Если даже снаряды попали в цель, то результаты попадания будут видны не мгновенно; обычно они появляются после того, как атакующий прекратил стрельбу и отвернул от цели.
   Во второй мировой войне сбито тысячи самолетов, а кадров, фиксирующих значительное разрушение цели, имеется не более десятка. Во всех кинохрониках приводятся одни и те же кадры.
   В нашем 176-м Проскуровском полку на всех самолетах были установлены фотокинопулеметы, и мне известны их возможности и разрешающая способность.
   Ни одного кадра, сделанного Хартманом, в книгах Толивера и Констебля нет. Даже те четыре, что приведены, не говорят о том, что снаряды достигли цели. Наиболее надежным подтверждением сбития являются показания наземных свидетелей и обломки упавшего самолета. Но как можно было реализовать эти доказательства в условиях советско-германского фронта? Вот примеры для иллюстрации.
   В сентябре 1942 года под Сталинградом был сбит сын члена Политбюро летчик-истребитель Владимир Микоян, а в марте 1943-го та же участь постигла Леонида Хрущева.
   Поскольку пленение в июле 1941 года Якова Джугашвили вызвало нежелательный политический эффект, верховная власть потребовала подтверждение гибели обоих. Для этого были использованы неординарные силы и средства. Однако ни останков самолетов, ни тел летчиков обнаружить не удалось. Только позже стало известно, что в плен они не попали. Практически невозможно было обнаружить самолет, упавший в лесном массиве или в море.
   Многие самолеты были сбиты немецкими асами методом свободной охоты за линией фронта. Естественно, что всякое подтверждение при этом исключалось, особенно когда немецкая армия отступала. Даже попадание снаряда в самолет еще не сбитие.
   Такие самолеты, как Ла-5, Ла-7, ЛаГГ-3, Ил-2, были очень живучи. Будучи пораженными в бою, они могли возвратиться на свой аэродром и после кратковременного ремонта снова вылетали в бой.
   Из сопоставления послевоенных работ советских и немецких историков видно, что немцы завышали наши потери в самолетах в два-три раза. Так откуда же появились подтверждения двух и трех сотен побед немецких асов? Нет! Все-таки девки щенков рожать не могут.
   Книги Толивера и Констебля — типичные документы холодной войны. Там приведен такой эпизод.
   Советский летчик, сбив «мессершмитт», увидел, что немецкий летчик сумел сесть и пытается укрыться. Тогда наш сел рядом, поймал беглеца и задушил его своими руками. Названо имя нашего летчика: дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков. Мне приходилось встречаться с Владимиром Дмитриевичем и обсуждать с ним книгу. Он был очень огорчен такой клеветой на него.
   С подачи Толивера и Констебля немецкий ас — белокурый рыцарь, а советский — зверь и варвар. Хотелось бы поверить, что сюжет о Лавриненкове подал Толиверу и Констеблю не Хартман. По мере того, что я узнавал, у меня складывалось о нем хорошее впечатление.
   Он начал летать на планерах в возрасте 10 лет. В 16 уже был инструктором планеризма. Затем летная школа и учебная эскадрилья. Осенью 1942 года двадцатилетний Хартман прибыл на Восточный фронт. Начало боевого пути было не вполне удачным.
   Первый же бой кончился вынужденной посадкой и ранением. Но опыт пришел быстро и ознаменовался многими победами. Он становится одним из результативных летчиков одной из самых результативных гешвадер (по количеству боевых единиц — аналог нашей дивизии).
   Но победы даются нелегко: он восемь раз покидал свой «мессершмитт» с парашютом и еще несколько раз совершал вынужденные посадки. Это говорит об очень напряженной боевой работе.
С кем воевали советские летчики http://allaces.ru/ge/pil/hartmann/hartm13.jpg Эрих Хартман с английским асом Дугласом Бейдером (Duglas Bader)

   Однако злоключения Хартмана не кончились войной. Оказавшись в советском плену, он был судим и приговорен к 20 годам исправительных лагерей, как сказано в деле № 463 Главной Военной прокуратуры, «за нанесение ущерба советской экономике, выразившейся в уничтожении 347 самолетов». Разумеется, жрецам фемиды Вышинского не пришло в голову проверять цифру 347. Они получили ее из показаний Хартмана. Он по наивности думал, что победившая сторона оценит его воинскую доблесть.
   Вот это-то осуждение и приговор и послужили для западной прессы и историков убедительным подтверждением числа его побед, раз это признало советское правосудие.

Эрих Хартман.
   В 1949 году Хартман снова предстал пред судом. Его из лагеря военнопленных перевели в камеру-одиночку новочеркасской тюрьмы. Эта акция вызвала со стороны военнопленных активный протест, а Хартман и еще 15 офицеров предстали перед военным судом в Ростове-на-Дону. Кроме организации беспорядков, им инкриминировали разрушение советских населенных пунктов во время войны.
   Есть свидетельства, что подсудимый держался достойно, ни в чем себя виновным не признал. Обвинение в уголовном преступлении считал для себя позором и просил его расстрелять. Еще он сказал, что если бы в немецком плену оказался Покрышкин, то к нему отнеслись бы как к герою.
   После этого выяснилось, что Хартман и Покрышкин воевали в одних местах и даже встречались в воздухе. Немцы знали имена и радиопозывные наших асов и по радио предупреждали, что они в воздухе. В наших ВВС это не практиковалось и поименно сильнейших противников наши летчики не знали. Хартман очень высоко отозвался о Покрышкине и сказал, что дважды отклонился от боя с ним.
   Разумеется, судить воина проигравшей страны за то, что он хорошо воевал, — произвол и нелепость. Второе позорное судилище прибавило к двадцати годам еще пять. Но в 1955 году в связи с изменением международной обстановки все немецкие военнопленные были отпущены на родину, в том числе и Хартман.
   Конечно, нам, россиянам, стыдно за допущенную несправедливость и произвол к немецкому асу, но такая же несправедливость была проявлена ко многим советским воинам-победителям. Вспомним хотя бы о воинах, освобожденных из немецкого плена и сменивших немецкий лагерь на отечественный — советский, или судьбу Юрия Гарнаева.
   Наверное, пора бывшим противникам поговорить друг с другом без ожесточения военного времени и без посредничества волонтеров холодной войны вроде Толивера и Констебля. О немецких асах есть что сказать помимо негативного отношения к цифре 357. Отрицая ее, все же следует признать, что Хартман — наиболее вероятный кандидат на звание самого результативного летчика-истребителя второй мировой войны. Он лидер среди асов Люфтваффе, а они, вероятно, могли иметь личные счета побед более высокие, чем счета асов союзников. Для этого были объективные причины.
   Так, некоторой части летчиков Люфтваффе представлялась возможность действовать в привилегированных условиях. Они сами выбирали выгодное для себя время и место боя и имели право не вступать в бой, избегая излишнего риска.
   Нашим летчикам-истребителям такие возможности не предоставлялись. Хотя во второй половине войны в ВВС стали практиковать свободную охоту и были сформированы полки асов, но все это было в малых масштабах. Главными задачами истребителей было прикрытие наземных войск и сопровождение штурмовиков и бомбардировшиков.

А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания»

Намного подробнее и с большим количеством фото по ссылкам и здесь: feragusta.ru/

И номер два - Barkhorn . 301 сбитый. Обратите внимание на выписку из его летной книжки, на даты и типы сбитых самолетов, сколько там Як-3 и Ла-5. К сожалению объем слишком велик, поэтому только ссылка: www.luftwaffe.cz/barkhorn.html
С кем воевали советские летчики 447 x 640 (@74%)" />
Lt. Gerhard Barkhorn, еще в составе 4./JG 52 и его Bf109F-4 wnr.13388 "белая 5", июнь 1942 года, на хвосте отметки 26 побед.

Противник был более чем достойный.



http://www.luftwaffe.cz/barkhorn.html
http://www.testpilot.ru/review/ppt/aces.htm
http://reibert.info/forum/showthread.php?t=26746
http://kalte-winter.livejournal.com/10240.html#cutid1
http://allaces.ru/ge/pil/hartmann/hartm13.jpg
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ge/pil/hartmann/foto.dat
http://www.hrono.ru/biograf/bio_h/hartman.html
Использован материал Энциклопедии Третьего рейха - www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm 
http://feragusta.ru/?cat=8

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Творческая мысль украинской политической элиты не дремлет. Для процветания новой Украине, как выяснилось, нужно немного. Нет, это не окончание гражданской войны и не социальные и экономические реформы. Украина станет великой и свободной, когда будет сажать внутри страны на срок до ...
Ассинибойн, Канада. ...
New Hardcore Konvent 3.0   Хотите ли Вы окунуться в чарующую атмосферу фестиваля фейерверков? Тогда добро пожаловать на третий краснодарский аниме-фестиваль! NEW! Прекрасные “огненные цветы” живут мгновения и распустятся лишь в этот день и только ...
Новая Кабау . Странный ты зверек, Уэслик. Где твоя нынешняя жена? Где ты взял эту странную женщину и где черт побери Иоланте? Я уже начала привыкать к ней, как к плохой погоде. Что у нее за шляпка с черной  вуалью?  С чего вдруг  траур, ...
Периодически наблюдаю очень странный кортеж. Странный - в плане поведения. Впереди едет машина ДПС (спецбат), за ней джип Мерседес ФСО с мигалками, за ним лимузин Пульман, а потом две замыкающие. Ездят они из Рублевки, но если там для них дорогу ...