С ЧЕГО НАЧАТЬ СЛУШАТЬ ДЖАЗ
bocharoff — 25.09.2012 10 стартовых джаз-пластинок, чтоб не клонило в сон и не тошнилоСогласно моим самым субъективным в мире подозрениям, современные люди отказывают себе в джазе не потому, что он скучен, старомоден или неприятен. А тупо потому, что не знают, с чего начать.
Вот представь, будто ты никогда в жизни не имел дела с картофолем, понятия не имеешь каков он на вкус. Собираешься приобщиться к картофельной культуре, берешь тележку, идешь в супермаркет - а там пятнадцать рядов стеллажей этого проклятого корнеплода. И жареная, и пареная, и сырая, и молодая, и в чипсах, и в кубиках, и фри и даже пирожное с названием "Картошка". И вот что брать? Невольно плюнешь и пойдешь в отдел водки, как обычно.
Первая джазовая пластинка была записана в 1917 году. Число джазовых музыкантов исчисляется тысячами. И что самое страшное - у каждого в дискографии по 30-60 пластинок. Здесь я могу пуститься в нескончаемое словоблудие о разнообразии джазовых стилей и необходимости иметь дома хотя бы килограмм двадцать джазовых дисков, но нам пора переходить к делу. Я тупо отобрал ровно десять дисков, которые тебе помогут так или иначе протиснуться в джаз-клуб в одну из открытых дверей.
A. САМЫЙ ЛЕГКИЙ ДЖАЗ
Glenn Miller Orchestra
In the Digital Mood 1983
Мелодии оркестра Гленна Миллера под нос каждый горазд насвистывать. Но вот слушать эти записи в оригинале - испытание специфическое, т.к. качество звука в те времена было устрашающим (напомню, что самолет с Миллером был сбит над Ла Маншем в 1944).
В 1983 году ради пиара новорожденной CD-технологии, был собран оркестр, имитирующий "тот самый вкус", после чего главные хиты Гленна Миллера пошли в продажу в цифровом формате с блистательным качеством. Как некоторые люди живут без этой пластинки - ума не приложу.
слушать: Little Brown Jug 3:09
Stan Getz & Joao Gilberto
Getz/Gilberto1963
Так называемый "латинский джаз" - невероятно распространенный, и самый, наверное, легкоусваиваемый джазовый жанр. Вряд ли мы найдем человека, у которого возникнуть от него аллергия. Вот эта работа столпов жанра Стэна Гетца и Жуана Жилберту содержит почти самый затасканный джаз-хит все времен ("Девушка с Ипанемы"). Плюс укомплектована невероятно изящным материалом, за который не стыдно и любителям джаза посерьезнее.
Если эта пластинка тебя не пробьет, с великой долей вероятности можно утверждать, что джаз для тебя потерян.
Doralice 2:46
B. КЛАССИЧЕСКИЙ ДЖАЗ
Louis Armstrong & Duke Ellington
The Great Summit 1961
Для большинства обывателей Армстронг - это такой простуженный певец, будто косящий под Тома Уэйтса и записывавшийся с Эллой Фитцджеральд. В реальности Армстронг в первую очередь именно трубач. Не говоря уже о том, что он был мощнейшим двигателем джаз-прогресса и ключевой фигурой в популярной музыке первой половины XX века. Так же, как The Beatles - во второй.
Если тебя его труба мало беспокоит и хочется тупо песен - то хватит его альбома госпелов "Louis and the Good Book" (1958). Если же хочется и того и другого, и побольше - то вариантов тьма, но оптимальным представляется вот этот блюзовый документ единственной встречи Армстронга и Дюка Эллингтона в присутствии свидетеля-магнитофона.
It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing) 3:59
Django Reinhardt & Stephane Grapelli
The Ultimate Collection 1935-1940
Французский цыган Джанго Рейнхардт - для гитаристов всего мира
это нечто совершенно невообразимо громадное, яркое и недосягаемое.
Джими Пейдж как-то признался, что не представляет, сколько часов в
день надо играть ежедневно, чтобы достигнуть уровня великого
Джанго.
Самое замечательное в записях Рейнхардта (в первую очередь речь о
его совместных работах со скрипачом Стефаном Грапелли) - они
по-цыгански задорны и совершенно не утомительны.
Создавалась эта музыка в те времена, когда долгоиграющих альбомов
практически не было, потому Джанго вполне можно изучать по
сборникам типа этого. Если же тебя пугает мутный звук тридцатых
годов, попробуй приобщиться к музыке Рейнхарда через последователей
- подойдет альбом "Djangologists" (2011) от блистательного The
Rosenberg Trio.
Daphne 3:08
Count Basie
The Complete Atomic Basie 1957
Название и обложка говорят само за себя - это очень и очень
взрывной и зажигательный джаз. Оркестр Каунта Бейси вообще не в
состоянии испортить своей музыкой первое впечатление от джаза. Эта
классическая и всеми любимая пластинка также известна под
названиями "The Atomic Mr. Basie" или "E=MC2".
Whirly-Bird 3:51
Oscar Peterson
My Favourite Instrument 1968
Оскар Питерсон - даже не пианист, а, скорее, пулеметчик. Завистники
и зануды все жаловались: там где у нормального джаз-пианиста
играются две ноты, у Оскара - десятки. Чтобы понять суть изречения,
будет верным ходом послушать его версию джаз-стандарта "Caravan",
записанную вместе с Диззи Гиллеспи.
Что касается долгоиграющих работ Питерсона, обычно все для старта
рекомендуют "Night Train" (1962) Oscar Peterson Trio, но я бы пошел
наперекор традиции в данном случае, и посоветовал его первую
сольную пластинку "My Favourite Instrument". Когда нет оркестра его
пулеметные очереди кажутся еще более искрометными. И здесь лучше
удается сосредоточение в местах, где хочется немного
угомониться.
Someone to Watch Over
Me 4:20
C. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДЖАЗ
Miles Davis
Kind of Blue 1959
В начале сороковых годов, стараниями Чарли Паркера, Коулмэна
Хокинса и Диззи Гиллеспи появилось новое музыкальное течение -
бибоп, и с этого момента джаз стал расслаиваться на "народный" и
"интеллектуальный", для утонченной публики с претензией.
Кстати, в современном джазе интеллектуальная ветка доминирует, но
основные событие в ней свершились на стыке 50-х и 60-х годов.
В частности в 1959 году мир впервые услышал "Kind of Blue" - одну
из первых и самых знаменитых работ в стиле "модальный
джаз". Сразу предупреждаю, что проникновение в это
произведение требует от слушателя определенной сосредоточенности и
некоторой подготовки. В противном случае она - нет, конечно, не
отпугнет - но не раскроется вовсе. Если говорить рок-терминологией,
то это нечто вроде классики прогрессив рока в джазовых сферах. Да,
существует информация, что это самая продаваемая джаз-пластинка
всех времен.
So What
9:25
John Coltrane
A Love Supreme 1965
Это еще интереснее. Пластинка из разряда "если ты хочешь иметь дома
лишь один джаз-альбом. то это должен быть он!". Вершина
спиритуального джаза, бесконечно глубокая и красивая музыка,
которую можно слушать и разумом, и телом, и сердцем. В зависимости
от настроения - порознь или одновременно.
Если опять пользоваться рок-аналогиями, то "A Love Supreme"
Колтрейна в джазовой иерархии занимает примерно то же место, что и
"The Dark Side of the Moon" в музыке нашей с тобой эпохи.
Part 1 -
Acknowledgement 7:43
Charles Mingus
Mingus Ah Um 1959
Один из великих джазовых контрабасистов, Чарльз Мингус пришел к
тебе чтобы доказать - умный джаз не обязан быть скучным, грузить
нравоучениями и парить мозг. "Mingus Ah Um" в сущности своей
серьезен и мудр и в чем-то даже грозен, но со стороны он выглядит
старым добрым дружелюбным, заводным и всеми любимым джазом.
Fable of Faubus
8:14
D. ДОЛБАНУТЫЙ ДЖАЗ
Ornette Coleman
Ornette! 1962
В маниакально-психопатических областях джаза я могу копаться
бесконечно. Даром, что их навалом - экспериментальный, авангардный,
и в первую очередь - фри-джаз (обычно все это играется
одновременно). Другое дело, тысячу раз стоит подумать, прежде чем
рекомендовать кому-то хоть одну пластинку.
Шизанутых работ хватает даже у таких титанов, как Джон Колтрейн, но
ключевая фигура в авангардно-экспериментальных полях - это,
конечно, саксофонист Орнет Коулмэн. Для старта этот альбом,
наверное, идеален - здесь совсем уже не осталось каких-то
компромиссов, как на более ранних пластинках, при этом он
слушабелен и все еще принадлежит золотой эпохе Коулмэна. А если
перестать умничать и сказать откровенно, по-рокерски - то это
просто очень скоростная и угарная пластинка от начала до конца.
W.R.U. 16:29
|
</> |