Русский Север: Онега, Пинега, Мезень (вводное)
kuba — 18.09.2024 Традиции проводить большой летний отпуск на Русском Севере мы не изменили и в этом году. Сосредоточиться решили на Архангельской области, но по пути "зацепили" также несколько районов Вологодской и совсем краешком - Карелию. Максимально старались не разбрасываться, но все равно пробег составил более 6 тыс. км. Маршруты наши пролегали между Онежским озером на западе, Поонежьем и Кенозером на юге, берегами Пинеги и Мезени на севере и востоке. Каких-то принципиально новых регионов в этот раз мы в Архангельской области не посещали - практически везде бывали ранее. К тоу же, чем глубже мы исследуем эти места, тем дальше приходится забираться в поисках новых объектов - тем не менее, они каждый раз находятся. А вот в Вологодской области мы сосредоточились на тех районах, которые ранее не считали интересными с точки зрения туризма.Первую часть более чем двухнедельного путешествия нам несколько раз пыталась испортить погода. Пару раз ей это почти удалось, но планы свои мы все равно выполнили. Потом потихоньку погода стала исправляться - и к концу уже в Вологде нас нагнала настоящая совсем не северная жара.
Сойдя с поезда в Череповце, я встретилась с В - и дальше мы, не теряя времени, начали наше путешествие. В первый день долго добирались до Кенозерского парка, где провели следующий пару дней. Первый из них был потрачен на поездку в Заволочье (закрыть должок прошлого года), а во второй взяли катер и покатались по часовням, в изобилии разбросанным по берегам Кенозера. Да, несмотря на то, что в Кенозерье я была в третий раз (а В - в восьмой!), новых для нас часовен набралось здесь и в этот раз на трехчасовую поездку.
С берегов Кенозера мы совершили бросок на берега Онежского, зацепив краешком Карелию, где у нас был запланирована водная поездка на Лукостров. Сейчас он забыт Богом и людьми и необитаем, но когда-то был частью торгового пути. От тех времен сохранились остатки монастыря: руины деревянной ... церкви, опасно наклонившаяся колокольня и фрагменты деревянной ограды с торговыми лавками в ней.
Вернувшись в Каргополь, на следующий день начали наш долгий путь на север области, где на глухих берегах Пинеги и Мезени должна была пройти самая трудная и самая интересная часть путешествия. Но сначала попытались попасть в деревню Подкарельская, стоящую на другом берегу реки Онега. К нашему удивлению, довольно быстро удалось найти лодку, с помощью которой мы переправились на нужный нам берег. Пара километров пешком - и мы у изящной часовни ... в, внутри которой даже скромное расписное небо сохранилось. В тот же день удалось также проехать по дороге на Закумихинскую, где в старинных деревнях отыскали несколько расписных изб, чьи фронтоны помимо традиционных растительных узоров были также украшены изображениями птиц.
Кенозерский национальный парк. "Небо" кон. XIX века в Введенской часовне дер. Рыжково.
Классический вид на Кенозеро от часовни Николая Чудотворца (II пол. XVIII в) в Вершинино - административном центре Кенозерского нацпарка.
Про часовню в урочище Яблонь-Горка неизвестно ничего - ни посвящение, ни время постройки. Очень "живой" интерьер часовни в дер. Глубокое озеро.
Кенозеро. Часовня Сошествия св. Духа (1905 г) в деревне Глазово.
Кенозеро. Вид с катера на церковь Ильи Пророка (1911 г) в дер. Ведягино.
Колокольня церкви Ильи Пророка на Лукострове (1841 г).
Скальные острова на Онежском озере
Расписной потолок часовни св. Духа в дер. Подкарельская.
Часовня Сошествия св. Духа (кон. XIX в). в дер. Подкарельская. Расписной дом кон. XIX в вдер. Горка.
А этот милейший лев живет на фасаде дома в деревне Савинская Плесецкого района.
Река Онега в деревне Гаврилово.
Поонежская деревня Ивановское.
Сектор "неба" церкви Михаила Архангела, написанного в 1840-х гг мастером из Мстёры. Платок золотого шитья из Каргопольского музея.
Каргополь. Вид с колокольни на собор Рождества Христова (1552-1562 гг).
Переночевав в Великом Дворе, добрались до Верколы, где поселились в уже знакомом нам гостевом доме. На Пинежье мы провели еще пару дней, полных удивительных открытий. Один день полностью ушел на поездку на т.н. "остров Пиринемь" (куст деревень, куда летом нет сухопутных дорог), где в живописных северных деревнях удивительным образом сохранилось несколько часовен XVIII века (весьма почтенный возраст для этих краев). Кроме того, здесь можно увидеть кладбище с уникальными каменными крестами с памятными надписями, стоящую на вершине холма деревню Высокая, а также умопомрачительные пейзажи долины реки Пинега.
Еще один "остров" на левом берегу Пинеги также летом доступен только паромом и состоит из деревень Кушкопала и Ёркино. Здесь нет интересных часовен, но сами деревни донельзя аутентичны. Особенно стоит отметить Ёркино: такого количества амбаров на ножках нам ранее нигде видеть не приходилось - здесь не только амбарные улицы встречаются, но местами стоят целые амбарные кварталы и городки.
Переправлялись на другой берег мы также в Верколе, но не ради Артемиева Веркольского монастыря, а для небольшого похода в урочище Ежемень, где недавно отреставрировали церковь Артемия Веркольсого (1876 г). Ну и по самой Верколе тоже погуляли немного, хотя здесь нам снова немного не повезло с погодой: полил дождь, скомкавший прогулку.
Вид на реку Пинега с высого берега в дер. Шотогорка.
Берег Пинеги в районе Пиринеми.
Шотогорка. Часовня Гергия Победоносца (1720-1730 гг, колокольня 1890 г)
Пейзажи в районе Чаколы.
Деревня Высокое расположена на вершине холма
Из деревни Высокая открывается очередной умопомрачительный вид на реку Пинега.
Вид на реку Пинега из деревни Труфанова. Внизу видна Крестовоздвиженская часовня кон. XIX в.
Печгора. Часовня Михаила Архангела также отличается почтенным возрастом (1720 г).
Чешегора - типичная пинежская деревня.
Кресты и могильные камни с надписями характерны для кладбища в деревне Чакола. Более нигде таковые в этом регионе не встречаются. Типичный амбар в деревне Ёркино.
В Ёркино встречаются целые амбарные городки - нигде столько амбаров мы ранее не видели.
Домов со взвозом на Пинежье сохранилось не так много - один такой попался нам в Верколе.
Долгая дорога из Верколы в Кимжу заняла у нас чуть ли не весь день (с небольшой остановкой в селе Кулой, где сохранилась соляная труба XIX в). Сюда мы приезжаем уже в третий раз, потому само село (одно из красивейших на Севере) подробно описывать не буду. Теперь наши цели здесь были куда более труднодоступны. В первую очередь, это живописнейшая деревня Кильце, которая также входит в ассоциацию самых красивых деревень России. Летом добраться сюда мудрено, но нам удалось. Кроме того, незапланированно удалось добраться в райцентр Мезень, который мы ранее почему-то игнорировали (а зря, хотя бы ради музея стоит туда поехать), а также отыскать дивный расписной поклонный крест у деревни Березник на Лешуконском тракте.
Поклонные кресты - важный феномен Мезенья. Традиция поклонения им здесь жива как нигде. Чаще попадаются кресты, покрытые надписями (как этот крест 1920-х гг в Доргорском). Реже - вот такие расписные кресты, какой мы увидели в лесу у деревни Березник (XIX в).
Соляная труба сер. XIX в вдер. Кулой. Охлупень с дома в селе Дорогорское.
Урочище Конещелье. Часовня Трифона Вятского (кон. XIX в).
Кони в деревне Совполье.
Река Кимжа и красивейшая одноименная деревня на ней.
Еще один охлупень (что ценно - с ушами) сохранился в деревне Козьмогородское.
Жителей села Дорогорское соведни называли "совами". В ознаменование этого у въезда в село поставили вот ткую симпатичную птицу.
А вот жителей Мезени дразнили "кофейниками" - причем кофе они имели привычку пить из самоваров! Отсюда этот знак на въезде в город.
Музей в Мезени довольно интересен. Вот одежда местного охотника, сильно напоминающая наряды ненцев. Деревянные тротуары в Мезени.
Берега Мезени в деревне Козьмогородское.
Вечерняя Мезень невероятно красива.
Поклонный крест у дома в деревне Печище.
Каждый дом в деревне Кильце каким-то образом украшен - и это придает деревне уникальный облик.
Несколько интересных мест посмотрели на берегах Северной Двины. Во-первых, это Куростров, известный как место рождения Михаила Ломоносова. Вроде бы от усадьбы отца ученого сохранился небольшой рыбный пруд, а рядом в здании школы XIX в работает музей. Но ограничиваться деревней Ломоносово здесь не стоит - на острове есть еще кое-что заслуживающее внимания.
Возвращаясь с берегов Мезени, задержались в Емецке, что позволило нам выделить время на поездку на пароме на другой берег Северной Двины в деревню Часовня куста Нижние Хврогоры, где сохранилась Георгиевская часовня XVIII в. Но и в соседние деревни наведаться не помешает - там тоже интересно.
Северная Двина в районе Великого Двора.
Поклонный крест XIX в в деревне Жучково. Музей в Ломоносово нас не слишком впечатлил, но несколько интересных экспонатов есть и там.
Для Холмогорского района характерны дома на высоком цоколе с мезонином с три окошка. Это деревня Пиньгиша.
Куст Нижние Хаврогоры на Северной Двине. Часовня Георгия Победоносца (1731 г) в деревне Часовня.
Пару последних дней поездки посвятили часовням Вологодской области - региона, который мы обычно смотрим урывками и набегами - по пути на более дальний Север. Так вышло и в этот раз - с тем отличием, что теперь объектам по пути удалось посвятить полных два дня. Сосредоточились на Верховажском, Сямженском и Сокольском районах, расположенных вдоль трассы М-8, где мы нашли некоторое количество деревянных часовен весьма характерного облика, которые условно можно назвать "верневажским". Но самой интересной оказалась совершенно нехарактерная для этих мест часовня Вознесения Господня в Гризино, выстроенной в русском стиле в 1895 г.
Пейзаж Верховажья в районе деревни Марковская.
Типичная верховажская часовня Ильи Пророка (кон. XIX в) в дер. Моисеевская.
Полуразрушенная часовня Флора и Лавра (I пол. XIX в) в деревне Афонинская. Часовня Николая Чудотворца в Малых Озерках (1890-е гг).
Принято считать, что в Вологодской области деревянных церквей много. Тем не менее, это не так. Редкий пример сохранившегося деревянного храма - церковь Рождества Иоанна Предтечи в дер. Никольская на берегу реки Пежма.
Мало в Вологодской области и традиционных северных изб. Вот редкий пример из деревни Средняя. Заметьте, что дом построен бугвой Г.
Полуразрушенная деревянная изба из деревни Малинник Сямженского района, украшенная красивой резьбой.
Часовни Сямженского района отличаются от верховажских. Но их сохоанилось еще меньше. Тихвинская часовня в дер. Малинник (кон XIX - нач. ХХ вв).
Гризино. Вознесенская часовня (1895 г).
Традиционно закончу вводный пост картинками характерных для Севера сущностей и привезенных домой сувениров - просто потому, что надо же куда-то эти картинки поместить. Но и практическая польза от них имеется: в наших испорченных цивилизацией краях многое из того, что для Севера привычно, уже давно забыто или, как минимум, непривычно. И если грейдера в Центральной России все-таки встречаются, то до ближайшего парома от Москвы километров 250-300, наверное. Да и морошка на наших болотах не встречается. А если что и встречаеся, то не в таких количествах.
Грейдер Прокшино-Солза когда-то был легендой. Сейчас его привели в порядок - теперь это заурядная северная дорога, каких тысячи и тысячи километров. Не скажу, что грущу по этому поводу.
Самый неприятный вариант дороги - плохо уложенные бетонные плиты. Если они не дублированы проезжим грейдером - совсем беда. К счастью, таких участков сейчас даже на печально известной дороге в Карпогоры осталось мало.
Грейдер на Мезень активно чинят - особенно в болотистой его части, где дорога периодически тонет...
Мостов на Русском Севере очень мало. Через Северную Двину их всего-то три: один в Котласе и два в Архангельске (на фото - один из них).
На самых оживленных дорогах летом новодят понтонные мосты. Понтон через Пинегу в поселке Ясный
Ну а там, где понтонов нет, выручают паромы. Их в этот раз на нашем пути в этом году было особенно много.
Такие таблички все чаще попадаются в деревнях и городах Севера. Ассоциация растет и крепнет.
Путешествовали мы в середине августа. На Севере в это время уже вполне чувствуется приближение осени.
Береза начинает желтеть постепенно. Очень красиво, но печально.
Морошку в августе можно купить только в собственном соку (сезон сбора окончен). Но все равно вкусно.
Морошка нынче недешева, но остаться без нее я не могла. Зато брусники в Вологде было полно - и отдавали за недорого
Самая вкусная черника попалась нам на "острове Пиринемь".
А малина - на Мезени (в более южный краях она уже перезрела).
Неожиданный сувенир - мезенский черный пряник.
Пекут его с жженым сахаром и продают только в Мезени. Вологодский мармелад из самых неожиданных ингридиентов.
Напрмер, с томатами...
но есть и более традиционный - с клюквой, например.
|
</> |