Русский мужик и царский указ
merkuiovv — 06.09.2021Простая вроде бы картина. Автор Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) вообще никогда не прибегал к сложной системе образов и уж тем более, к каким-либо аллегориям. Однако, тут всё далеко не просто. По крайней мере, нашему современнику с пробелами в историческом образовании будет сложно понять смысл произведения
С одной стороны — все просто и понятно. Крестьяне читают царский манифест об отмене крепостного права. Точнее не читают, а слушают. Читает единственно грамотный малец. Может из поповичей.
Но если приглядеться повнимательнее, то начинаются вопросы. Почему они похожи на заговорщиков? Зачем собрались в каком-то сарае, скрытно? Разве не читался тот же самый манифест вслух, в каждой церкви, да ещё и с крыльца помещичьей усадьбы? Чего же им ещё надо?
И ответы на эти вопросы как раз-то являются ключом к пониманию произведения. Разговоры о том, что будет «царская милость» шли уже давно. И вот, наконец, наступил долгожданный день. Манифест читали с помпой, в прощённое воскресенье. Только вот половину мужики и вовсе не поняли. Вроде бы какая-то воля. А земля, земля где?
Размер крестьянских наделов сократился где на 10, а где и на все 40 с лишним процентов, а размер платежей вырос в два раза (!) по сравнению с прежними временами. Умеют у нас «освобождать». Землю можно было «выкупить». Правда выкупные платежи были рассчитаны аж на срок до 1931 года. Во как «задолжали» крестьяне! И попробуй не внеси вовремя. Это тебе не нынешние времена с банкротством да коллекторами.
В общем, вместо земли показали мужику фигу. А идиоты-почвенники и сочинители сиропно-лубочных сказочек про «боголюбивый русский народ» стали писать о том, что по России прокатилась волна протестов против освобождения. Ага, мало того, что мужика ободрали как липку на несколько поколений вперёд, так ещё и недовольство этим записали в умилительную «любовь» русского народа к барской ручонке. Русский мужик до того хорош, что в отличие от бунтаря француза только и ждёт того, как бы после водосвятного молебна подольше на барина бесплатно поработать. В этом широта его характера и «традиционные ценности» проявляются.
Вот и пошёл среди мужиков слух, что манифест не настоящий. Настоящую царскую милость помещики-де подменили. Про это и картина Григория Мясоедова. Потому и выглядят мужики как заговорщики. Они всё пытаются найти, вычитать — где и как их обманули. Не может же быть, чтобы царь-батюшка земли не дал. Он ведь обещал!
Вот такая вот история про русского мужика, пытающегося внимательно вчитаться в царский указ и понять, где и как его надули.
|
</> |