Русский художник, о котором далеко не все знают и его удивительные картины.
artalebrio — 23.05.2023Борис Григорьев (1886—1939) — российский художник и график, замечательный портретист, про которого у нас далеко не все знают. В своё время советская власть очень постаралась, чтобы стереть его имя из истории искусства, как будто был человек и вот его не стало. Но про Григорьева истинные любители искусства не забыли, его творчество по-настоящему интересно и самобытно, полностью отражало все художественные течения того времени. Он писал картины в стиле авангардизма, но в отличие от многих других представителей этого художественного направления, его картины отнюдь не напоминают набор непонятных линий и клякс. Григорьев выработал собственную манеру написания портретов, которую трудно спутать с какой-либо другой. Сейчас за его работы платят немалые деньги, он один из самых дорогих российских художников конца XIX - начала XX века.
Об этом незаурядном человеке и расскажем в этой статье.
Борис Григорьев родился в Москве, но детство и отрочество провёл в Рыбинске. Отец работал управляющим банком и мог дать своему сыну вполне достойное образование. Мама — шведка по национальности, очень образованная и начитанная женщина.
Сам Боря был мальчиком очень непоседливым и хулиганистым. Неважно учился в гимназии, но зато умел отлично рисовать и уже в 11 лет был способен скопировать до мельчайших деталей любую картину. Но его отец не хотел, чтобы сын занимался «несерьёзными», по его мнению, художествами, а стал коммерсантом и банкиром. Потому Борису пришлось пойти учиться в Практическую академию в Москве, в которой он три года отучился без малейшего желания. Потом решил всё же её бросить и поступить в Строгановское училище. Там на него большое влияние оказал его любимый учитель Дмитрий Щербиновский. Именно он помог сформироваться Григорьеву как художнику, научил великолепно писать графические рисунки.
1907 году, закончив Строгановку, он переезжает в Петербург, учиться в Академии художеств. Проблема Григорьева была в том, что он никак не мог сформировать свой собственный художественный стиль. Но лиха беда начало. У Григорьева был безусловный художественный талант, а авторский стиль приходит с опытом и практикой.
Борис всерьёз интересовался русским фольклором и народными преданиями, создал немало иллюстраций по этой теме. В итоге постепенно появилась своя манера написания картин, в которой явственно проявлялась склонность художника к гротеску и гиперболе. Он не терпел сентиментальность и лакировку действительности, потому и писал так, как есть на самом деле, пытаясь докопаться в своих работах до сермяжной правды.
Но правда никому не была интересна, Григорьева побаивались и сторонились. Известный русский художник в то время Бенуа писал:
«Поведение Григорьева многих удивляло и шокировало, а его поступки шли вразрез со здравым смыслом».
Возможно, такое мнение сформировалось из-за склонности к театральности в поведение. Григорьев был большим поклонником театра, рисовал декорации, портреты актёров в гриме и образе. Впрочем, в этих работах любовь художника к гиперболе проявлялась в полной мере.
Свою первую персональную выставку картин и графических работ Григорьев организовал в 1909 году. Они пришлись по душе художественным критикам и публике, многие работы быстро раскупили, а художнику предложили сотрудничать с несколькими толстыми и солидными журналами — рисовать для них иллюстрации.
Григорьев всегда хотел побывать в Париже, который был тогда столицей мирового искусства. В нём творили десятки признанных гениев живописи и любой художник хотел пообщаться с ними, а в идеале взять несколько уроков мастерства. Наконец, благодаря финансовой поддержке отца, который всё же смирился с тем, что его сын уже не будет коммерсантом, Григорьев в 1913 году приехал в этот город. Пребывание в Париже было для Григорьева в высшей степени продуктивным — он ухитрился создать за четыре месяца свыше тысячи картин и рисунков. Писал виды этого города, характерные типажи его жителей.
Именно после поездки в Париж о Григорьеве заговорили как о серьёзном художнике. Критикам направилась его узнаваемая авторская манера письма, умение показать все особенности характера человека на портрете.
«Он пишет портреты словно скальпелем, вскрывая души позирующих ему людей» — писали о Григорьеве.
Уже не сам Григорьев, как в юности, пытался копировать стиль письма известных живописцев, а его копировали, пытались подражать, но копия всегда уступает оригиналу.
Григорьева всегда привлекали люди творческие, наделённые «божьим даром», по словам художника — знаменитые артисты, писатели, художники, скульпторы и прочие представители богемы. Он любил писать их портреты, а благодаря своей известности как «модного художника» и выдающегося портретиста проблем с поиском заказчиком вне было.
Однако сам Григорьев в своих работах никогда ничего не приукрашивал, рисуя внешность, характер и сущность человека такими, какие они были на самом деле. Его картины сочетали гротеск с внешним сходством рисуемого человека. Многим это не нравилось — кому приятно, когда все неприглядные черты видны как на ладони и ещё усилены гротеском, но Григорьев прямо говорил заказчику — или он рисует в своей манере или не рисует вообще.
Поднаторев в портретах, Григорьев начинает двигаться дальше — на сей раз к жанровой живописи. Известны два огромных цикла работ этого художника, над которыми он работал многие годы — «Лики России» и «Расея». В них художник зарисовал свои мысли о детских воспоминаниях, пути движения нашей страны после революции, сущности русского человека и его культуры.
Революцию 1917 года художник встретил с воодушевлением, но вскоре переменил своё мнение — слишком уж много неприглядного он видел. Окончательно разуверился в Советской власти он в 1919 году — Гражданская война, всеобщее обнищание среди творческой интеллигенции, невыносимые бытовые условия вынудили его перебраться в Финляндию, а затем в Берлин. Вот только в Берлине было не лучше, чем в Петербурге — местное населения после поражения Германии в Первой мировой войне было бедным, художественный рынок почти не существовал, и его работы были не востребованы — людям не на что было купить хлеба, где уж думать о портретах русского художника. Потому Григорьев перебрался в любимый им Париж. Там дела пошли лучше, картины художника раскупались, ему удавалось неплохо зарабатывать, в итоге спустя шесть лет пребывания во Франции он купил небольшой домик с участком, где обустроил свою мастерскую.
Годы жизни во Франции были самыми плодотворными для Григорьева. Его все называли «настоящим русским художником» и охотно покупали картины. А сам Григорьев был очень работоспособным живописцем, в день он мог написать несколько картин и рисунков, которые расходились по частным коллекциям и даже выставлялись в музеи.
Именно за рубежом Григорьев написал одну из своих лучших работ — портрет Максима Горького. Со свойственной ему беспощадностью и гротеском он изобразил Горького в образе кукловода, где куклами выступали персонажи его собственной пьесы «на Дне»
Был ещё и портрет Фёдора Шаляпина — великий певец возлежал в красном халате на кровати, но ни в коем случае нельзя было подумать, что он устал или болен. Так возлежит восточный падишах на своих подушках, во всём его образе чувствуется властность, довольство самим собой и осознание собственной значимости.
Григорьев за многие годы жизни за рубежом постепенно утратил реноме «загадочного русского художника», его картины стали воспринимать как часть мирового искусства, без разграничения на национальность. Русская самобытность уступила общечеловеческим ценностям.
Умер он в 1939 году, когда Григорьеву исполнилось всего лишь 52 года. Он был настоящим трудоголиком, пытался успеть везде — преподавал в своей школе искусств, рисовал иллюстрации и картины, много путешествовал и в итоге здоровье не выдержало такой нагрузки. А на все предупреждения врачей Григорьев говорил: «мне так много ещё нужно сделать и так много успеть».
Купить картины современных художников в различных направлениях можно на нашем сайте artAlebrio.com Приобрести понравившуюся картину в коллекцию или в подарок напрямую у художника.