
Русы на византийской службе


Со второй половины IX в. наемные отряды русов появляются в Константинополе, на службе у византийских императоров. Почет, который давало покровительство могущественного господина, и хорошее жалованье, выплачиваемое звонкой монетой, чрезвычайно ценились в «варварских» обществах. Столетие спустя русы уже считались традиционной и неотъемлемой частью византийской армии. Те из них, которые принимали христианство, зачислялись в императорскую гвардию. Трактат «О церемониях» Константина Багрянородного содержит описание приема в 946 г. тарсийских послов; охрана императора состояла тогда из «крещеных росов», вооруженных щитами и «своими мечами».
Византийцы называли русов «росами-дромитами», при этом относя их к «франкам». Термин «дромиты» произведен от греческого слова «дром» (δρόμος) – бег. Это прозвище русы получили по названию места, откуда в Константинополь прибыли первые «русские» наемники, – «Ахиллесов дром» («Бег Ахиллеса»). Со времен античности это было традиционное название современной Тендровской косы, находящейся в устье Днепра. По преданию, Ахиллес в поисках своей возлюбленной Ифигении прошел через него; согласно же Плинию, это было место, где Ахиллес упражнялся в беге. Уже Птолемей около 140 г. н. э. писал о тавроскифах как об обитателях окрестностей Ахиллесова дрома, а географ VI в. Стефан Византиец так и называл местных жителей – «Ахиллеодромиты». После того, как в начале IX в. здесь обосновались русы (те же «тавроскифы» в византийской традиции), Ахиллесов дром получил еще одно наименование – Rossa. Впоследствии название «росы-дромиты» было переосмыслено в духе «народной этимологии» и стало означать «росы-бегуны». «Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться [бегать]», – поясняет автор хроники Псевдо-Симеона (последняя треть Х в.).
Что касается причисления русов к франкам, то это лишний раз доказывает описанное ранее проникновение балтийской «руси» в Северное Причерноморье (см. Таврическая Русь). Для литературной традиции античности и средневековья было характерно распространять имя самого известного «варварского» народа на все племена данного региона. Вот и для византийцев IX–X вв. «франками» являлись все жители Северо-Западной Европы в силу того, что Византия имела крепкие дипломатические отношения с Франкским государством Каролингов, которое одно время распространяло свое влияние на земли поморских славян и дунайский «Ругиланд». Тут уместно заметить, что учёный франк IX—X веков действительно мог похвалиться происхождением от норманнов (на основании учёного мнения того времени о происхождении германцев из Скандинавии). Например, франкский поэт Эрмольд Нигелл (ок. 790 — после 838) говорит о датчанах (или «"норманнах", как часто их называют на франкском языке»), что они «красивы лицом, благородны осанкой и ростом велики. Легенда гласит, что от них происходит и франков род». Но обратная генеалогия — выискивание франкских корней норманнов — совершенно немыслима. Викинги нигде и никогда не называли себя людьми из рода франков.
Окончание статьи читайте в моём проекте Русское тысячелетие Х—XX.
Данный материал доступен без оформления подписки.
Подписка открывает доступ к архиву. Оформив годовую подписку, вы получаете скидку 20%, есть и другие интересные предложения.
Цикл Русское тысячелетие Х—ХХ обновляется не реже двух раз в неделю, материалы выкладываются в виде подкаста и иллюстрированной текстовой расшифровки.
Подписывайтесь, читайте/слушайте, комментируйте!
Мои книги