Раффельштеттенский таможенный устав — таможенный документ,
регулирующий пошлины в Баварской восточной марке. Издан королём
Восточно-Франкского королевства Людовиком IV между 904 и 906
гг.
Раффельштеттен — городок на Дунае, находился на территории
современной Австрии в нескольких километрах от города Линц (ныне на
территории населённого пункта Астен).
Документ, получивший в науке название «Раффельштеттенского
таможенного устава», представляет собой,собрание мытных
(таможенных) правил, которые охватывали Баварскую восточную
марку
Устав представляет исключительную ценность и для историка Руси, так
как содержит самое древнее из точно датируемых свидетельств о
международной активности древнерусских купцов. Характерно, что это
свидетельство происходит с территории баварского Подунавья, с
которым связан также и ряд более поздних данных о торговле с
Русью.
Несколько цитат из этого устава:
[Король Людовик утверждая постановления, принятые на
собрании восточнобаварской знати в местечке Раффелъштеттен,
восстанавливает таможенные порядки на востоке Баварии, как они
существовали во времена королей Людовика, Карломана и
прочих. Перечисляются свидетели. Разделы І-ІІІ: таможенные порядки
на рынке города Линца .]
[IV] Если же бавары (Bawari) и славяне (Sclavi) из сей
страны (ipsa patria) явятся в данную
местность для закупки продовольствия с рабами, или
лошадьми, или быками, или другим своим имением , пусть
покупают необходимое беспошлинно в любом месте данной местности,
где ни пожелают .
[V. О возах с солью на таможне в Энсе .]
[VI] Славяне же, отправляющиеся для торговли от руси (de
Rugis) или от чехов (de Boemanis), если расположатся для
торговли в каком-либо месте на берегу Дуная (Danubius) или в
каком-либо месте у реки Родль (in Rotalariis) или в Ридмархе
(in Reodariis) с каждого вьюка
(sogma) воска [вносят] две меры
(massiola) стоимостью и один скот
(scoti) каждая; с груза одного носильщика – одну меру
той же стоимости; если же пожелают продать рабов
(servi) или лошадей , на каждую рабыню (ancilla)
[пошлина] – одна тремисса (tremissa), столько же – на жеребца, на
раба – одна сайга (saiga) , столько же за кобылу. Баварам же и
славянам из сей страны, покупающим и продающим здесь, платить
ничего не требуется.
[VII-VIII. Устав возвращается к торговле солью: о кораблях с
солью, идущих далее на восток – в Маутерн или даже
Моравию.]
Откуда приходили в Траунгау «русские» купцы? Логика, контекст и
выразительные данные о прочных торговых связях Регенсбурга с Киевом
(см. Вкладная книга св. Эммерама, Житие св. Мариана, грамота
Оттокара IV 1191 г., грамота Леопольда V 1192 г., Торговый и
таможенный устав Леопольда VI 1198 г.) подсказывают, что из
Среднего Поднепровья. А с учётом того, что в уставе говорится о
торговле солью, то становится вполне понятно о ком идёт речь: "Тут
чумаки по сіль ходили на чумацький шлях поглядая"
Ну, или как вариант, норманны пересели с кораблей
на мулов и начали торговать солью, т. е. стали чумаками.
Получается, украинцы - это норманны!
Норманнист - горе для семьи, - Ломоносов