Розенкрейцеровы сонаты Крусанова
yu_sinilga — 13.05.2015 Взаимные френды мои знают, что я скиталась с фонарём среди бела дня, древлему оному Диогену уподобясь, ища человека: пролистывала опусы нашумевших дарований за последние пятнадцать лет, но не нашла искомого утешения. Плохо пишут ребята-самохвалы, лауреаты большой литературы, ай, как плохо!Заподозрила даже межгалактический заговор - сознательную игру на понижение. Раз место Эрэфии - где-то между Венесуэлой и Коста-Рикой, а не то - Боснией и Черногорией, так и с наследием ВРЛ должно быть покончено. Russia e paesi balcanici, угу.
Добралась до Павла Крусанова. Скажу честно: напрасно взялся за большую форму ярко одарённый рассказчик. Впрочем, роман я прочла один-единственный, расхваленный Прохановым и В. Бондаренко "Укус ангела", и эта вещь мне не понравилась. Я вижу подражание модному тогда и позабытому теперь Милораду Павичу (опять Балканы!), неодушевлённых персонажей, чьи зверства и совокупления менее интересны, чем жизнь и смерть кузнечиков.
Постмодернизм возвел в ранг литературы прямые заимствования и стилизацию. Читаю крусановские рассказы и вижу-слышу: вот интонации Олеши... а вот старик Набоков торопится с сачком... Сделано на совесть и читать приятно - мне, филологу-структуралисту-формалисту. Наибольшее удовольствие доставил рассказ "Мешок света", который всем рекомендую прочитать. Очень "петербургский текст", сработан тщательно.
По апокрифическим свидетельствам, первые в русской традиции (а более нигде и не было) упоминания о Мешке света как о чудесной субстанции, божественном даре небес приписываются Якову Брюсу. Причем упоминания были отнюдь не метафорического свойства – речь шла о предмете, коим Брюс располагал. Никаких письменных сведений не сохранилось – описаний феномена и рассказов очевидцев, лицезревших диковину, нет, как нет общепризнанного описания Эликсира – Камня алхимии. Однако легенда наделяла Мешок света свойствами могучими и весьма универсальными: владеющему им человеку он даровал на избранном поприще воистину демиургическую силу. Ученому он посылал озарение, пахаря жаловал тучной нивой, бред сумасшедшего претворял, молитву праведника направлял прямиком в уши Бога, ремесло возносил до искусства, падающего подталкивал, а художника наделял такой силой кисти, что холст излучал восторг даже с изнанки.
В целом крусановский метод: инкрустировать текст удачными фразами, развёрнутыми тропами. Заметна некоторая чрезмерность приёма. "Всё от головы, ничего от сердца".
В "Журнальном зале" автор представлен еще несколькими рассказами. "Глина", "Сотворение праха", "Царь головы", "Другой ветер". Советую прочесть, чтобы составить представление об интересном, профессиональном авторе на нынешнем безптичьи.
(А "розенкрейцеровы сонаты" гораздо увлекательнее писал Юрий Стефанов, но кто помнит его прозу, кроме узкого круга эзотериков...)
|
</> |