рейтинг блогов

Российско-американские сюжеты

топ 100 блогов alliruk04.12.2010 Сегодня поговорим об иеромонахе Илиодоре. Это известный церковный и политический деятель начала XX века, хорошо знакомый интересующимся историей Царицына: здесь прошла самая заметная часть его деятельности. Для незнакомых с ним - краткая биография:

Российско-американские сюжеты
Илиодор (Сергей Труфанов) (1880-1952)
 
Сергей Михайлович Труфанов родился в сентябре 1880 г. в хуторе Большом Мариинской станицы 1-го Донского округа области Войска Донского в семье дьякона. Окончив Санкт-Петербургскую духовную академию, постригся в монахи получив имя Илиодор; служил в сане иеромонаха в Волынской епархии.

В годы революции 1905 - 06 гг. был иеромонахом в Почаевской лавре; принимал деятельное участие в деятельности "Союза русского народа", а также в черносотенной печати - "Почаевском Листке", "Вече" и др.; устраивал митинги, на которые сходились значительные толпы народа; вел крайне резкую агитацию против евреев и инородцев вообще, против интеллигенции, с постоянными призывами к погрому; постоянно нападал на высших лиц на государственной и на церковной службе. Прибегая к крайним демагогическим приемам, говоря во имя интересов страдающего крестьянства, Илиодор приобрел значительную популярность в крестьянском населении. В 1907 г. Синод запретил ему литературную деятельность, но, пользуясь покровительством различных влиятельных лиц, он не подчинился этому запрещению и остался безнаказанным.

В 1908 г. переведен в Царицын на должность заведующего монастырским подворьем Царицынского мужского Святодуховского монастыря (более известного впоследствии как Илиодоров монастырь). Собственно, до сих пор стоящее в Волгограде здание монастыря было построено по призыву Илиодора "методом народной стройки". Кроме стен, его почитатели нарыли в земле огромного количество "пещер", о которых до сих пор рассказывают легенды.
Российско-американские сюжеты
Илиодор на территории монастыря

Здесь деятельность его, под покровительством саратовского епископа Гермогена развернулась еще шире.

Он обращался с зажигательными речами к верующим, клеймил государственные порядки, чиновников, судей, интеллигенцию, называл их врагами русского народа. Именовал себя "верноподданным работником-миссионером". Яростно обрушивался на Л.Н.Толстого, называя его богохульником, вероотступником, "духовным разбойником", на гласных городской думы за отказ предоставить монастырю дополнительную землю, на редакторов местных газет за публикацию вредных, с его точки зрения, материалов. Благодаря демагогии и популистским лозунгам проповеди Илиодора приобрели необычайную известность. На монастырском подворье иногда собиралось до пяти тысяч человек. 

За Илиодором установили негласный надзор полиции. Жандармы вели за ним постоянное наблюдение, записывали его речи. 

Иеромонах занимался исцелением больных и изгнанием бесов из кликуш и различных припадочных, что создавало ему ореол святого и чудотворца. Когда в 1909 г. Синод запретил Илиодору служение, Илиодор назвал распоряжение Синода "безблагодатным и беззаконным" и продолжал служение. Синод постановил перевести Илиодора в Новосильский монастырь Тульской губернии, но Илиодор не поехал.

Власти всерьез опасались народных беспорядков, так как верующие заявляли о намерении погибнуть голодной смертью за своего пастыря. Жандармский ротмистр писал в рапорте: "Я видел слезы у старых жандармов, казаков, городовых и других далеко не слезливых людей. Эта тысячная рыдающая толпа, готовая за своего пастыря о. Илиодора идти, что называется, в огонь и в воду, положить голову на рельсы, заморить себя голодом, производит крайне жуткое, необъяснимое впечатление…" От такой ненормальной толпы народа можно было ждать всяких неожиданностей. Под давлением общественности Синод отменил решение о переводе Илиодора в Новосильский монастырь.

Наиболее ярким и скандальным событием стало паломничество Илиодора в Саров на праздник перенесения мощей Святого Серафима Саровского, задуманное им с целью "спасения православной веры, самодержавия и простого русского народа". На это торжество стекались тысячи паломников. Илиодор отправился туда со своими приверженцами, которых собралось до тысячи человек, среди них и члены "Союза русского народа". Они учиняли скандалы и бесчинства, особенно доставалось представителям прессы, интеллигенции.
Российско-американские сюжеты
Илиодор проповедует

За эти беспорядки Синод наложил на Илиодора послушание: он был сослан во Флорищеву пустынь Владимирской епархии на десять месяцев, чтение проповедей ему было запрещено. В марте 1911 г. иеромонах бежал в Царицын, укрылся за стенами монастырского подворья, объявив о своем неповиновении правительству и Синоду. Здесь его и посетил Распутин. В проповеди, посвященной этому событию, Илиодор неустанно подчеркивал: "Наш брат во Христе Григорий Ефимович, великий человек…"
Российско-американские сюжеты
Григорий Распутин, Саратовский митрополит Гермоген, Илиодор

В 1912 г. был пойман и вновь заточен во Флорищеву пустынь. Наказание не усмирило Илиодора. После освобождения он написал Синоду о своем отречении от православной церкви: "Жалко было расставаться со старым Богом, в которого я искренне верил, горячо-горячо и самоотверженно ему служил. Теперь у меня новый Бог, не ваш…"

Илиодор попытался создать новый культ - "Солнца и Разума", основал в станице Мариинской (область Войска Донского) общину "Новая Галилея", начал строительство храма. Отошел от "Союза русского народа". Отрекся от Распутина, особо подчеркнув: "Несмотря на то, что он, Распутин, трижды обещал мне скорый епископский сан и бриллиантовую панагию, изобличаю его", величал его не иначе как "святой черт". Собственно, под таким названием он издал и книгу о Распутине, переведенную, в том числе, и на английский язык.

Извинился за свои неоднократные антисемитские высказывания: "Народ израильский… на тебя я больше всех нападал. Крови твоей я никогда не жаждал, но людей против тебя настраивал…". Изменил отношение к Льву Толстому. В 1912 г. он попросил у писателя прощения: "Прости меня, священный прах великого, равного Христу, Старца, великолепного и блистательного Льва, без меры я издевался над тобой… тайный разум мой соглашался с тобой почти во всем твоем вероучении, но явно разум, наполненный учителями смесью из истины и лжи, восставал на тебя и вынуждал меня бить тебя". И это после того, как несколько ранее, 8 ноября 1911 г., в речи он публично заявил: "Главным врагом Церкви православной и всего русского народа является великий яснополянский безбожник и развратитель, окаянный граф Лев Толстой…" и назвал "позором для всей России" выставку в Историческом музее, посвященную писателю.

Особенно рьяно Илиодор нападал на власть. За богохульство, произнесение оскорбительных слов об императоре и особах царствующего дома, организацию преступного сообщества неоднократно подвергался преследованию полиции. В 1914 г. началось следствие по его делу. К этому времени относится и покушение илиодоровки Феоны Гусевой на Григория Распутина. Об организации иеромонахом этого покушения сообщила газета "День". Илиодор свою причастность к покушению отрицал, но полностью его одобрил. Боясь судебного преследования, он бежал с хутора Большого, где проживал, переодевшись в женское платье, сначала в Петербург, затем через Финляндию и Швецию в Норвегию. В 1918 г. вернулся в Царицын и жил там до 1922 г.

При чем тут Америка? - спросите Вы. А вот при чем. Во-первых, по собственным воспоминаниям Илиодора, он уже в 1916 году впервые оказался в США. Американская печать и раньше сообщала о выходках царицынского иеромонаха. "Нью-Йорк Таймс" передавала его девиз: "Мы должны молиться Богу громко" (в переводе получилось "We must pray to God noisily").

В книгах можно найти выдержку из телеграммы архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского) от 23 августа 1916 года в адрес Святейшего Синода (сохранена лексика автора):

Иллиодор в Нью-Йорке. Продаёт жидам за 50 000 гнусную книгу о Царской Семье. Требуются деньги для спасения чести России.

В 1917 году Илиодор снова оказывается в Нью-Йорке. Его задача - издать на английском свои мемуары о недавно убитом Григории Распутине "Святой черт".

Мемуары Илиодора печатали в трехстах американских газетах, несомненно, повлияв на представление рядовых американцев о причинах революции в России, а в 1918 году они будут опубликованы в книге под заголовком "The Mad Monk of Russia: Iliodor. Life, Memoirs, and Confessions of Sergei Mikhailovich Trufanoff (Iliodor)."

Для многих недавно прибывших иммигрантов публикация собственной книги в США была бы высшим достижением, но не таков Илиодор. Он быстро подписывает контракт на съемку кинофильма по его книге с Льюисом Селзником (недавним иммигрантом из России и отцом будущего голливудского титана Дэвида Селзника).

Надо сказать, что в 1917 году Илиодор снимается в одной из главных ролей в кинокартине "Падение Романовых", премьера которой состоялась в Нью-Йорке 6 сентября 1917 года. Сценарий был основан на рукописи все той же книги Илиодора. Главными героями были, конечно, не Николай и Александра, а "Святой черт" Распутин и "Грешный ангел" Илиодор, которого он сам и играл. Титры фильма начинались словами "Падение Романовых" и дополнялись припиской "с Илиодором". Для съемок своего первого фильма Илиодор создал даже собственную кинокомпанию "Iliodor Corporation".

Рецензии на фильм, однако, охладили его, появившееся было намерение сделать карьеру в кино, а новости из России были все более невероятными. В конце 1917 года Илиодор возвращается в Россию. По некоторым данным, его первым намерением было поднять религиозное восстание против большевиков, объявив Троцкого Антихристом, но что-то изменило его отношение. В Царицын в 1918 году он вернулся сторонником Советской власти.

В 1921 году написал письмо В.И.Ленину, предложив ему повести русских людей на церковную революцию, но ответа не получил.

В это время в Поволжье бушевал голод, а в Царицыне работали представители Американской администрации помощи. Эти американцы посетили Илиодора в Рождество 1921 года. Илиодор рассказал им, что был лучшим другом и советником Распутина, настоял, чтобы к нему обращались не иначе как "Mad Monk" (Безумный монах, название его мемуаров). Двое американцев посетили его рождественскую службу и были глубоко впечатлены.

Кинооператор, работавший на АРА Флойд Таубман посетил Царицын в начале 1922 года и снял Илиодора на кинокамеру. Документальный фильм о Русской миссии АРА был показан в кинотеатрах США, он включал съемку Илиодора, его красавицы-жены и двоих детей. Наметанный глаз мог заметить, что, в отличие от других русских, Илиодор привычен к камере. Панорама показывает его стоящим среди толпы своих последователей - никто не выглядит агрессивным - и рядом, у монастырской стены, двух верблюдов. Сопровождающий текст называет его Безумным монахом, а его монастырь - Коммуной вечного мира (Commune of Eternal Peace).
Российско-американские сюжеты
Илиодоров монастырь, он же Свято-Духов монастырь, он же Коммуна вечного мира

Американец Корник писал отцу, что Илиодор возглавляет группу последователей числом в триста крестьян, и что его монастырь управляется "по коммунистическому плану". Все выглядело вполне хорошо, хотя, вероятно, что-то было не так, поскольку Илиодор "надеялся однажды взять всех своих сторонников и отправиться с ними в Америку, чтобы поселиться в Нью-Джерси".

Случилось так, что только сам Илиодор и его семья проделала этот путь уже в том же 1922 году. Задержавшись в Риге, где Илиодор стал баптистом, он сел на пароход до Нью-Йорка 15 ноября. "Нью-Йорк Таймс" писала: "Трудно предсказать, что он будет делать; но что бы это ни было, это будет ярко и на это стоит будет посмотреть". В марте 1923 года стало известно, что Илиодор подал заявление на получение американского гражданства.

О его дальнейшей жизни (продлившейся до 1952 года) известно немного. Он опубликовал книгу о царицынской Марфе (сегодня Марфу намеревается канонизировать Русская православная церковь), переиздавал книгу о Распутине и регулярно проповедовал в нью-йоркской русской баптистской церкви. Кроме того, некоторое время он судился с кинокомпанией Эл Гилберта из-за ее отказа дать ему роль в своей картине "Пять дней в аду".
 

Источники: "Вести русскую массу к политической коммуне нужно через религиозную общину". Письмо иеромонаха Илиодора В.И. Ленину (Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации Е.В. БУЛЮЛИНОЙ, И.В. ГАРСКОВОЙ.)
Patenaude B.M. The Big Show in Bololand: The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stanfrood University Press, 2002

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это случилось в Госдуме России во второй половине мая 2021 года. И прошло незамеченным. Но, как говорится, лучше поздно, чем слишком поздно. Видеозапись этого скандального заседания в одном из комитетов, — говорят, я сам не проверял, — с сайта Госдумы РФ удалена [ а на этом сайте с ...
Прежде чем накормить вас своеобычной фикерской перловкой, поговорим за то, что фикеры и МТА обожают со страшной силой. За ррроскошь. Скажу сразу, я не против роскоши. Пусть будут в произведениях и бальные залы, и президентские люксы, и ёперные театры, и ёкарные бабаи. Но почему бы не ...
По богатому райончегу Ханоя рыщут торговки национальной экзотикой, норовя впарить иностранным гостям головные уборы местного фасона с наценкой 900%. Социально ответственные гости вьетнамской столицы переплачивают и не замечают. Доступны ...
Это прекрасно, когда выходные дни  наполнены смыслом. Как в детстве. Ждешь, чтобы самый близкий и родной человек не пошел на работу, чтобы взял с собой на рыбалку... Или испек плюшек... Или... Ждешь и мечтаешь: скорей бы стать взрослым, чтобы не ждать стороннего разрешения, чтобы все ...
...