Россия форсирует реализацию проекта стратегического бомбардировщика ПАК ДА
zloy_odessit — 28.05.2020
Намедни стало известно, что Россия начала строительство
первого стратегического стелс-бомбардировщика, более известного в
широких массах как ПАК ДА, а в узких — известного как “Изделие 80”.
В Российских же СМИ настойчиво пульсирует информация о том, что
сборку бомбардировщика завершат в 2021 году.
Что же, для среднестатистического россиянина, искренне,
а не за ящик настойки боярышника, любящего свою родину и верящего в
величие оной, эта информация могла показаться радостной и
воодушевляющей. Но, поскольку я к таковой категории не отношусь, то
лично у меня, человека, уделившего много внимания истребителям
Су-57 и чуть меньше российским стратегическим бомбардировщикам,
данная новость ничего, кроме саркастического смешка не
вызвала.
Прежде всего, отмечу, что если в 2021 году россиянам и
удастся что-либо собрать, то это будет не более, чем
демонстрационный макет, который могут так же использовать и для
наземных испытаний. Кроме того, когда я слышу про стелс-технологии,
реализованные в бомбардировщике, от представителей страны, нещадно
продолжающей эксплуатировать ресурс советских Ту-95, Ту-160 и
Ту-22М, и близко не соответствующих по своим стелс-ТТХ американским
Northrop B-2 и Rockwell B-1, а в перспективе и B-21 Raider, и не
реализовавшей оные технологии в своем долгострое Су-57, то и
вправду, ничего кроме улыбки это вызвать не может.
Но вернемся на несколько месяцев назад, когда
вице-премьер РФ Юрий Борисов российским журналистам рассказал о
планах реализовать проект супер-самолета ПАК ДА в период с 2025 по
2030 годы. То есть, два месяца назад Юрий Борисов говорил о
2025-2030 годах, а намедни уже озвучивается завершение сборки
самолета в 2021-м? Не правда ли, диссонируют эти даты? Но, не
заостряем на датах внимание, ведь в российском временном исчислении
они всегда живут своей собственной, нелогичной жизнью.
Куда интереснее в данном контексте поднять вопрос
технической реализации данного самолета. Например, через призму
создания самолета с совершенно новым планером и силовой установкой,
которые должны отвечать всем требованиям современности. Причем
планер будет представлять собой реализацию схемы “летающее крыло”,
которую еще никогда в России не реализовывали в бомбардировщиках и
не имеют на данном поприще достаточного опыта. А силовая установка…
А вот силовая установка, необходимая для подобного самолета, может
быть создана еще очень и очень не скоро.
Например, упомянутый выше долгострой Су-57, до сих пор
еще не получил серийного двигателя второго этапа, который приблизил
бы его к классу истребителей пятого поколения. Ну, а пока, он не
более чем 4+++.
Таким образом, Россия никоим образом не сможет
представить в 2021 году самолет с совершенно новым планером
“летающее крыло”, и тем более с новой силовой установкой, который
бы смог взлететь. И более того, она не сможет этого сделать ни в
2025-м, ни в 2030-м. Ведь на реализацию единственного истребителя
за всю историю Российской Федерации, который был выпущен с
совершенно новым планером, Су-57, у российских специалистов ушли
десятилетия. Если конечно не учитывать того факта, что сама
программа берет свое начало в 1980-х.
Таким образом, технически и технологически Россия не
сможет в ближайшее время создать бомбардировщик, отвечающий ее
требованиям в рамках ПАК ДА. Некий суррогат у нее вполне может
выйти. Но с учетом того, что Су-57, который вполне можно назвать
таким успешным суррогатом, создавался в эпоху заоблачных цен на
нефть (более $100 за баррель) и комфортных цен на газ (в пределах
диапазона $300-$400 за 1 тыс кубометров газа), что за гомункулуса
склепают российские авиастроители в эпоху нынешнего обвала, сложно
себе представить.