Ромеи за два безанта - 12
qebedo — 08.01.2020 Лестница с лифтомВизантийское общество, как и любое средневековое, было, естественно, иерархичным и сословным, где права и обязанности человека определялись его статусом в "пищевой цепи". Но уникальным отличием именно ромейской государственности и общественного уклада была "проницаемость барьеров", которая сохранялась на протяжении почти всей истории Византии. Любой, даже раб, мог быть вознесен на самые высокие вершины "социальной пирамиды", и даже стать василевсом - и случаи тому не были единичными и какими-то исключительными. В чем и состояло разительное отличие от сословно-кастовой системы Западной Европы.
Например, у ромеев так до конца и не сложилось дворянство как сословие. Принадлежность византийца к "знати" определялась степенью его близости к трону и местом в чиновничьей иерархии, которое зависело исключительно от милостей василевса. Конечно же, семьи, веками копившие даримые им автократорами земли и богатства, имели для своих отпрысков намного более выгодное "стартовое положение", чем крестьяне или горожане. Но уж так была устроена византийская бюрократия - "в случай" мог войти любой уличный попрошайка, что великолепно иллюстрировала судьба Василия I Македонянина. Потомок армянских переселенцев, в юности он попал с семьей в плен к болгарам, откуда возвратился в Константинополь нищим, вынужденным ночевать на улицах. Благодаря представительной и смазливой наружности, Василий стал конюхом знатного вельможи, а от него "перешел" к василевсу Михаилу III, который в итоге сделал "молодца из конюшни" своим соправителем и женил на своей любовнице. Когда же строптивый и отличавшийся "перепадами настроения" Михаил задумал избавиться от "подельника", тот сам организовал заговор и убил его, взойдя на трон и основав прославленную Македонскую династию.
И ежели кто-то думает, что это случай исключительный, то нет - таких историй случалось много. Василевс Фока был гекатонтархом (сотником), которого "короновали" взбунтовавшиеся солдаты, а Роман I Лакапин был сыном армянского (опять!) крестьянина, начинавшим простым гребцом во флоте и дослужившимся до друнгария (адмирала) перед тем, как занять престол. А уж простолюдинов, достигших сана не автократора, а "просто высокого чина", было так много, что спокойно можно говорить о тенденции - в Византии не было сословия знати, были лишь "вошедшие в случай" и укрепившиеся в течении нескольких поколений семьи (и это, кстати, часто вызывало порицание - типа, уже 200 лет трутся у власти, явно незаслуженно!). Причем "неблагородные предки" не считались "позорным пятном", а напротив, всячески подчеркивалось, что люди достигли высокого положения собственным трудом и способностями, которые, как верили византийцы (как и все люди в средневековье) передаются потом по наследству.
Тем более что феерические падения, ссылки, отставки, аресты, заключения в монастырь, ослепления и оскопления, а то и "просто банальная казнь" случались с вельможами тоже "почти каждый день". В общем, судьба человека знатного полностью находилась в воле автократора, и если он этим не был доволен, у него был только один путь - бунт и мятеж, который ведь всегда может и "кончится иначе"...
Посему местом обитания знати всегда были Константинополь и крупные города - центры административных округов (позже фем), где либо василевс, либо его наместник экзарх, либо стратиг выполняли роль "подателя благ", да и на "почту с телеграфом" в случае чего было быстрее. Привычки жить в своих поместьях у византийских магнатов не было вплоть до времен Комнинов и Палеологов, когда они могли себе позволить уже основывать собственные княжества, особенно при смутах в государстве - как случилось, например, после падения Константинополя в 1204 году, когда в Эпире появился сперва независимый деспотат, а затем вообще царство.
Василевс Василий I - из грязи повылазил...
Примерно так же обстояло дело с "с самым низом" общества, где находились рабы. Рабство "досталось в наследство" от Римской империи, но всегда осуждалось христианской церковью и существовало "как бы неофициально" - наличие рабов терпели, но грандиозные "строительства пирамид" с их участием, как и истязания с казнями, категорически не приветствовали. Как и в римском обществе, рабов часто отпускали на волю, превращая в зависимых слуг-отпущенников. ну а уж с "потерей статуса" раба человек мог делать любую карьеру... Но и статус порой тоже не мешал - дворцовые евнухи-кубикулярии все по статусу были рабами, однако именно они часто назначались на самые высокие должности и получали самые высокие титулы при дворе.
Ну и, конечно же, самым мощным "социальным лифтом" была церковь - в ней любой, при наличии талантов, прилежания и толики целеустремленнности мог достичь любых высот, от приходского священника или монаха небольшой обители до патриарха Константинополя. Хотя именно в византийской церкви иерархичности и сословности было больше, чем на том же Западе - к примеру, если в монастырь уходил влиятельный вельможа, ему позволяли иметь монаха-слугу, да и вообще монахи могли иметь личную собственность. А архиепископы и митрополиты крупных диоцезов часто "брали на себя" административную, политическую, а иногда и военную власть в регионе, ибо обладали громадным авторитетом и влиянием в обществе.
Еще одной "особой группой", которая "работала лифтом", стала интеллигенция - люди, получившие образование в специальных школах (от элементарного "читать - писать" до знакомства с философскими и научными трудами). Разветвленный государственный аппарат требовал огромного числа чиновников, к тому же в Византии существовали сложное кодифицированное право и постоянно работающая судебная система, в которой от судей требовалась начитанность в законах, а от адвокатов - в том числе и красноречие. Так что хорошо подвешенный язык и умение четко и доступно излагать мысли могли привести любого ученика к высшим степеням и достоинствам - как знаменитого оратора, писателя, историка, философа и математика Константина (а монашестве - Михаила) Пселла, ставшего из сына бедных родителей, отдавших мальчика в грамматическую школу, главным советником василевсов Константина Х и Михаила VII.
В общем, пространные панегирики "свободе" как отличительной черте государства ромеев, слагаемые писателями на протяжении всей истории Византии, верны - не в отношении прав и свобод гражданина и индивида, а в отношении зыбкости и проницаемости сословных рамок и равенства перед законом, а паче того - волей василевса.
|
</> |